Как правильно поститься в Великий пост

Как правильно поститься? Как нужно питаться в Великий пост? Для чего это нужно? На все эти вопросы Вам ответит редакция портала «Православие и мир»!

Как правильно поститься?

Начинается Великий пост.

В древнеанглийском языке Великий Пост называется словом Lecnten – весна. Весна не только по времени года. Весна души, когда наконец-то надо убрать весь грязный снег грехов, растопить лед в сердцах, когда душа должна расцвести, омытая Таинством покаяния. Великий пост – самый продолжительный и строгий пост Православной Церкви.

Церковный устав выделяет пять степеней строгости поста:

1) полное воздержание от пищи;

2) сухоядение;

3) горячая пища без масла;

4) горячая пища с маслом (растительным);

5) вкушение рыбы.

Согласно церковному уставу два дня первой недели поста и Великая Пятница (пятница Страстной недели) – дни строгого поста – воздержания от пищи.

В остальные дни Великого поста, кроме субботних и воскресных дней, Церковь установила вторую степень воздержания — растительная пища принимается один раз, без масла, в вечернее время. В субботние и воскресные дни разрешается третья степень поста, то есть употребление сваренной растительной пищи, с маслом, причем дважды в день.

Мясо, яйца, молочные продукты, животные жиры исключаются полностью. Рыба разрешается на Благовещение и в Вербное воскресение. Рыбная икра допустима в Лазареву субботу.

Необходимо помнить, что указанные в уставе правила были составлены в древних монастырях и представляют собой идеал поста. В современных условиях пост может ослабляться: так, например, в Московской Духовной семинарии учащимся благословляется рыба чаще, чем 2 раза в пост. Поэтому обычно православные испрашивают благословения священника и определяют с ним меру своего поста.

Для больных, находящихся в пути, детей до 14 лет, для беременных и кормящих женщин, существует ослабленный пост. Церковь советует определить меру поста со священником. Так, святой 19 века Феофан Затворник советовал: «Кушайте рыбу, когда немощны. Бог благословит. Тут нет греха, когда делается по необходимости, а не по прихоти. А когда станете говеть, тогда воздержитесь, если будете крепки. А если нет, то воздержитесь день-другой перед самым причастием; даже и без этого можно, когда немощь». «Никаких нет законов убивать себя, коль скоро известно, что постное расстраивает здоровье. И святой Пахомий в уставе написал монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья.

Относительно поста, когда нет здоровья, –говорит святитель Феофан Затворник, – терпение болезни и благодушие во время ее, заменяют пост. Потому извольте употреблять пищу, какая требуется по свойству лечения, хотя она и не постная». Но при этом надо обязательно посоветоваться с духовником и, даже если он благословит ослабить пост, каяться пред Богом в своей немощи»

Церковь напоминает, что основной смысл поста заключается в более глубокой духовной жизни, в чистосердечном покаянии в грехах, в более частом посещении Богослужений, причастии Святых Христовых Таин и молитве.

«Главное — надо поститься духовно, не обременять себя новыми грехами, когда мы будем каяться», — сказал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II накануне поста.

По слову святых отцов: «Если увидишь нищего, подай ему милостыню; если увидишь врага, примирись; если увидишь своего друга счастливым, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищений и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица и не засматриваться на чужую красоту. …Пусть постится и слух; а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?» Недаром апостол Павел предупреждал нас: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом».

«В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, — жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны. Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми.

Это понятие радости может показаться странным рядом с предельным напряжением, подвигом воздержания, с настоящей борьбой, и тем не менее радость проходит через всю нашу духовную жизнь, жизнь церковную и жизнь евангельскую, потому что Царствие Божие усилием берется. Оно не дается просто тем, кто беспечно, лениво ждет его прихода. Для тех, кто ждет его таким образом, оно, разумеется, придет: придет в глухую полночь, при дет, как Суд Божий, как вор, которого никто не ждет, как жених, который грядет, пока неразумные девы предаются сну. Не так должны мы ожидать Царствие и Суд.

Мы должны вернуться к такому состоянию, которого обычно не можем вызвать даже из своих глубин, настолько оно нам чуждо, — состоянию радостного ожидания Дня Господня, хотя мы знаем, что этот День будет днем Суда. Поразительно слышать в церкви, что мы провозглашаем Евангелие, благовестие о Суде, и провозглашаем, что День Господень — не страх, а надежда, и вместе с Духом Святым Церковь можем сказать: Гряди, Господи, и гряди скоро!.. Пока мы неспособны говорить в таких категориях, нашему христианскому сознанию не хватает чего-то очень важного. Что бы мы ни говорили, в таком случае мы все еще язычники, вырядившиеся в евангельские одежды. Бог для нас еще Бог вдали, и приход Его — мрак и ужас для нас; и суд Его — не искупление, но осуждение наше; и встреча лицом к лицу с Ним — страшное событие, а не час, к которому мы устремлены и ради которого живем»

Митрополит Антоний Сурожский.

Вы прочитали статью «Как правильно поститься в Великий пост». Читайте и другие материалы о Великом посте:

Как подготовиться и провести Великий Пост

Диакон Андрей Кураев: О Великом посте

Прот. Александр Шмеман Великий пост в нашей жизни

Рецепты постных блюд

Великий Покаянный Канон Св. Андрея Критского

Великий пост 2020: как соблюдать

Великий пост в 2020 году начинается сегодня, 2 марта, и продлится до 19 апреля включительно. Великому посту предшествовала Масленица — православные за Масленичную неделю готовятся к самому продолжительному и строгому посту.

Важнейший из многодневных постов православной церкви — Великий пост начинается за семь недель до Пасхи. За это время христиане должны подготовится к встрече главного праздника — Воскресения Христова.

Из четырех многодневных постов Великий пост является основным, самым продолжительным и строгим. Он длится 40 дней включает (шесть седмиц), поэтому называется также Cвятой Четыредесятницей.

Как соблюдать Великий пост

Пост, или говение предполагает не только ограничения в пище, но и отказ всех вредных привычек и увеселений. Это время покаяния, раздумий и усердных молитв.

Духовная практика поста состоит из молитвы, духовного чтения и удаления от всего греховного и отвлекающего от Бога. Телесная подготовка поста состоит из воздержания от скоромной (не постной) пищи.

В течение всего Великого поста православная церковь призывает верующих воздерживаться от употребления в пищу мяса, молока, яиц и рыбы, их не должны быть также в составе других различных блюд. Рыбу разрешается есть в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим или Вербное воскресенье. Один раз — в Лазареву субботу, соблюдающим пост можно есть икру.

Особо строго верующие соблюдают первую и Страстную седмицы – Великого поста. От поста освобождались тяжело больные люди, беременные женщины, кормящие матери, воины, рабочие, занимавшиеся тяжелым физическим трудом, а также люди, находившиеся в пути.

Питание в Великий пост

В первую и последнюю (Страстную седмицу) недели — особо строгий пост. Не разрешается «скоромная» пища.

В понедельники, среды и пятницы — холодная пища без масла один раз в день (в вечернее время).

Во вторники и четверги — горячая пища без масла один раз в день (в вечернее время).

По субботам и воскресеньям разрешается употреблять растительное масло и виноградное вино (кроме субботы Страстной седмицы) два раза в день (в дневное и вечернее время).

В Великую пятницу ничего есть нельзя.

В Великую субботу многие верующие отказываются также от пищи до наступления Пасхи, Уставом же допускается вечером этого дня единократный прием сырой пищи с вином.

Рыба разрешается только в праздники Благовещения (если не совпал со Страстной седмицей) и в Вербное воскресенье (Ваий). В Лазареву субботу рыба не разрешается, но можно употреблять в пищу икру.

Кому не нужно поститься

Детям, беременным женщинам и кормящим мамам лучше вовсе отказаться от поста или сделать свой рацион менее строгим, рассказали ТАСС опрошенные диетологи.

«Во время поста прежде всего следует обогатить свой рацион соей и содержащими сою продуктами, так как это полноценный белок, близкий к животному», — поделился с ТАСС главный внештатный специалист-диетолог Минздрава РФ Виктор Тутельян.

Растительный белок не может быть полноценной заменой животному, так как он усваивается значительно хуже. Однако в условиях отсутствия второго бобовые культуры и соевые продукты являются хорошей альтернативой.

«Белок нам очень нужен. Чтобы не навредить организму, надо выбирать растительные продукты, из которых белок усваивается хорошо, — бобовые и соя. Если вы посмотрите монастырские диеты, там всегда присутствует гороховый суп, чечевичная похлебка, фасоль и другие», — пояснила ТАСС кандидат медицинских наук, врач-диетолог высшей категории Елена Чедия.

Богослужения в Великий пост

В первую неделю Великого поста с понедельника по четверг в храмах на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского (VII-VIII века). Он содержит глубокие покаянные молитвы и проводит аналогии между кающимся грешником и библейскими героями, которые тоже грешили и каялись.

В пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии происходит освящение «колива» — отваренной пшеницы с медом, в память святого великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста.

В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое «Торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания святых икон. Во время этого праздника в середине храма полукругом, на аналоях (высокие столики для икон) выставляются храмовые иконы. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божьей Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истинный всех отступивших от церкви.

Во второе воскресенье Великого поста совершается память святителя Григория Паламы, жившего в XIV веке и раскрывшего учение о силе поста и молитвы.

В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится Святой Крест. Все верующие поклоняются Кресту, поэтому этот день и четвертая седмица Великого поста называются Крестопоклонными.

В четвертое воскресенье Великого поста вспоминают великого подвижника VI века — святого Иоанна Лествичника.

В субботу на пятой неделе поста совершается Похвала Пресвятой Богородице: читается великий акафист Богородице.

В пятое воскресенье Великого поста совершается последование преподобной Марии Египетской.

Шестое воскресенье Великого поста — великий двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник иначе называется Вербным воскресеньем, Неделей Вай или Цветоносной.

На Всенощном бдении освящаются окроплением святой воды распускающиеся ветви вербы (вайа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, которые стоят с зажженными свечами до конца службы, что знаменует победу жизни над смертью (воскресение). Вербным Воскресеньем заканчивается Четыредесятница и наступает Страстная Седмица.

Три субботы — второй, третьей и четвертой недель Великого поста установлены для поминовения усопших: Великопостные родительские субботы.

Последняя неделя Великого поста перед Пасхой называется Страстной неделей. Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя — все дни Страстной недели называются Великими.

Великая суббота — канун Светлого Воскресения, в двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. После этого верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость праздника Воскресения Христова.

КАК ВЫДЕРЖАТЬ ПОСТ И НЕ СОРВАТЬСЯ: СОВЕТЫ ДИЕТОЛОГА

«Подумаешь, не употреблять продукты животного происхождения», — сказали вы перед началом поста. Первая неделя позади… Наверняка на собственном опыте убедились, что это не так просто. Диетолог Татьяна Фиалкова рассказала, как выдержать пост и не сорваться.

Взято «Особенность постного меню заключается не только в запрете на определенные продукты, но и в ограничении объема порции пищи. Цель ограничений — воспитание силы духа и воли, расстановка приоритетов «разум-тело», игнорирование зачастую нездоровых команд со стороны желудка, и, конечно же, не без «телесного» компонента — очищения и «разгрузки» организма. По сути, в основе работы диетолога лежит тот же воспитательный процесс», — говорит диетолог Татьяна Фиалкова.

Как часто делать приемы пищи, чтобы не сорваться

Если вы честно придерживаетесь уставов Великого поста и употребляете пищу один раз в день, проголодав целый день, к вечеру можно попросту «сорваться» и нагрузить организм чрезмерно большим количеством пищи. К тому же, если пища будет содержать чрезмерное количество растительного жира, или состоять из ненатуральных компонентов, есть риск спровоцировать обострение хронических желудочно-кишечный заболеваний: гастрита, холецистита, панкреатита. А при выраженном нарушении работы желчного пузыря, разовый прием пищи абсолютно противопоказан.

Поэтому, для большинства постящихся, рекомендую классический часовой регламент приема пищи: трехразовое питание, но небольшими порциями (не более 300 г за прием). В качестве перекусов между основными приемами пищи можно остановиться на травяных чаях с медом и фруктах.

Какие сытные растительные блюда употреблять?

Сложность постного рациона заключается в отсутствии животных белковых продуктов, которые дают длительное чувство насыщения. В результате, мы интуитивно выбираем не всегда здоровые, но высококалорийные продукты. Они дают быстрый эффект насыщения, но зачастую «холостой» и кратковременный. Это мучные продукты из высокосортной муки и сахара. Именно поэтому в пост многие умудряются наоборот «словить» пару лишних килограммов.

Первое правило

Делаем акцент не на «рафинированное мучное», а на цельно-зерновые продукты (цельно-зерновые крупы, макароны из твердых сортов пшеницы, хлеб из муки грубого помола)

Второе правило

Овощи должны занимать не менее 50% всего дневного рациона.

Третье правило

Необходимо употреблять достаточное количество растительного белка: бобовых (нут, горох, чечевица, фасоль) и органических соевых продуктов. Для поддержания сил взрослому человеку в сутки достаточно получать примерно 80 г растительного белка. Еще один вариант сытного продукта — это орехи и семечки. Но за счет большой концентрации жиров не рекомендую употреблять более 30г орехов в один прием. И лучше использовать их в качестве дополнения к овощным или зерновым блюдам (добавлять в салат или кашу).

Какой примерный рацион составить на день?

Утро

На завтрак можно употреблять свежие фрукты, размоченные сухофрукты или делать зеленые смузи. В утреннее время пищеварительный тракт любит проводить детоксикацию организма, и наша задача — не нарушать очистительные процессы приемом слишком плотной пищи.

Обед

В обеденное время (с 12:00 до 14:00) организм находится в максимальной готовности принять и усвоить питательные вещества, поэтому уместными будут наиболее плотные растительные продукты — бобовые, зерновые, орехи и семена.

Ужин

К вечеру, только с оглядкой на риск набрать лишние килограммы, рекомендую оставить на ужин одни лишь овощи (в сыром или термически обработанном виде). При отсутствии склонности к набору избыточного веса, при наличии регулярной физической активности, ужин дополняем белковыми продуктами: бобовыми и изделиями из органической сои.

Как поститься и не навредить своему здоровью?

Исключив привычные блюда из животных продуктов, мы часто думаем, что постное меню — это однообразное, скучное и бедное на пищевые нутриенты и витамины питание.

В действительности, растительный рацион включает огромный ассортимент продуктов, блюд и напитков, которые позволяют питаться сбалансировано и вкусно! Плюс постного рациона — это возможность возродить невероятно полезные пищевые традиции наших предков: льняная каша, овсяные кисели, растительное (маковое или ореховое) молоко, всевозможные рецепты бездрожжевого хлеба, узнать много новых здоровых продуктов, которые были забыты нами в период промышленной «революции», когда натуральные продукты стали активно вытесняться рафинированными и пустыми калориями. Даже самый искушенный гурман-постник будет поражен, насколько велико разнообразие здоровых сладостей, рецептов овощных и фруктовых блюд. Ведь достаточно проявить интерес и подойти к «постному» вопросу творчески.

Какие полезные добавки употреблять в период Великого поста?

Дополнительно принимать витаминные комплексы, с целью профилактики гиповитаминоза, не рекомендую. Если постный рацион будет состоять исключительно из цельно-зерновых продуктов, свежих овощей и фруктов, качественного растительного белка, вполне вероятно, что организм получит даже больше питательных нутриентов, чем на традиционном питании. Например, запасы кальция в организме в полной мере восполняют всевозможные виды растительного молока (ореховое, маковое и др.), органическая соя; железо — красные овощи, фрукты и соки из них (свекла, гранаты, с/м вишня, яблоки и др.); витамины группы В и весь спектр микроэлементов содержатся в полной мере в зерновых/бобовых.

Исключение могут составить жирорастворимые витамины, которые в большей мере (примерно на 70-80%) поступают в организм из продуктов животного происхождения. Если имеются симптомы их недостатка (выраженная сухость и шелушение кожных покровов), возможен прием препаратов рыбьего жира и витаминов А, Е в профилактической дозировке.

Но лучше принимать решение о дополнительном приеме витаминных/минеральных комплексов после консультации со специалистом. Так как многие фармпрепараты, к сожалению, оказывают неблагоприятное воздействие на печень и нередко вызывают аллергические реакции. Также, более внимательный подход требуется к детям, беременным и кормящим.

Советы для тех, кто следит за фигурой

Для тех, кто следит за фигурой, следует помнить незыблемое правило — все мучные продукты (хлеб, макароны), каши, растительные жиры (масла, орехи, семечки), сладкие фрукты лучше употреблять до 16:00. А на ужин отдать предпочтение овощам, соевым продуктам и зелени, возможно, бобовым, кислым фруктам и ягодам.

В пост можно похудеть только при сбалансированном рационе и употребляя калорий меньше, чем расходуется в течение дня. На постных конфетах и постном майонезе можно легко прибавить в весе. Например, типичная ошибка, когда постящиеся переедают совершенно «безобидными» семечками и орехами, употребляют килограммы сухофруктов в день и т.д.

Как правильно выходить из Великого поста?

При ежедневной активной физической нагрузке следует употреблять белковые продукты во время каждого приема пищи (фасоль, горох, нут, чечевица, орехи, органическая соя).

Начало и окончание поста должны быть максимально плавными, и это очень важный момент. Резкие перемены в питании могут спровоцировать обострения хронических состояний и негативно сказаться на работе пищеварения.

При выходе из поста, не стоит сразу «набрасываться» на обильную мясную и жирную пищу в первый же день.»

Придерживайтесь советов диетолога и питайтесь правильно в Великий Пост.

ВЕЛИКИЙ ПОСТ. 25 советов постящемуся

Великий Пост. 25 советов постящемуся,
или Голод не в желудке, голод – в голове​
См. Календарь Великого Поста.​
1) Цель поста.
Пост – это аскетическая практика, её цель – умножение любви, приближение к Богу, за счёт концентрации на духовной жизни.
Почему в Церкви так много постов? С точки зрения аскетики, чревоугодие – коренная страсть, она лежит в основе остальных семи главных страстей (блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия, гордости). Без победы над этой страстью будут тщетны остальные подвиги.
Что же нам мешает в обычной жизни, когда нет поста, так же приходить к Богу? Почему недостаточно от нас одних хороших намерений и стремлений? Почему надо обязательно воздерживаться от пищи и повседневных развлечений? Здесь все объясняется естественными свойствами. Поскольку человек имеет не только душу, но и тело, эти две природы в нем воздействуют друг на друга. Например, плотно наевшись, или выпив алкоголь, мы с трудом можем решить какую-нибудь задачу, которую в другое время с легкостью осилили бы. Или, если мы весь день развлекались или бездельничали, вечером с трудом можем себя заставить подумать о чем-то серьезном или решить сложные проблемы. Поэтому любой пост начинается с воздержания – отказа от сытной и обильной пищи, развлечений, лени и праздности (ничегонеделания).
2) Плоды поста.
Пост Богу не нужен. Пост нужен нам. В человеке, творении Божием, естественно заложена любовь к Богу и любовь к ближним, как в маленьком ребенке – к родителям. Во время поста, очищаясь покаянием, мы эту любовь начинаем чувствовать сызнова. Поэтому наша потребность к посту – тоже естественна. Если мы сильно грязны телом, то естественна нам потребность омыть тело. Если душа наша запятналась грехом, то желание ее омыть покаянием – не менее естественно.
Главный плод поста – это любовь к Богу и к ближним, это освобождение из рабства страстей и грехов, когда наша душа пробуждается и начинает жить духовной жизнью.
3) Подготовка к Великому посту.
Поститься надо с рассуждением. Для этого необходимо заранее (для семейных людей на семейном совете):
а) Определить порядок питания для детей и взрослых на все время Поста и попросить священника благословить соблюдение этого порядка;
б) определить порядок просмотра телевизора (от ограничения до полного исключения), пользования компьютером в нерабочих целях;
в) увеличить продолжительность молитв;
г) назначить время для личного или общесемейного чтения православной литературы, подходящей для всех;
д) назначить время для прихода в храм в будни, подготовиться к участию в великопостных богослужениях (найти тексты Покаянного канона, повечерия, Литургии Преждеосвященных Даров, служб Страстной седмицы);
Все это исполнено должно быть без всякого насилия, чтобы в семье на время поста установилась особая атмосфера любви к Богу и друг ко другу. Пост – это своего рода сражение со страстями (недостатками) и грехами. Поэтому пост требует от всех членов семьи решимости и твердой воли. Пусть ваша решимость и твердая воля будет для всех примером. Вместе с великодушием и терпением ваш пример преобразит ваших близких и родных людей.
4) Доброделание. Хорошо бы навещать кого-то, кто нуждается в вашей помощи, внести пожертвование на благое дело. Также не забудем посетить одиноких и немощных для поздравления с Пасхой.
Выше было сказано о борьбе со страстями, но не будем забывать, что духовная борьба – это не цель, а лишь средство для стяжания добродетелей, уподобления Христу. Дела милосердия помогают нам обрести столь необходимое нам смирение.
5) Не давать зароков о воздержании от какого-то греха, вредной привычки «на Пост»: если это грех, то от него надо избавляться навсегда. Так, например, если у вас «проблемы» с алкоголем и вы дадите зарок не пить в Пост, это значит, что вы будете семь недель предвкушать выпивку, а не христианскую встречу Пасхи.
6) Внешнее поведение. Следует избегать внешнего проявления своего подвига. Будьте приветливы и спокойны. Одновременно постарайтесь быть кроткими, чтобы от вас никакого негатива не исходило. Один из признаков неправильного поста – это раздражительность, гневливость. Господь заповедал нам: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры».
7) Рассудительность. У гордости две крайности: либо все – либо ничего. А средним путем гордый не может идти. Все должно быть в меру, чтобы наше тело не мешало нашему уму молиться. Невозможно стать совершенным за один Пост, но можно и нужно приближаться к совершенству хотя бы на один шаг во время каждого Поста. Пост в пище по силам каждому христианину, но мера строгости его бывает различной. Одна мера для монахов и духовенства, другая – для мирян. Умение поститься приходит со временем, от Поста к Посту, гастрономический пост – это более школа, нежели экзамен.
8) Причащение в Пост. Для тех, кто пока ещё не причащается регулярно, желательно несколько раз за время Поста исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.
Существует традиция всеобщего Причащения в Великий четверг (день установления этого Таинства Иисусом Христом).
9) Составляющие Поста. Пост как воздержание можно подразделить на: информационный, душевный (развлечения), гастрономический, супружеский. Современный человек перекормлен, напичкан информацией, Пост должен ограничить этот поток, рассеивающий чувства и мысли. Условием правильного Поста является воздержание чувств. Нужно беречься от праздных разговоров, развлечений и суеты. Пост – хороший повод бросить, наконец, вредные привычки, излечиться от теле- и компьютерной зависимости.
Пороки и добродетели в человеке – это две противоположности. Печаль – это когда не достает надежды, гнев – когда недостает кротости, эгоизм – когда не достает любви к Богу и ближним. Так, каждой страсти можно противопоставить свою добродетель. Не может человек быть одновременно и не кротким, и не гневливым. Это парадокс. Если вы решили побороть какую-то страсть в себе, то этого невозможно сделать только боря ее, совершенно необходимо развивать в себе противоположную ей добродетель.
10) Состав пищи. Пища, которую мы едим Постом, должна быть по возможности простой. Когда начинаются рассуждения о кальмарах и прочих изысках – это уже лукавство. Можно сказать, что постный подвиг начинается не тогда, когда мы сели за стол, а когда мы пришли в магазин.
11) Степени поста. Сухоядение, употребление растительного масла.
Существуют пять степеней гастрономического поста. В зависимости от физического здоровья христианин может согласовать с духовником свою норму. За последние годы проведено множество научных исследований употребления той или иной пищи при различных болезнях, уточните, действительно ли без котлеты вас неминуемо ждёт летальный исход, как утверждает участковый врач?
Нужно помнить, что наш Устав – монастырский, из южных широт. Мало кто задумывается, почему в некоторые дни в Уставе запрет на растительное масло (сухоядение). А причина в том, что вместо масла в южных странах употребляют оливки, и включать в свой постный рацион еще и растительное масло в монашеской практике воспринималось как излишество. Можно провести такую параллель: не услаждайте свой вкус яблочным соком, ешьте яблоки. Нужно с рассуждением брать на себя постные гастрономические подвиги.
12) Мысли о еде. Пища не должна занимать наш ум во время Поста. Постараться вообще не думать о еде; превратить еду исключительно в физиологический процесс, убрав эстетическую составляющую.
Не будем забывать, что голод не в желудке, а в голове. Когда очень захочется есть, предложите себе кусок чёрного хлеба с водой, так вы легко сможете проверить, действительно ли вы голодны.
Не верьте лукавым мыслишкам, что еда в посте не главное, можно перестать поститься, но зато активно начать делать добрые дела. Ничто не помешает нам делать добрые дела и без куска сыра в желудке.
13) Гости. Практически на любом застолье присутствуют постные продукты. Можно спокойно их вкушать без привлечения лишнего внимания к себе.
Крепко вставшие на путь духовной жизни могут вообще отказаться от застолий с нецерковными людьми на весь Пост, потому что искушения в гостях обязательно будут: не только пищевые, но и в виде смеха, шуток.
14) Нарушение поста. Никогда не поздно начать поститься или возобновить нарушенный пост. В случае неудачи не поддавайтесь на лукавую уловку бросить в этот раз Пост, но уж в следующий раз (в следующем году) начать поститься «по-настоящему».
Уныние – не лучший советчик, не поддавайтесь на провокации. Почему-то считается, что духовная жизнь – это то, что должно получиться само собой, и когда человек впервые «спотыкается» на пути к Богу, то сразу опускает руки. Тем не менее, и в духовной жизни существуют свои принципы и закономерности, их изучает аскетика. Поэтому подходите к посту разумно, изучая опыт святых подвижников.
15) Борьба со страстями. Многие замечали, что, как только начинается Пост, – сразу начинаются искушения. Что ж, эти искушения надо благодарно принимать. Ведь благодаря им мы видим, где наши слабые места. Не поели вовремя – становимся раздражительными. Слышим упреки в свой адрес – обижаемся. Не успеваем сделать то, что обещали, – унываем. Это не значит, что мы стали хуже. Просто Господь дает нам хоть немножко увидеть самих себя в истинном облике. То, что мы видим, – отправная точка для работы над собой, тема для исповеди, предмет исправления.
Когда уходит излишняя суета и сытость, в нас совершенно естественно обостряется восприятие жизни. Можно сравнить в пост себя с человеком, который увидел в лесу медведя. Такой человек и видеть начинает в два раза острее и бегать в два раза быстрее.
Наша жизнь намного проще и беспечнее, нежели была у наших предков (которые были намного более религиозны). Сытость и беспечность как бы усыпляет наш духовный взор, нашу потребность в Боге.
16) Отношения в семье. Неверно считать, что семья только отвлекает от постного подвига. Целью Поста является умножение любви ко всем людям, среди которых семья нам ближе всех. Во время Поста сосредоточимся на том, чтобы больше внимания и тепла уделять нашим близким, больше времени проводить в кругу семьи.
17) Мир с ближними. Без этого весь труд Поста становится бессмысленным. Неслучайно в Великий пост мы вступаем через Прощеное воскресенье. Следует постараться примириться со всеми перед Постом и после этого категорически избегать конфликтов. Любые потенциально конфликтные выяснения отношений отложить на время после Поста.
Будьте бдительны, именно в Пост потенциально конфликтные ситуации могут буквально преследовать вас!
Есть история про разбойников, которые убили путника и нашли в его котомке хлеб и сало. Хлеб съели, а сало не тронули. Потому что это грех – есть сало в Пост.
18) Неверующие родственники. Пост не должен стать источником ссор в семье, когда один из супругов не пришел еще к необходимости поститься, а другой искренне этого желает. Постарайтесь найти общий язык с ближними, объяснить им смысл Поста. И очень желательно, чтобы они заметили в вас не только отказ от пищи, но и теплоту, и любовь к ним.
19) Чтение Священного Писания. Очень хорошо чаще читать Постом Священное Писание, несмотря на то, что это принято делать ежедневно. Но и здесь тоже не надо непомерных подвигов. На будничных службах Великого поста читаются каждый день небольшие отрывки их трех ветхозаветных книг Библии – Бытия, пророка Исаии и Притчей Соломона. Вот эти-то книги было бы полезно дополнительно прочесть за Пост.
20) Участие в церковных богослужениях. Пост без молитвы – просто диета. Уподобляясь в посте палестинским монахам, не будем забывать сколько часов в сутки они молились. Самые важные богослужения Поста: Великий Канон в понедельник-четверг первой седмицы, Литургии Преждеосвященных Даров в будни (обычно это среда и пятница), Мариино стояние (четверг пятой седмицы; совершается, обычно, в среду вечером), утреня Великой Пятницы с чтением Двенадцати страстных Евангелий (совершается в четверг Страстной седмицы вечером), вынос Плащаницы в Великую пятницу (совершается в третьем часу дня).
21) Великопостные молитвы дома. Молитва в Пост должна исполняться неукоснительно. Попробуйте использовать время поста как школу молитвы. Полезно прибавить к молитвенному Правилу молитву святого Ефрема Сирина. Полезно ежедневно читать хотя бы понемногу Постную Триодь (содержит службы Великого Поста). Есть выписки из Постной Триоди во многих «толстых» молитвословах или можно найти их в Сети.
22) Обретение навыка Иисусовой молитвы. В любое время можно молиться Иисусовой молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».
Иногда можно услышать страшилку о том, что Иисусова молитва только для монахов и мирянам запрещена, а то в прелесть можно легко впасть. Скажем больше, для мирянина даже простая вода может быть смертельно опасна… Если сразу выпить ведро… То есть, проблема не в молитве, проблема может быть в нерассудительном её применении. Специально для мирян составлено пособие по Иисусовой молитве протоиерея Валентина Свенцицкого «Монастырь в миру».
23) Если нет никакой возможности прийти в храм. Можно дома самостоятельно прочесть, например, Канон преп. Андрея Критского, даже ночью, как делали наши благочестивые бабушки. На сайте «Азбука веры» ведётся прямая видеотрансляция богослужений из храма, также представлены их аудиозаписи (в аудиоразделе) и тексты.
24) Пост и катехизация. Большую пользу может принести во время поста посещение занятий по основам православия. Христианское богословие системно и имеет смысл изучать его цельно, а не фрагментарно. На вопрос, сколько времени требуется, чтобы узнать все необходимое о вере, правильно отвечать: «Вся жизнь». Ведь православие – это не теория, а образ жизни. Богопознание – процесс бесконечный, который начинается на земле и продолжается в вечности. Подробности о наших занятиях: https://vk.com/orthospb
25) Пост – путь к Пасхе. Пост – это полноценное духовное и физическое очищение человека как подготовка его к Великому празднику Пасхи. Кульминация постного подвига – не пасхальное разговение, а Причастие Тела и Крови Спасителя в Пасхальную ночь и всю Светлую седмицу.
В заключение предлагаю небольшой тест: Великий Пост

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *