Теоретическими источниками раннехристианской философии явились эллинистическая философия I-II в.в., в первую очередь учение Филона Александрийского (ок. 20 г. до н. э.- ок. 40 г. н. э.), неоплатонизм и стоицизм.Филон, опираясь на представление о Логосе как упорядочивающем начале мира, бытия, Космоса, дает ему теологическую интерпретацию. Логос увязывается с образом Бога – творца, стоящим вне времени и пространства, трансцендентным миру (находящимся за его пределами). В силу своей трансцендентности Бог не может вступить в непосредственный контакт с миром, для этого нужен посредник. В христианстве это Иисус Христос, принесший себя в жертву за грехи людей во имя их спасения. Логос, отождествленный с Христом, появляется впервые в Евангелии от Иоанна: «Вначале было Слово (греч. – Логос) и Слово было у Бога и Слово было Бог (Ин, 1,1); “Слово стало плотью и обитало в нем (Ин, 1,4)”. Таким образом, извечно существовавший Логос – мировой порядок, красота и гармония; закон, приводящий все разнообразие вещей к единству, — воплотился в Иисуса Христа. Однако понятия «Бог» и «Христос» не тождественны. Логос – Бог-Сын воплотился среди людей, чтобы они через него узнали о Боге-Отце – невидимом, трансцендентном. Личностное понимание Бога на основе принципа супранатурализма (лат. super – сверх и natura – природа), впервые предложенное Филоном, явилось существенным продвижением в направлении христианства. Только с Богом–Личностью могут быть установлены отношения интимной духовности и взаимной любви.

Вклад стоицизма в формирование христианского мировоззрения состоит в том, что он представил христианству систему нравственных ценностей. Для стоицизма характерна проповедь аполитизма, пренебрежения к реалиям конкретной социальной жизни, отрицание ценностей предметно-телесного мира и противопоставление его духовному, как более высокой сфере жизненных интересов. По мнению Сенеки, одной из главных целей является создание особого содружества людей, общины праведников, соединяющей в себе мир божественный и мир человеческий. Эти люди, свободные от всевозможных страстей, пороков, настоящие хозяева самих себя, обладающие всеми добродетелями и достигшие этих качеств отношением непротивления и религиозной покорности к провиденциальному устройству мира.

Главенствующей идеей христианского мировоззрения является идея единого Бога (монотеизм). Все средневековое мировоззрение теоцентрично. Реальностью, определяющей все происходящее в мире, является не природа, Космос, а сверхъестественное начало – Бог. Именно Оно – абсолютное, вечное, непреходящее придает особый смысл, надмировые ценности, цели, направление мировой истории. Такой способ восприятия и осмысления мира обретает статус главного принципа религиозно-философского теоретизирования – супранатурализма, который конкретизируется более частными принципами, установками: креационизм, сотериологизм, провиденциализм, эсхатологизм и др.

Креационизм (от лат. creatio – создание) библейского учения утверждает, что Бог создал мир из «ничего», сотворил его актом своей воли. Божественное всемогущество каждый миг поддерживает бытие мира, постоянно творит его вновь. Бог как абсолютное творческое начало ни от чего не зависит и является источником всего сущего.

Христианская философия имеет духовно-нравственную направленность, главной целью бытия человека считает спасение его души. Сотериологизм – (от лат. soter – спаситель) – учение, принцип, ориентирующий христианина на спасение души. Само же спасение понимается как процесс соединения человека с Богом в «Божьем царстве». Смысл человеческого существования не в познании и преобразовании природы и общества, а в спасении души, духовном восхождении к Абсолюту.

С сотериологизмом тесно связан принцип богооткровенностиили ревеляционализм (от лат. revelatio – откровение), предполагающий существование чего-то таинственного, непостижимого, которое необходимо знать людям для спасения. Содержание откровения бесконечно превосходит возможности естественного познания. Бог передает людям свою тайну, как акт божественного самораскрытия через пророков и апостолов в Священном Писании (Библии). Христианская апологетика (от греч. apologētikos – защищаю) признает возможность и право интерпретации содержания откровения со стороны церкви, которая рассматривается в качестве единственного и непогрешимого его толкователя. Поскольку Библия понималась как полный свод законов бытия и повелений Бога, особое значение приобретала экзгетика – искусство правильного толкования разъяснения положений Ветхого и Нового Завета. Соответственно, и вся философия была «экзегетична» в своих формах. Очень много внимания уделялось тексту произведений, способам его толкования. Критерием истинности теории стало соответствие духу и букве Библии. Текст стал началом и концом любой философской теории, он анализируется семантически (слова и значения), концептуально (содержание, идеи), спекулятивно (текст как основа для собственных размышлений). При этом использовалась аристотелевская формальная логика.

Важный способ передачи Богом своей тайны – непосредственное общение, вхождение Бога в человека через мистическую интуицию. Откровение в этом случае понимается как непосредственное созерцание Бога, усвоение тайны в силу ее самоочевидности. Этот способ откровения, согласно ортодоксальному христианству, — привилегия святых или тех, кто на какое-то время достигает состояния святости.

Ревеляционизм предполагает абсолютное доверие к источнику сакрального знания, авторитету, полное подчинение ему, исключающее всякое сомнение. Такой подход обуславливает авторитарный, догматический тип мышления христианских философов.

Христианское мировоззрение по сути своей провиденциально. Мир развивается согласно промыслу Божию, распространяющемуся на весь окружающий мир и придающему природным и общественным процессам целенаправленный характер. Божественный замысел предопределяет мировую историю. Людям остается либо содействовать осуществлению этого плана и, тем самым, работать на спасение либо, противодействовать ему, за что Бог подвергает людей всевозможным наказаниям.

Провиденциализм тесно связан с эсхатологией — учением о конце мира. С точки зрения христианства история – целесообразный процесс, направляемый Богом к заранее предопределяемой цели – «царству Божию» – миру истинного, прекрасного и совершенного. Достижение его – конечная цель и смысл человеческого существования.

Апологетика. В к. II-III в.в. образованные христиане стали выступать в защиту своей религии, своего мировоззрения, используя достижения античной философии. Задача, стоящая перед апологетами, заключалась в том, чтобы показать нехристианскому миру, что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий, что лучшие умы из философов античности (Сократ, Платон, стоики) предвосхитили некоторые идеи Христа, что христианская теология и есть единственная философия, несущая людям единую для всех истину, что живой опыт обращения к единому Богу выше отвлеченной эллинской мудрости.

Один из крупнейших представителей апологетики – Тертуллиан (ок.160 – после 220 г.) стал главным теоретиком христианства в области разграничения веры и разума. Образованные греки были убеждены в необходимости доказывать истину, проверять ее логическими методами. Тертуллиан понимал, что евангельские тексты, в целом Новый Завет, преследуют совсем другие цели. Иисус открыл другую сферу, не менее важную, по сравнению с той, что открыл Сократ.

Сократ сделал достоянием греков мир абстрактного мышления, выявил его рациональные законы. Иисус учил морали и воспитывал волю ей следовать на основе убеждения, принимаемого на веру. Иерусалим, где проповедовал Иисус, стал для Тертуллиана символом веры, которая принимает все, даже если это противоречит логике рационального мышления, обоснованного Сократом и его последователями, жившими преимущественно в Афинах. «Что общего, — вопрошает Тертуллиан, — у Афин и Иерусалима, у Академии и церкви?»

Этот знаменитый вопрос–восклицание положил начало противопоставлению разума и веры. Разум должен остановиться перед несокрушимостью веры , которая принимает то, что не может принимать разум. Именно то, что не подлежит рациональному объяснению, может принять только вера: «Сын Божий распят – это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий, — это совершенно достоверно, ибо нелепо; и погребенный воскрес – это несомненно, ибо невозможно». «Верую, ибо абсурдно», — резюмирует Тертуллиан.

Патристика традиционно подразделяется на восточную (греко-византийскую), наиболее крупные представители: Василий Великий (331-379), Григорий Богослов (330-394), Иоанн Златоуст (345-407) и западную (латинскую) –Амвросий Медиоланский (ок.340-397), святой Иероним (ок. 340-420) – переводчик Библии на латынь и Аврелий Августин (354-430). Греко-византийская философия отводит решающее место непосредственному созерцанию Бога в схватывающем интуитивном акте, то есть «мистицизму», в то время как латинско-католическая мысль тяготеет к рационализму. Большое значение в этот период играли споры с неоплатонизмом, гностицизмом и возникавшими внутри христианства ересями.

Классику греческой патристики представляют каппадокийцы (Каппадокия – область на северо-востоке Малой Азии) – Василий Великий, Григорий Назианзин и Григорий Богослов, с которыми связан важнейший этап оформления и утверждения христианской догматики.

Каппадокийцы отредактировали Символ веры, принятый на Никейском (325г.) и Константинопольском (381г.) соборах христианской церкви. В нем в краткой форме обозначены все основные положения христианской веры. Приведем его текст на церковно-славянском языке.

ПЕСНОПЕНИЯ ХРИСТИАНСКОГО МИРА

ПАТРИАРШИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

Место проведения: &nbspПсков

Даты проведения: &nbsp15.11.2019 — 16.11.2019

Подача заявок до: &nbsp05.11.2019

РЕЗУЛЬТАТЫ ОТБОРОЧНОГО ТУРА

Патриарший международный фестиваль «Песнопения Христианского мира» проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла октября 2013 года. и является социально-культурным, просветительским и благотворительным про

ектом, постоянно действующим на территории Российской Федерации. Фестиваль в целом и каждое его мероприятие в отдельности имеют большое просветительское и миссионерское значение.

Фестиваль проводится под эгидой Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения, при поддержке Подворья Патриарха Московского и всея Руси Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Организаторы Фестиваля — Фонд культурного развития общества «Песнопения Христианского мира», Патриарший хор Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под руководством И.Б.Толкачёва.

Художественный руководитель фестиваля – регент Патриаршего хора храма Христа Спасителя И.Б.Толкачёв.

Цель фестиваля — объединение усилий общества, государства и церкви в деле сохранения и развития национальных традиций духовного пения, приобщение широкой общественности, прежде всего молодёжи к церковной, народной, классической и современной академической музыкальной культуре, несущей в себе нравственный и просветительский потенциал, расширение международного культурного сотрудничества и способствование созданию позитивного культурного образа России в мировом сообществе.

Задачи проекта:

— Выявление самобытных творческих детских и юношеских коллективов и отдельных исполнителей, чьё творчество отличается высоким музыкальным профессионализмом;

— Реализация просветительской программы по сохранению и передаче традиций музыкального наследия и создание условий для развития творческого потенциала молодых исполнителей

Девиз фестиваля — Мир становится лучше, когда мы поём.

За период с января 2014г. по май 2019 г. по итогам отборочных туров и конкурсов фестивалем было проведено 9 концертов в Москве, в которых приняло участие более 2 000 участников детско-юношеских коллективов – лауреатов и гостей фестиваля, приезжающих из регионов России (Омск, Пермь, Тверь, Самара, Владимир, Москва и т.д.) и из-за рубежа. В фестивале уже приняли участие коллективы из Грузии, Республики Беларусь, Кипра, Польши, Сербии, США.

В 2019 году проведение регионального отборочного тура VII ежегодного конкурса «Рождественские песни народов мира» Патриаршего международного фестиваля «Песнопения Христианского мира» в городе Псков состоится в рамках Федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» при поддержке Министерства культуры РФ.

Мероприятия фестиваля пройдут в городе Псков 15-16 ноября 2019г. при поддержке губернатора, Комитета по культуре и Комитета по образованию Псковской области.

В 2018 году региональные отборочные туры конкурса «Рождественские песни народов мира», мастер-классы и благотворительные концерты Патриаршего хора прошли в городах Пермь и Владимир при поддержке администраций Владимирской области и Пермского края, с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Мероприятия фестиваля включают в себя тематические конкурсы «Рождественские песни народов мира», «Пасхальные песни народов мира». Тематические конкурсы проводятся в очно-заочной форме.

Региональные отборочные туры являются очной формой тематических конкурсов. Составной частью отборочных туров является проведение мастер-классов, методических и творческих семинаров и лекций для руководителей и участников хоровых коллективов, преподавателей музыкальных дисциплин, учащихся музыкальных учебных заведений и духовных семинарий, которые проводят преподаватели ведущих музыкальных вузов, композиторы.

Открывает или завершает каждый отборочный тур фестиваля благотворительный концерт Патриаршего хора Храма Христа Спасителя.

Победители конкурсов становятся участниками Рождественского и Пасхального благотворительных концертов, которые проводятся в Москве, в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.

К участию в конкурсах приглашаются детские, юношеские, молодежные творческие коллективы, солисты-исполнители, учащиеся образовательных учреждений, воскресных школ и семинарий, воспитанники детских домов, интернатов, дети с ограниченными возможностями здоровья. Возраст участников от 5 до 20 лет.

Конкурсы проводятся номинациям: «Академический вокал», «Хоровое пение» «Народное или этническое пение», «Инструментальное исполнение».

Требования к конкурсной программе:

Общее количество произведений – 3-4

Общее время звучания – 10-15 минут

На конкурсный отбор необходимо представить программу, с которой коллектив или исполнитель планирует выступать на итоговом концерте фестиваля

Критерии оценки конкурсантов:

Качество музыкального исполнения – точность исполнения нотного текста, ритмика, интонация, качество звучания, сложность исполняемых произведений

Соответствие тематике конкурса (как минимум 2 из 3х / 3 из 4х произведений конкурсной программы)

Общее художественное впечатление – выразительность, сценические костюмы

Конкурсный репертуар, соответствующий условиям фестиваля, включает: хоровые, вокально-камерные и инструментальные произведения композиторов-классиков и современников, аутентичные народные песни и наигрыши, инструментальные, вокальные и хоровые обработки народных песен, церковные песнопения.

В тематических конкурсах может принять участие неограниченное количество музыкальных коллективов и исполнителей из регионов Российской Федерации и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Все мероприятия фестиваля «Песнопения Христианского мира» направлены на реализацию просветительской программы по сохранению и передаче традиций музыкального наследия и создание условий для развития творческого потенциала молодых исполнителей.

Певческая традиция Патриаршего хора Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя насчитывает не одно столетие. Самое первое музыкальное действо, прозвучавшее на богослужении 26 мая (7 июня) 1883 года, когда состоялось торжественное освящение Храма Христа Спасителя, было грандиозным: гигантский храмовый свод мощно заполняли звуками легендарные певчие Чудовского монастыря (регент – П.А. Скворцов) и не менее прославленные певчие Императорской придворной капеллы под управлением М.А. Балакирева и Н.А. Римского-Корсакова. В 1901 году был учреждён собственный хор Храма Христа Спасителя. Регентом стал петербуржец М.В. Карпов, выпускник Придворной капеллы. Одним из его преемников был А. В. Александров — великий композитор и автор музыки гимна Советского Союза и России, а также легендарной песни «Священная война». После воссоздания Храма в 1997 году был воссоздан и хор. С 2007 года Патриаршим хором Храма Христа Спасителя руководит Илья Толкачёв.

Илья Толкачёв – регент и церковный композитор, инициатор создания Патриаршего международного детско-юношеского фестиваля «Песнопения Христианского мира».

Сегодня Патриарший хор Храма Христа Спасителя – лицо всей современной православной музыки, имеет многомиллионную аудиторию благодаря богослужениям, которые транслируются по телевидению и активной концертно-просветительской деятельности в России и за её пределами.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧРЕДИТЕЛИ И ОРГАНИЗАТОРЫ УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАСПИСАНИЕ ЖЮРИ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НАГРАЖДЕНИЕ ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ ПРОГРАММА ПРЕБЫВАНИЯ 2 ДНЯ ПРОГРАММА ПРЕБЫВАНИЯ 3 ДНЯ ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ ВОПРОС ОРГАНИЗАТОРАМ

Цель фестиваля

Объединение усилий общества, государства и церкви в деле сохранения и развития национальных традиций духовного пения, приобщение широкой общественности, прежде всего молодёжи к церковной, народной, классической и современной академической музыкальной культуре, несущей в себе нравственный и просветительский потенциал, расширение международного культурного сотрудничества и способствование созданию позитивного культурного образа России в мировом сообществе.

Задачи проекта

  • Выявление самобытных творческих детских и юношеских коллективов и отдельных исполнителей, чьё творчество отличается высоким музыкальным профессионализмом
  • Реализация просветительской программы по сохранению и передаче традиций музыкального наследия и создание условий для развития творческого потенциала молодых исполнителей

УЧРЕДИТЕЛИ И ОРГАНИЗАТОРЫ

Фестиваль проводится под эгидой Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения, при поддержке Подворья Патриарха Московского и всея Руси Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Организаторы Фестиваля:

Фонд культурного развития общества «Песнопения Христианского мира»

Патриарший хор Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под руководством Ильи Толкачёва.

Художественный руководитель фестиваля – композитор, регент Патриаршего хора храма Христа Спасителя Илья Толкачёв.

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ

Все мероприятия фестиваля проводятся бесплатно как для участников, так и для зрителей

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

Конкурс «Рождественские песни народов мира» Патриаршего международного фестиваля «Песнопения Христианского мира» проводится в заочной форме и в форме очного отборочного тура.

Заявки на участие принимаются в следующие сроки:

С 01.09. по 30.11.2019г — заочный этап

С 01.09 по 05.11.2019 – очный этап — региональный отборочный тур в городе Псков. Отбор участников для участия в очном туре фестиваля производится по решению жюри на основании присланной заявки с видеофайлами конкурсной программы.

Для участия в конкурсе необходимо прислать заявку с видеофайлами конкурсной программы участника, фото коллектива или участника. Заявку на конкурс необходимо заполнить по форме, указанной на сайте www.patrfest.ru и отправить по адресу электронной почты info@patrfest.ru. На конкурсный отбор необходимо представить программу, с которой коллектив или исполнитель планирует выступать на концерте.

Очный этап регионального отборочного тура конкурса «Рождественские песни народов мира», мастер-классы, лекции и благотворительный концерт Патриаршего хора под руководством регента и композитора Ильи Толкачёва пройдут в городе Псков 15-16 ноября 2019 г.

Участники очного отборочного тура награждаются дипломами участника конкурса или дипломами победителя регионального тура конкурса.

Окончательные итоги конкурса по участию в заочной форме и очного отборочного тура подводятся в срок до 01.12.2019г.

В соответствии с условиями конкурса в срок до 01.12.2019 года жюри подводит окончательные итоги конкурса очной и заочной формы и представляет к награждению победителей. Победители в конкурсе по номинациям становятся участниками благотворительного гала-концерта «Рождественские песни народов мира», который пройдет 19.01.2020 г. в Москве в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, где состоится церемония награждения дипломами лауреатов Патриаршего международного фестиваля «Песнопения Христианского мира» I и II степени.

В рамках реализации проекта издаются нотные сборники сочинений современных композиторов, которые будут вручены участникам отборочного тура и мастер-классов.

РАСПИСАНИЕ

Дата

Время

Место

Событие

15 ноября, пятница

Псковская областная филармония,
г. Псков, ул. Некрасова, 24.
Благотворительный концерт Патриаршего хора под руководством дирижёра Ильи Толкачева

16 ноября, суббота

Псковская областная филармония,
г. Псков, ул. Некрасова, 24.
Региональный отборочный тур конкурса «Рождественские песни народов мира»

16 ноября, суббота

15.00/ 16.00 – 17.00

Псковская областная филармония,
г. Псков, ул. Некрасова, 24.
Мастер-классы/ лекции

ЖЮРИ

Состав жюри конкурса фестиваля и регионального отборочного тура:

Илья Толкачёв – церковный композитор, руководитель Патриаршего хора, художественный руководитель Патриаршего международного фестиваля «Песнопения Христианского мира»;

Антон Висков — композитор, ведущий музыкальных и литературных программ, музыкальный публицист, музыковед-текстолог, заслуженный работник культуры Российской Федерации;

Алексей Вульфов — композитор, член Союза композиторов России, ведущий музыкальных радиопередач на радио «Вера».

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Качество музыкального исполнения – точность исполнения нотного текста, ритмика, интонация, качество звучания, сложность исполняемых произведений;

Соответствие тематике конкурса (как минимум 2 из 3х / 3 из 4х произведений конкурсной программы);

Общее художественное впечатление – выразительность, сценические костюмы;

  • Качество музыкального исполнения – точность исполнения нотного текста, ритмика, интонация, качество звучания, сложность исполняемых произведений;
  • Соответствие тематике конкурса (как минимум 1 из 3х / 2 из 4х произведений конкурсной программы);
  • Общее художественное впечатление – выразительность, сценические костюмы;

НАГРАЖДЕНИЕ

Победители в конкурсе по номинациям становятся участниками благотворительного гала-концерта «Рождественские песни народов мира», который пройдет 19.01.2020 г. в Москве в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, где состоится церемония награждения дипломами лауреатов Патриаршего международного фестиваля «Песнопения Христианского мира» I и II степени.

ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ

Организационный взнос за участие в конкурсе – не взимается

По заявкам иногородних участников за счет направляющей стороны партнерами фестиваля предоставляются туристические пакеты, включающие размещение в гостинице, питание и экскурсионную программу

Программа на 2 дня

Псков – Изборск – Печоры

16 ноября

Прибытие в Псков

Пешеходная экскурсия по Пскову.

Обзорная экскурсия по Пскову поможет Вам узнать город как нельзя лучше. В рамках обзорной экскурсии мы посетим Кремль, памятник Александру Невскому на горе «Соколиха», полюбуемся лучшей панорамой Пскова стоя у Ольгинской часовни, а также познакомимся с псковской школой архитектуры и посетим место, где псковичи отразили осаду знаменитого полководца – польского короля Стефана Батория.

обед кафе.

Трансфер в отель. Размещение в номерах.

Прослушивания.

17 ноября

08:00 – 10:00 – завтрак в отеле. Освобождение номеров.

10:00 – 11:00 — переезд в Печоры (52 км). Трассовая экскурсия.

11:00 – 12:30 – экскурсия по Свято-Успенскому Псково-Печерскому мужскому монастырю.

Рядом с Псковом, всего в 50 км, находится еще одна жемчужина Псковской земли — Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь. Монастырь ведет свою историю уже более 500 лет. Здесь, на северо-западных рубежах России, на древней Псковской земле были взращены семена Православной веры, посеянные на Руси еще в Х веке святой равноапостольной княгиней Ольгой. В рамках экскурсии мы посетим монастырь, узнаем о его истории и оборонном значении.

12:30 – 13:30 – обед в кафе.

13:30 – 14:00 — переезд в Изборск (22 км). Трассовая экскурсия.

14:00 – 16:00 – интерактивная квест-программа «Тропой легенд, тропой преданий» от Матрены Сидоровны — хранительницы изборских традиций, легенд, преданий.

На каждом этапе квеста команды получают по одной букве от пароля, составив из них заветное слово, можно будет получить допуск в Изборскую крепость, к одному из самых ее таинственных мест – тайному лазу к воде. Тайными тропами, по карте-схеме команды отправляются на поиски пароля. На всех этапах команды ожидают старинные русские единоборства, состязания в боевом искусстве (эстафеты). Ребята знакомятся с историей, архитектурой, традициями Изборска.

16:00 – 18:00 — экскурсия по Изборску.

Изборск — удивительное место, наполненное красотой средневековых крепостей и монастырей. Один из древнейших русских городов, именно с этих мест начиналась Русь. В рамках экскурсии Вас ожидает посещение Изборской крепости, знаменитых Словенских ключей и Труворова городища.

18:30 – прибытие на ж/д вокзал Пскова.

отправление поезда в Москву/Санкт-Петербург

*Программа носит рекомендательный характер, может быть изменена в зависимости от количества участников, ваших пожеланий к программе и отелю.

В стоимость тура входит: размещение в отеле, автобусная, обзорно-пешеходная экскурсия по Пскову, экскурсия Изборск-Печоры, интерактивная программа в Изборске, входные билеты на платные объекты, пакет питания: 1 завтрак + 2 обеда, трансферы по программе.

Дополнительно оплачивается (при необходимости):

  • квест/интерактивная программа в Пскове
  • доплата за взрослого в группе 100 руб./чел.
  • 2 ужина 600 руб./чел.
  • сух. паек в поезд от 200 руб./чел.
  • железнодорожные билеты.

На своем транспорте (прибытие на Вашем автобусе):

Размещение

15+1

20+2

30+3

40+4

хостел «В городе N»

3 200

3 400

2 800

2 650

гостиница «Old City»

3 550

3 750

3 150

3 000

отель «Арль»

3 650

3 850

3 250

3 100

Загородный комплекс «Раздолье»

4 200

4 400

3 800

3 650

На нашем транспорте (прибытие на поезде):

Размещение

15+1

20+2

30+3

40+4

хостел «В городе N»

3 700

3 900

3 300

3 150

гостиница «Old City»

4 050

4 250

3 650

3 500

отель «Арль»

4 150

4 350

3 750

3 600

Загородный комплекс «Раздолье»

4 700

4 900

4 300

4 150

Программа на 3 дня

Изборск – Печоры – Псков – Пушкинские горы

15 ноября

Прибытие в Псков

Экскурсия «Россия начинается здесь!»: Изборск – Печоры (60 км).

В рамках экскурсии предусмотрен обед.

Изборск — удивительное место, наполненное красотой средневековых крепостей и монастырей. Один из древнейших русских городов, именно с этих мест начиналась Русь. В рамках экскурсии Вас ожидает посещение Изборской крепости, знаменитых Словенских ключей и Труворова городища.

Рядом с Изборском, всего в 20 км, находится еще одна жемчужина Псковской земли — Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь. Монастырь ведет свою историю уже более 500 лет. Здесь, на северо-западных рубежах России, на древней Псковской земле были взращены семена Православной веры, посеянные на Руси еще в Х веке святой равноапостольной княгиней Ольгой. В рамках экскурсии мы посетим монастырь, узнаем о его истории и оборонном значении.

Трансфер в отель. Размещение в номерах. Свободное время.

16 ноября

Завтрак в отеле.

Пешеходная экскурсия по Пскову.

Обзорная экскурсия по Пскову поможет Вам узнать город как нельзя лучше. В рамках обзорной экскурсии мы посетим Кремль, памятник Александру Невскому на горе «Соколиха», полюбуемся лучшей панорамой Пскова стоя у Ольгинской часовни, а также познакомимся с псковской школой архитектуры и посетим место, где псковичи отразили осаду знаменитого полководца – польского короля Стефана Батория.

обед кафе.

Трансфер в отель. Размещение в номерах.

Прослушивания.

17 ноября

09:00 – 10:00 – завтрак в отеле. Освобождение номеров.

09:00 – отправление на экскурсию «Приют спокойствия, трудов и вдохновения…» в Пушкинские

горы (120 км). В рамках экскурсии предусмотрен обед.

Побывать на Псковской земле и прочувствовать её до конца невозможно без посещения уникального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. А.С. Пушкина. Здесь, на отчей земле, Пушкин получил импульс всему своему творчеству в дальнейшем. Пушкинские горы были для великого поэта родным домом, кабинетом, приютом спокойствия, трудов и вдохновения. Мы посетим «поэта дом опальный» в Михайловском, а так же последнее пристанище великого русского гения — его могилу у стен Успенской церкви Святогорского монастыря.

18:30 – прибытие на ж/д вокзал Пскова.

отправление поезда в Москву/Санкт-Петербург

*Программа носит рекомендательный характер, может быть изменена в зависимости от количества участников, ваших пожеланий к программе и отелю.

В стоимость тура входит: размещение в отеле, автобусная, обзорно-пешеходная экскурсия по Пскову, экскурсия в Пушкинские горы, экскурсия Изборск-Печоры, интерактивная программа в Изборске, входные билеты на платные объекты, пакет питания: 2 завтрака + 3 обеда, трансферы по программе.

Дополнительно оплачивается (при необходимости):

  • квест/интерактивная программа в Пскове
  • доплата за взрослого в группе 600 руб./чел.
  • 3 ужина 900 руб./чел.
  • сух. паек в поезд от 200 руб./чел.
  • железнодорожные билеты.

Размещение

15+1

20+2

30+3

40+4

хостел «В городе N»

6 800

7 000

6 800

6 300

гостиница «Old City»

7 400

7 600

7 400

6 900

отель «Арль»

7 600

7 800

7 600

7 100

Загородный комплекс «Раздолье»

8 000

8 200

8 000

7 500

Размещение

15+1

20+2

30+3

40+4

хостел «В городе N»

6 050

6 250

6 050

5 550

гостиница «Old City»

6 650

6 850

6 650

6 150

отель «Арль»

6 850

7 050

6 850

6 350

Загородный комплекс «Раздолье»

7 250

7 450

7 250

6 750

Для участия в конкурсе необходимо прислать заявку с видеофайлами конкурсной программы участника, фото коллектива или участника. Заявку на конкурс необходимо заполнить по форме, указанной на сайте www.patrfest.ru и отправить по адресу электронной почты info@patrfest.ru. На конкурсный отбор необходимо представить программу, с которой коллектив или исполнитель планирует выступать на концерте.

Заявка на участие в конкурсе
«Рождественские песни народов мира»
Сезон 2019 года

Контакты

КОНТАКТЫ

Контактное лицо: Сахарук Ольга Викторовна

История церковного пения: основные вехи развития храмовой музыки в России

История церковного пения корнями уходит в глубокую седую древность. Пример подал сам Христос, когда, после Тайной вечери, «воспев», отправился на Елеонскую гору в сопровождении своих учеников.

«Пойте Богу нашему, пойте» – говорится в псалме, и основанная самим Господом, существующая более двадцати веков, Церковь сохранила традицию песенного восхваления Творца. В житиях святых нередко читаем о том, как благочестивые старцы и отроки сподобились видения поющих Ангелов. Как гласит легенда, святой Игнатий, прозванный Богоносцем, передал услышанный образ пения церкви в Антиохии.

Дошедшая до нас Трисвятая песнь «Святый Боже, Святый Крепкий…» «родилась» в V веке н. э., как утверждает церковное предание, после землетрясения в Константинополе, когда некий отрок слышал ангельский хор. Невероятно глубокий смысл этой древней молитвы заключается в том, что земная и Небесная церкви соединяются во время богослужения, и Господь посылает своё благословление молящимся людям.

Как на Руси появился знаменный распев?

История церковного пения на Руси начинается в X столетии, когда князь Владимир пригласил в Киев греческое духовенство и духовных распевщиков. Они-то и «привезли» с собой так называемый знаменный распев. Процесс становления знаменного русского осмогласия, начавшийся в XII веке, завершился только к началу XVI столетия.

Стоит отметить так же, что именно на основе осмогласия создаются такие «ноу-хау» церковно-песенного искусства, как путевое, строчное и демественное пения. Именно в XVII веке происходит своеобразный расцвет русского знаменного пения, после чего, как, наверное, и в любом виде искусства, наблюдается довольно длительный застой, а затем и спад.

От знаменного распева к партесному пению

Польское влияние на русское церковное пение неоспоримо. Однако, отношения между католическими и православными христианами отнюдь не были тёплыми, и, вследствие борьбы с унией, православные киевские братства разработали принципиально новый тип пения, отличающийся от звучания католического органа.

Начиная со второй половины XVII столетия, происходит переход от знаменного распева к партесному. Патриарх Никон весьма активно способствовал распространению партесного пения, которое исполнялось под руководством белорусских и киевских регентов. Главным отличием пения приглашенных киевских «спиваков» было то, что их стиль казался гораздо более мягким и мелодичным, нежели у «московитов».

Записывались песнопения, опять же, по-киевски, то есть, с помощью нотации, ставшей классической – пятилинейной. Ноты, так называемое «киевское знамя», были квадратными, а вот крюковая нотация из церковного обихода постепенно уходила, и вскоре совсем сошла на нет. Официальным «днем рождения» партесного пения принято считать 1668 год, когда запрет многоголосного пения в русской церкви был, наконец, отменён.

Немаловажную роль в развитии этого пения на Руси сыграл видный музыкант Николай Павлович Дилецкий. На основе его теории русские церковные распевщики быстро постигли основы нового искусства.

Церковная музыка в стиле классицизма

В XVIII веке начался уже новый этап церковного песнопения, стиль которого сформировался под влиянием итальянских композиторов. Так, Джузеппе Сарти несколько «модернизировал» древнюю песнь-гимн Медиоланского епископа Амвросия «Тебе Бога хвалим». Под влиянием Сарти песнь приобрела не только пышность («премьера», состоявшаяся в 1789 году, сопровождалась выстрелами из пушек), но и итальянскую изящность.

Замечательными последователями итальянской школы были такие видные композиторы, как М.С. Березовский, А.Л. Ведель, создатель первого государственного гимна “Коль славен наш Господь в Сионе” Д.С. Бортнянский и С.А. Дегтярёв.

Да, история церковного песнопения показывает то, что «дуновению времён» оказалась подвластна и церковь, и только после вмешательства императора Павла I из церковного «репертуара» были исключены облегчённые “мирские” композиции.

Но традиция духовного концерта жива и ныне. По окончании Литургии хор часто исполняет современный псалом «Слава Богу за всё», в котором некий «мудрый и опытный старец» ласково учит, что все мы находимся под присмотром у Бога, и следует доверить Ему свою жизнь. Потому как Он попускает наши скорби и страдания исключительно для нашего же спасения.

Автор – Серафима Вишняк

Происхождение и история церковного богослужебного пения

В. Хорецкая

«Исполняйтеся духом, глаголюще себе во псалмех и пениих, и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви». (Еф.5:18—19).

Самый естественный, самый древний, а вместе с тем и самый благородный способ выражения молитвенных чувств есть, без сомнения, слово человеческое. Слово дано человеку в первую очередь для того, чтобы он славил Бога. Мы приходим в церковь, которая названа Самим Спасителем «домом молитвы» (Лк.19:46). Здесь, в доме молитвы, требуется от человека сосредоточенность, самоуглубление и возношение духа к Богу. Что же более всего к этому располагает молящегося?

«В самом деле, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — ничто, ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь» (из Беседы на 41-и псалом).

С религиозной точки зрения способность к пению составляет отличительное свойство только разумных существ — ангелов и людей. Пение, как и речь, служит у тех и у других выражению высоких чувств богопочтения. Еще в ветхозаветные времена верили, что ангелы и люди поют одни и те же песни. Люди знали о сходстве своих хоров с небесными хорами ангелов. Особенно выдающееся пение издревле определялось как «ангельское». В Священном Писании, в явлениях святым и праведным людям, ангелы представляются сонмом, разделенным на лики или хоры, поющим хвалу Триединому Богу. Пророк Исайя видел Серафимов, окруживших Престол Божий и взывающих друг ко другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» (Ис.6:3). Пение ангелов слышал пророк Иезекииль. Новозаветный тайновидец Иоанн в разных местах своего Апокалипсиса неоднократно упоминает о пении блаженных небожителей. И первое христианское песнопение было принесено на землю ангелами в рождественскую ночь.

Вера в музыкальное единство земного и небесного определила и взгляд на пение в земной церкви: оно есть отзвук пения ангельского, язык восторженного состояния человека, благодатное средство к возбуждению и выражению молитвенных чувств.

Первые два века христианского песнотворчества овеяны духом импровизации. Плодом ее стала вдохновенная богослужебная поэзия гимнов и псалмов, песен хвалы и благодарения.

В Древней Церкви во время богослужения музыки не было – было пение. Сам Спаситель со Своими учениками закончил Тайную Вечерю пением – «… и воспевше, изыдоша в гору Елеонскую» (Мф.26:30). Апостолы Христовы, выражая молитвенные чувства свои, «пояху Бога» (Деян.16:25). Даже и вне богослужения, при выражении обычной житейской радости, апостол Иаков советует: «Благодушествует ли кто, да поет». (Иак.5:13). Распространяя Христово учение и устрояя Церковь, апостолы весьма заботились о богослужебном пении. «Егда сходитеся, кийждо в вас псалом имать»,— наставляет ап. Павел (1Кор.14:26). В Апостольских постановлениях обязательность и даже способ богослужебного пения уже узаконены: «… после двух чтений… пусть поют псалмы Давида, а народ да повторяет голосно концы стихов» (Кн. II, гл. 57).

На молитвенных собраниях и богослужениях первые христиане пели кроме псалмов Давида и ветхозаветные гимны—две песни Моисея «Поим Господеви» и «Вонми небо»; песнь пророчицы Анны «Утвердися сердце мое о Господе»; песни пророков Аввакума, Исайи, Ионы. Пелись и новозаветные раннехристианские песнопения — ангельское славословие «Слава в вышних Богу», песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа», песнь Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши». Уже в апостольские времена были составлены и сохранились доныне: великое славословие «Слава в вышних Богу», «Свете тихий», «Да молчит всякая плоть» (из Литургии ап. Иакова), «Слава Тебе, Господи, слава Тебе» (певшееся, как и теперь перед и после Евангелия), входный гимн «Приидите, поклонимся» и др. И, наконец, существовали песнопения-импровизации, которые пелись на молитвенных собраниях—агапах: «По умовении рук и возжигании светильников, каждый вызывается в средину песнословить Господа, кто как может—от Святого Писания или от своего ума» (Тертуллиан, Апологетика 39,16-18). Возможность таких импровизаций была тогда даже закономерна при том подъеме духа и горячности веры, которая была у первых христиан, непосредственно общавшихся с самовидцами Господа – апостолами Его.

Какой же порядок пения был принят в Древней Церкви? Об этом имеются следующие сведения:

1. Пение было общенародное – пели все, собравшиеся на молитву. Святитель Иоанн Златоуст говорит:

«Жены и мужи, старцы и юноши различны полом и возрастем, но не различных по отношению к пению, потому что Дух Святый, соединяя голоса каждого, из всех устрояет одну мелодию».

В Апостольских постановлениях указывается еще более конкретно:

«При общественном богослужении, на возглашение диакона народ… восклицает: Господи, помилуй!».

В древних литургиях (ап. Иакова) на возгласы священнослужителя народу указано отвечать «аминь», «и духови твоему». А победную песнь «Свят, Свят, Свят» верующие приглашаются петь особенно громогласно.

2. Пение одиночное—пел только один певец, а все прочие молча слушали. С этой целью была установлена особая степень «певцов» в клире. Такое пение было распространено у египетских пустынников.

В IV веке Лаодикийским Собором (365) было установлено, чтобы вместо всего собрания пели только избранные, способные певцы (правило 15-е). Это объяснялось, вероятно, тем, что пение всего собрания звучало нестройно и неблагозвучно. Ведь к этому времени число священных песней значительно увеличилось, а люди, между тем, уже не так усердно посещали храм, как это было у первых христиан. Многие плохо знали священные песнопения, тем самым мешая умеющим петь как следует.

Еще один способ пения, широко распространившийся к IV веку, ввел в церковное употребление священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский (+107), по образцу слышанного им пения ангелов. Это пение антифонное, когда пели попеременно два хора. Этот способ и тогда и доныне употребляется в высокоторжественных случаях—на праздничном служении в больших соборах и монастырях.

После прекращения гонений христианское богослужение, совершаемое теперь открыто, становится более сложным, чинным и торжественным. Естественно, что и церковное пение отражает эти изменения. То, что подлежало ранее всенародному исполнению, переходит к специально обученным певцам. Стали образовываться отдельные хоры или лики правого и левого клиросов. Для пения потребовались книги – количество песнопений постоянно увеличивалось, знать и петь все наизусть стало невозможно. Да и само пение уклонилось от былой простоты, стало более искусным и изысканным. Достаточно умеренная вначале, эта изысканность со временем получила оттенок мирской свободы и даже театральности. В церковное богослужение мало-помалу стали проникать и такие мелодии, которые можно было услышать в театрах и на зрелищах. Происходило обмирщение и порча стиля, утрачивалась целомудренная чистота и строгость апостольских времен. Отцы Церкви сурово укоряли за это церковных певцов. Св. Климент Александрийский писал:

«К музыке должно прибегать для украшения и образования нравов… Должна быть отвергнута музыка, надламливающая душу, чрезмерная…, неудержимая и страстная… Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастностью и целомудрием…»

Св. Исидор Пелусиот:

«Они (певцы) не чувствуют умиления от божественных песней, но сладость пения употребляют для возбуждения страстей».

А св. Иоанн Златоуст с церковной кафедры обличает нескромного певца:

«Несчастный бедняк! Тебе бы надлежало с трепетом и благоговением повторять ангельское пение… Но твой ум омрачен театральными сценами, и, что бывает там, ты приносишь в Церковь».

С течением времени суждения отцов Церкви о богослужебном пении получили каноническое закрепление на вечные времена, 75-е правило VI Вселенского Собора (680—681) гласит:

«Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения, не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика и не вводили ничего несообразного и несвойственного Церкви…».

К этому же времени окончательно определилось и отношение к музыкальным инструментам, кое-где участвовавшим в богослужениях. В книге мч. Иустина (+166) «Певец» говорится, что «…петь Богу на бездушных инструментах… не допущено». С этих пор в Восточных православных Церквах, а равно и в Западных до VIII века, богослужебное пение было строго вокальным везде и всюду.

Людей к пению, — гласит церковная песнь,— возглавляет благодать. Согласно с этим и способность к пению признается особым даром Божиим. Составителями церковных песнопений были люди, просиявшие мудростью, благочестием и святостью жизни:

Священномученик Игнатий Богоносец, еп. Антиохийский, уже упоминавшийся нами устроитель антифонного пения.

Святитель Климент Александрийский – составитель множества гимнов и песней своего времени, определивших церковный характер пения.

Мученик Иустин Философ – автор книги «Певец», где собраны христианские гимны и дан порядок их исполнения.

Святитель Афанасий Великий, архи-еп. Александрийский – установил распевное чтение при богослужении. Пение в Александрийской Церкви при нем производило на современников потрясающее впечатление своею чинностью, стройностью, и вместе с тем душевностью и простотой. Блаженный Августин, слушая это пение, плакал: «Трогательные звуки поражали мой слух, а истина, заключавшаяся в них, проникала в мое сердце и возбуждала благовоние».

Прп. Ефрем Сирин – составитель многих песнопений и напевов, учредитель греческой крюковой нотации.

Святитель Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский – много потрудился словом и делом для благоустройства церковного пения. Он впервые организовал настоящий певческий хор под управлением придворного музыканта, принимавший участие в литургиях и всенощных.

Прп. Роман Сладкопевец, диакон – творец кондаков, которых он написал до тысячи (среди них – «Дева днесь», «В молитвах неусыпающую», «Душе моя»Прп. Иоанн Дамаскин – роль которого в истории церковного пения заслуживает отдельного рассказа. Он составитель многих церковных песнопений и установитель в нашей Церкви Осмогласия—основного закона ежедневного богослужебного пения.

В Западных Церквах много заботились об устройстве пения:

Святитель Амвросий Медиоланский – памятником его трудов осталась книга «Антифонарий», в которой положены были на ноты составленные им гимны (среди них «Тебе Бога хвалим»).

Святитель Григорий Двоеслов – устроил в Риме певческую школу, просуществовавшую около 300 лет, в которой благоговейно сохранялись подлинник его Церковного Устава и бич для наказания певчих.

Существует немало примеров того, что церковное пение есть дело богоугодное и что люди, надлежаще его употребляющие, пользуются особым покровительством Божиим, преимущественно через Матерь Божию. Так, прп. Роман Сладкопевец получил дар песнопения через свиток, данный ему Богоматерью. Она же исцелила отсеченную руку Иоанна Дамаскина. Подобного же явления и исцеления удостоился афонский певец XIV в. Иоанн Кукузель. По преданию Матерь Божия явилась прп. Косме Маюмскому, составителю «Честнейшей» и «… с веселием рекла: «Приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я столь близка не бывала к ним, как когда поют они сию новую песнь твою»».

По прошествии двадцати веков христианской истории церковное пение, сливая воедино музыку и слова молитвы, воздействует на людей все с той же благодатной силой – возвышает душу над земным, примиряет нас с самими собой и с ближним, уменьшает наши немощи, облегчает наши скорби, приводя нас в состояние, так знакомое каждому молящемуся в православном храме, когда, по слову поэта:

С души как бремя скатится. Сомненье далеко. И верится, и плачется. И так легко, легко!

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *