Тайна вдовы Лаврушиной

Константин Аверьянов: Если вы возьмете план Москвы, скажем, середины XVIII века, то увидите, что названия имели только главные улицы. Переулки были безымянными. Типичный адрес рубежа XVII-XVIII веков: «Первый переулок направо от Мясницкой». В переписи 1620 года находим такие определения: «у Рождества на Кулишках на большой улице возле Рыбного ряду» (о позднейшей улице Солянке), «у Пятницы на Кулишках на большой улице» (о ней же), «с Покровки от Николы в переулок» (о нынешнем Златоустинском переулке).

Ближе к началу XIX века улицы стали называть именами наиболее известных домовладельцев. Лаврушинский переулок — это потому что у купеческой вдовы Лаврушиной был домик в этом переулке.

После пожара 1812 года Москва строилась заново. Практически все улицы и переулки получили новые имена в пределах своих полицейских частей. Позднее названия стали давать централизованно.

В 1917 году случились революции. 12 апреля 1918 года на заседании Совнаркома был принят знаменитый декрет «О памятниках Республики», который предписывал снимать памятники, воздвигнутые «в честь царей и их слуг».\ А специально созданная комиссия должна была «спешно подготовить… замену надписей, эмблем, названий улиц, гербов и т. п. новыми, отражающими идеи и чувства революционной трудовой России». Началась вакханалия переименований.

«Правильных» названий не хватало. Большевистские комиссары сидели и придумывали, в честь кого же назвать улицу. Так, в районе Остоженки появился Померанцев переулок: оказывается, был прапорщик Померанцев, который в 1917 году участвовал в московских боях и погиб. Вернее, так думали товарищи, сидевшие в райкоме. На самом деле Померанцев попал в госпиталь и выжил. Назвали улицу в честь живого человека.

Но ведь мода называть улицы в честь известных людей появилась до большевиков?

Константин Аверьянов: Обычно у нас говорят, что это началось при советской власти, но на самом деле раньше. Приведу простой пример. Был в Москве XIX века такой генерал-губернатор — князь Владимир Долгоруков. Чем он прославился? Он прогубернаторствовал 25 лет, с 1866 по 1891 год, и хотел быть увековеченным. Было принято решение назвать улицу в его честь.

Когда случилось первое переименование?

Константин Аверьянов: В правление отца Петра I — Алексея Михайловича Тишайшего. Царь ездил на богомолье из Кремля в Новодевичий монастырь по Чертолью — это где сейчас стоит храм Христа Спасителя. Под землей, заключенный в XIX веке в трубу, там бежит ручей Черторый, названный так из-за бурного течения: «черт роет». Алексею Михайловичу не нравилось упоминание нечистого, и он велел переименовать Чертольскую улицу в Пречистенку.

Допустим, вам нужно назвать улицу. С какими трудностями вы сталкиваетесь?

Константин Аверьянов: Прежде всего, имена не могут повторяться в пределах одного населенного пункта. Например, в Троицке есть улицы 1-я и 2-я Изумрудная. В 2012 году этот город вошел в состав Москвы, где тоже есть Изумрудная. Плохо. На всех этих улицах прописаны люди, есть организации, поэтому мы были вынуждены закрепить названия, хотя это противоречит нашей политике.

Как найти оригинальное название?

Константин Аверьянов: Это достаточно сложно. Приведу пример. Сейчас на юге Москвы застраиваются бывшие производственные площади. Некогда там был судоремонтный завод, и в районе сохранилось несколько названий, близких к морской теме. Одну из новых улиц мы хотели назвать Адмиралтейской, но Адмиралтейство — это, понимаете, все же ближе к Петербургу. В итоге назвали Корабельной — в память о заводе.

Название улицы должно быть, скажем так, благозвучным. И не вызывать ненужных ассоциаций. Там же, на юге, строится еще один жилой район — порядка двух десятков улиц. Застройщик решил назвать их в честь русских художников начала XX века. Мы хотели было увековечить художницу Наталью Гончарову, но не стали: все бы думали, что это жена Пушкина.

Называть улицы — сложная и трудоемкая работа. В 1962 году, когда открыли Московскую кольцевую автодорогу, город расширился вдвое. И что оказалось? Двадцать Школьных, двадцать Рабочих и так далее. Пришлось переименовывать. От одинаковых топонимов надо уходить.

Где же искать источники для новых названий?

Константин Аверьянов: Знаете, все так называемые открытия происходят случайно. В тех же 1960-х в Москве появились две улицы Кирова. Одна из них — нынешняя Мясницкая, а вторая находилась в городе Бабушкине. Центральную улицу комиссия трогать не могла, а что делать со второй? Киров был значимой фигурой в советском пантеоне. Наконец кто-то вспомнил, что Киров родился в городе Уржум Вятской губернии. Посмотрим на карту: Бабушкин находится на северо-востоке, как и Уржум. Так появилась улица Уржумская и принцип географической привязки. Севастопольский проспект на юге Москвы, Амурская — на востоке, Белозерская — на севере и так далее. Этот принцип наименования стал очень популярен.

Кстати, если вы хотите, чтобы улицу назвали вашим именем, помните, что вопрос о наименовании в честь человека может подниматься лишь спустя 10 лет после его кончины.

Это правило не всегда работает. В сентябре 2016-го умер первый президент Узбекистана Ислам Каримов, а уже в ноябре его именем назвали сквер рядом с посольством этой страны.

Константин Аверьянов: Всякое правило украшает исключение. В конце прошлого года умер Фидель Кастро…

…и в Москве сразу появилась площадь в его честь.

Константин Аверьянов: Потому что к Кастро можно по-разному относиться, но это великий человек. В Законе о наименовании территориальных единиц, на который мы опираемся, есть оговорка: если с предложением об этом выступит президент России или мэр Москвы, возможно исключение. Надо заметить, они пользуются этим правом очень аккуратно.

Может вдруг обнаружиться неназванная улица?

Константин Аверьянов: Недавно на севере Москвы, в Бибиреве, засыпали речку, и появился переулок — безымянный, вернее, очередной Проектируемый проезд. Краеведы предложили увековечить память деревни Подушкино, которая существовала в тех местах с XVII века по 1960 год. Исследователи написали в префектуру, префектура вышла на нашу комиссию, и мы назвали переулок Подушкинским.

Любой человек может написать в комиссию, и ему ответят. Естественно, предложение должно быть аргументированным и опираться на конкретные исторические данные. Допустим, мы читаем историю села, которое находилось неподалеку от новой улицы, и видим: вот речка протекала, которую хорошо бы зафиксировать, вот домовладельцы интересные были… Эта традиция наименования — изобретение не нашего времени, а гораздо более раннего. На месте ВДНХ когда-то было село Леоново, которое принадлежало князьям Хованским. И вот в 1922 году Александровскую улицу, названную в честь Александра II, переименовали в Хованскую.

Честно признаюсь, у меня узкая специальность: история Ивана Калиты, и в Новой Москве неспроста появилась улица в его честь… А поскольку назвать надо было две улицы и у Калиты был старший сын Симеон Гордый…

Значит, иногда вы исходите из личных симпатий?

Константин Аверьянов: Не без этого.

Какие предложения вам поступают?

Константин Аверьянов: Разные. Например, в Северо-Восточном округе есть так называемый Долгий пруд. Там живет большая колония чаек. Местные жители захотели назвать свою улицу улицей Озерной Чайки. Мы им отказали, потому что названия даются не на день и не на год, а на столетия. Вдруг через несколько лет чайки перестанут там селиться? Так что пока улица остается безымянной — будем думать дальше.

История с переименованиями, кажется, закончилась?

Константин Аверьянов: В августе 2008-го умер Александр Солженицын, и мы переименовали в его честь Большую Коммунистическую улицу. Нобелевский лауреат все-таки.

Как вы думаете, название улицы имеет значение для тех, кто на ней живет?

Константин Аверьянов: Когда вы произносите «Ленинский проспект», вы ведь не думаете о Владимире Ильиче? Для вас это привычное название, скорее всего лишенное бытовых ассоциаций с конкретным человеком. А когда упоминают Лаврушинский переулок, вы прежде всего вспоминаете о Третьяковской галерее, а не о купеческой вдове Лаврушиной. Тем более что мы ничего о ней не знаем.

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2007 г. N 57 г. Москва О порядке присвоения имен благотворителей научным и образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти, а также закрепленным за указанными учреждениями объектам недвижимого имущества

В целях развития благотворительности Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о присвоении имен благотворителей научным и образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти, а также закрепленным за указанными учреждениями объектам недвижимого имущества.

2. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральным агентством по физической культуре и спорту и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в месячный срок образовать межведомственную комиссию по вопросам поощрения благотворительной деятельности, утвердить персональный состав комиссии и ее регламент.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рассмотреть вопросы поощрения благотворительной деятельности на региональном и муниципальном уровнях.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М. Фрадков

Положение о присвоении имен благотворителей научным и образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти, а также закрепленным за указанными учреждениями объектам недвижимого имущества

1. Настоящее Положение определяет порядок присвоения имен граждан и юридических лиц, осуществлявших или осуществляющих благотворительные пожертвования (далее — благотворители), научным и образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти, а также закрепленным за указанными учреждениями объектам недвижимого имущества.

2. Присвоение имен благотворителей научным и образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти, получающим благотворительные пожертвования (далее — учреждения), или закрепленным за учреждениями объектам недвижимого имущества (далее — объекты недвижимого имущества) является одной из форм поощрения лиц, имеющих безупречную репутацию, которые своей активной благотворительной деятельностью внесли значительный вклад в развитие российской науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта.

3. Решения о присвоении имен благотворителей учреждениям и объектам недвижимого имущества принимаются Правительством Российской Федерации на основании рекомендаций межведомственной комиссии по вопросам поощрения благотворительной деятельности (далее — комиссия).

4. Решение о присвоении имени благотворителя учреждению или объекту недвижимого имущества может быть принято в случае, если благотворительные пожертвования в формах, установленных статьей 5 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — пожертвования), осуществлялись или осуществляются благотворителем на постоянной и долговременной основе (не менее 5 лет). Общая стоимость пожертвований должна быть не менее объемов бюджетного финансирования учреждения или объекта недвижимого имущества за соответствующий период.

5. Имена благотворителей не могут быть присвоены учреждениям и объектам недвижимого имущества, которые в настоящее время носят присвоенные ранее в установленном порядке имена выдающихся государственных, политических и общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки и образования, литературы и искусства, физической культуры и спорта.

6. Учреждениям и объектам недвижимого имущества не могут быть присвоены имена:

а) лиц, использовавших подложные сведения и (или) сообщивших заведомо ложные сведения, в том числе и об осуществленной ими благотворительной деятельности;

б) лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость;

в) лиц, выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя или иными действиями создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

г) иностранных граждан, в отношении которых в установленном порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) на территории Российской Федерации;

д) лиц, признанных в установленном порядке недееспособными (за исключением случаев, когда решение суда о признании лица недееспособным принято после осуществления им пожертвования);

е) лиц, имеющих просроченную задолженность по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации.

7. Представление о присвоении имени благотворителя учреждению или объекту недвижимого имущества (далее — представление) могут вносить:

а) учреждения;

б) общероссийские общественные объединения, уставная деятельность которых направлена на развитие науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры или спорта.

8. К представлению прилагаются следующие документы:

а) анкета благотворителя с указанием его фамилии, имени и (при наличии) отчества, даты и места рождения, гражданства, места проживания, данных документа, удостоверяющего личность, а также сведений об образовании, профессиональной деятельности, отсутствии (наличии) судимости, имеющихся наградах — для гражданина;

б) копии учредительных документов благотворителя, заверенные его руководителем или в нотариальном порядке, — для юридического лица;

в) письменное согласие гражданина (его наследников) или юридического лица на присвоение его имени учреждению или объекту недвижимого имущества;

г) справка налогового органа об отсутствии у благотворителя просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации;

д) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации учреждения, которому предлагается присвоить имя благотворителя;

е) документ, содержащий сведения об объекте недвижимого имущества, которому предлагается присвоить имя благотворителя;

ж) копии документов, подтверждающих фактическое получение учреждением на постоянной и долговременной основе (не менее 5 лет) пожертвований, а также их использование в установленном порядке на нужды учреждения или объекта недвижимого имущества;

з) решение коллегиального органа управления учреждения (ученого или художественного совета, другого совета) или общего собрания (конференции) работников учреждения, поддерживающее представление.

9. Копии документов, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения, подлежат удостоверению (заверяются) органом или учреждением, которое вносит представление, или в нотариальном порядке.

К представлению могут прилагаться документы о педагогической, научной и творческой деятельности благотворителя, а также иные документы, которые могут иметь значение для принятия решения о присвоении его имени учреждению или объекту недвижимого имущества.

10. Представление с прилагаемыми к нему документами направляется для рассмотрения в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение (далее — федеральный орган исполнительной власти).

11. Федеральный орган исполнительной власти рассматривает и проверяет представление и прилагаемые к нему документы в течение 30 дней с даты его получения. При необходимости получения дополнительных материалов срок рассмотрения и проверки может быть в порядке исключения продлен решением руководителя федерального органа исполнительной власти, но не более чем на 30 дней.

12. Федеральный орган исполнительной власти при рассмотрении и проверке представления и прилагаемых к нему документов вправе запрашивать в установленном порядке у федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций информацию и материалы, необходимые для определения соответствия благотворителей требованиям, установленным настоящим Положением.

13. Порядок рассмотрения и проверки представлений и прилагаемых к ним документов устанавливается федеральными органами исполнительной власти с учетом требований настоящего Положения.

14. При рассмотрении представления и прилагаемых к нему документов федеральным органом исполнительной власти учитываются:

а) результаты благотворительной деятельности благотворителя, а также характеризующие его данные;

б) значимость и характер деятельности учреждения, которому предлагается присвоить имя благотворителя;

в) значимость и характер функционирования объекта недвижимого имущества, которому предлагается присвоить имя благотворителя;

г) наличие оригинального полного и сокращенного наименований благотворителя (для юридического лица), учреждения или объекта недвижимого имущества, позволяющих отличить их от других наименований, а также соответствие этих наименований нормам русского языка как государственного языка Российской Федерации.

15. В случае предъявления благотворителю в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, обвинения в совершении преступления рассмотрение представления и прилагаемых к нему документов приостанавливается на срок до принятия решения по такому обвинению в установленном порядке.

16. Федеральное агентство или федеральная служба, находящиеся в ведении федерального министерства, по результатам рассмотрения и проверки представления и прилагаемых к нему документов направляют их с мотивированным заключением в соответствующее федеральное министерство. Федеральное министерство дополнительно рассматривает представление и прилагаемые к нему документы и в течение 15 дней направляет их со своим мотивированным заключением на рассмотрение комиссии.

Федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, по результатам рассмотрения и проверки представления и прилагаемых к нему документов направляет их с мотивированным заключением на рассмотрение комиссии.

17. По результатам рассмотрения представления и прилагаемых к нему документов, а также заключения, указанного в пункте 16 настоящего постановления, комиссия принимает решение о поддержке или отклонении представления.

В случае отклонения комиссией представления информация об этом решении в течение 10 рабочих дней направляется федеральным органом исполнительной власти лицам, внесшим указанное представление.

В случае поддержки комиссией представления соответствующее федеральное министерство или иной федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, вносят в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект решения с приложением представления, прилагаемых к нему документов, заключения федерального органа исполнительной власти и копии положительного решения комиссии.

18. В случае принятия Правительством Российской Федерации решения о присвоении учреждению имени благотворителя в учредительные документы учреждения вносятся в установленном порядке необходимые изменения.

19. Расходы, связанные с присвоением имени благотворителя учреждению или объекту недвижимого имущества, осуществляются за счет средств и в пределах сметы доходов и расходов соответствующей организации.

20. Решение о присвоении имени благотворителя учреждению или объекту недвижимого имущества может быть отменено в случае выявления федеральным органом исполнительной власти обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Положения. К выявленным обстоятельствам могут относиться факты, имевшие место при принятии решения о присвоении имени благотворителя учреждению или объекту недвижимого имущества, и факты, появившиеся после принятия такого решения.

21. Решение об исключении имени благотворителя из наименования учреждения или объекта недвижимого имущества принимается Правительством Российской Федерации на основании рекомендаций комиссии по представлению соответствующего федерального министерства или иного федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации.

В случае принятия Правительством Российской Федерации решения об исключении имени благотворителя из наименования учреждения в учредительные документы учреждения вносятся в установленном порядке необходимые изменения.

Правило недели: улицы с большой буквы

И вновь, и вновь мы возвращаемся к теме грамотного написания названий красноярских улиц. На этот раз выясним, какие слова в них должны писаться с большой буквы, а какие — с маленькой.

Действующие правила правописания на сей счёт дают вполне однозначные рекомендации: все слова в географических названиях должны писаться с большой буквы. Исключения составляют лишь собственно родовые названия (улица, проспект, переулок, площадь и т. д.), а также служебные слова и такие слова, как «лет» и «года». Например, улица 1905 года, улица 60 лет Октября, улица 9 Мая, улица Парижской Коммуны (не Комунны!), улица Красной Армии, улица 26 Бакинских Комиссаров (не 26-ти!), улица 78-й Добровольческой Бригады и т. д.

Вместе с тем в академическом справочнике русского языка указывается, что нарицательные существительные в составных географических названиях пишутся с прописной буквы, если употреблены не в своём обычном значении. Например, микрорайон Зелёная Роща (рощи как таковой нет), но: проспект имени газеты «Красноярский рабочий» (газета была и благополучно продолжает существовать).

Кроме того, с большой буквы следует писать названия титулов, званий, профессий, должностей и т. п., если они присутствуют в названии географического объекта. Например, улица Академика Киренского, улица Адмирала Макарова и т. д.

Ежи Лисовский

Переименование улицы, подтверждение

19 октября 2009

НДФЛ. Спорные ситуации.

В соответствии с п. 1 ст. 2 и ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество является единственным доказательством существования зарегистрированного права и удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права собственности (ст. 2, ст. 14 Закона N 122-ФЗ).

Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав (далее — ЕГРП). ЕГРП содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях (пункты 1 и 2 ст. 12 Закона N 122-ФЗ). Правила ведения ЕГРП утверждены постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 (далее — Правила).

В ЕГРП содержится краткое описание каждого объекта недвижимого имущества, в том числе адрес (местоположение) объекта недвижимости (п. 6 ст. 12 Закона N 122-ФЗ). В графе «Адрес (местоположение)» указывается адрес, как правило, почтовый, или иное общепринятое описание местоположения объекта, позволяющее однозначно определить объект на территории регистрационного округа (п. 28 Правил). В свидетельстве о государственной регистрации права собственности наряду с описанием объекта права, его кадастровым номером также указывается адрес (местонахождение) объекта недвижимости (п. 74 Правил).

В случае изменения сведений об объекте недвижимого имущества уточненные данные вносятся в ЕГРП в соответствии с п. 4 ст. 18 Закона N 122-ФЗ. При этом повторной регистрации права не производится. Основанием для внесения изменений является документ о проведенном государственном кадастровом учете такого объекта недвижимого имущества, представленного органом кадастрового учета в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Кроме того, уточненные данные могут вноситься в ЕГРП и на основании заявления правообладателя объекта недвижимого имущества. К заявлению правообладатель должен приложить кадастровый паспорт объекта недвижимости или кадастровую выписку, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости новые сведения об объекте недвижимого имущества. Если изменения касаются сведений об объекте, включенных в свидетельство о праве собственности на него, то по заявлению правообладателя Росреестр обязан выдать такое свидетельство повторно (Приложение N 2 приказа Минюста РФ от 14.09.2006 N 293 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Из сказанного следует, что получение свидетельства о праве собственности на объект недвижимости повторно в связи с изменением включенных в ЕГРП сведений об объекте недвижимости является не обязанностью, а правом правообладателя. В связи с этим Вам следует самостоятельно определиться с вопросом о необходимости получения нового свидетельства. При отсутствии нового свидетельства третьим лицам в подтверждение идентичности объекта, указанного в первоначальном свидетельстве, в данном случае, на наш взгляд, будет достаточно представления справки органа власти об изменении почтового адреса.

Справочно:

За внесение изменений в записи ЕГРП (за исключением внесения изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке) уплачивается государственная пошлина в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 333.33 НК РФ:

— физическим лицам — 100 рублей;

— организациям — 300 рублей;

— федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления — 50 рублей.

За повторную выдачу правообладателям свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество в связи с внесением в запись о праве, содержащуюся в ЕГРП, изменений, в том числе исправлением в данной записи технической ошибки, за исключением ошибок, допущенных по вине органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, уплачивается государственная пошлина в соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 333.33 НК РФ:

— для физических лиц — 100 рублей;

— для организаций — 300 рублей;

— федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления — 50 рублей.

I. Тип топонимов – годоним.

Имена географические, собственные названия различных объектов —топонимы — встречаются нам всюду: в городе, во время поездок, на уроках географии, при чтении литературы.

Изучает географические названия наука топонимика. «Топос» по-гречески означает «местность», «онома» — «имя». Она связывает воедино географию, языкознание и историю.

Интересует она не только ученых, но и краеведов, каждого любознательного человека. Названия возникают и живут по своим законам. Это — память народная о событиях давнего и недавнего прошлого, о победах и поражениях, о торговых и культурных связях, об освоении новых земель.

Еще в прошлом веке русский ученый Н. И. Надеждин писал: «Топонимика—это язык Земли», а академик Я. К. Грот отметил: «Топографическое имя никогда не бывает случайным и лишенным всякого значения. В нем по большей части выражается или какой-нибудь признак самого объекта, или характерная черта местности, или сведения об истории местности, или, наконец, какое-нибудь обстоятельство, более или менее любопытное для ума и воображения».

Одной из разновидностей городской топонимии являются названия улиц – годонимы. Годонимы – самый подвижный и изменяемый пласт лексики, они являются зеркалом национальной культуры, содержат большой объем информации о традициях, устоях, своеобразии менталитета и особенностях миропонимания, характеризующих то или иное языковое сообщество. Они позволяют увидеть историю городов глазами далеких предков.

Впервые слово «улица» упомянуто в «Изборнике Святослава» 1076 года. «Изборники» 1073 и 1076. Владимир Даль дает свое определение: «Улица — простор меж двух порядков домов; полоса, проезд, дорога, оставляемая промеж рядами домов». Современные языковеды С.И. Ожегов и Д. Н. Ушаков слегка подкорректировали трактовку знаменитого русиста: «Улица — пространство между двумя рядами домов в населенных пунктах для проезда и прохода».

Перед краеведами стоит задача выявить и записать все реально существующие имена улиц, так как они являются памятниками языка, истории, культуры, географии. Они приравниваются к архитектурным памятникам, историческим документам. Топонимы заключают в себе важную культурно-историческую информацию, связанную с духовной и материальной культурой или природой. Они могут указывать на физико-географические и исторические особенности, особенно те, которые в настоящее время уже исчезли.

Топонимы – это код исторической памяти и ценность исторического географического названия состоит в том, что оно несет в себе по крайней мере три вида информации:

• географическую информацию, поскольку оно локализует географический объект в пространстве;

• историческую информацию, поскольку оно сообщает об исторических причинах возникновения имени;

• языковую информацию, т.к. топоним является бесценным, иногда единственным свидетельством языка прошлых эпох, раскрывая тайну не только языка народа, живущего на этой территории, но и народов, прежде его населявших.

Итак, в своем исследовании мы рассматриваем тип топонимов — годонимы, получивший собственное терминологическое обозначение:

Годоним – название линейного объекта (проспекта, улицы, линии, переулка, бульвара и т. п.).

У́лица − элемент городской инфраструктуры. Обычно два ряда зданий пространство между ними для передвижения.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *