Инквизиция

Инквизиция

лат. inquisitio — исследование, расследование), в широком значении — религиозный или религиозно-гос. институт, предназначенный для борьбы с гетеродоксальными течениями (гетеродоксия) как в духовной, так и в полит. жизни; в узком значении — юридическая процедура в XII–XIII вв., а с сер. XIII в. до сер. XIX в. — особые трибуналы, созданные для расследования отклонений от катол. веры и преступлений против нравственности.

Предыстория. Преследования и уголовные наказания за нарушения предписаний религии в той или иной степени были присущи всем древним цивилизациям. В Древней Греции одним из самых известных примеров такого наказания стала казнь Сократа, обвиненного в безбожии и развращении молодежи.

Особо суровые меры в отношении тех, кто, оставив почитание Бога, предался идолопоклонству, содержатся в ВЗ. “Если будет уговаривать тебя тайно брат твой… или друг твой… говоря: пойдем и будем служить богам иным… не жалей его и не прикрывай его, но убей его” (Втор 13, 6.8.9). Аналогичное требование содержится и в отношении целых городов: “Порази жителей того города острием меча… и скот его порази острием меча… и сожги огнем город и всю добычу его во всесожжение Господу Богу твоему…” (Втор 13, 15–16). В 62 н.э. иудеями, не признавшими Христа Мессией, по обвинению в богохульстве был побит камнями первый христ. мученик Стефан (Деян 7, 58–60).

В раннехрист. период, когда сама Церковь подвергалась в Римской империи жестоким преследованиям (гонения на христиан) и тысячи верующих погибали мученической смертью за отказ принять офиц. языческий культ, в христ. общинах высшим наказанием, предусмотренным для вероотступников, было отлучение от Церкви, т.е. исключение из церк. общения. В то же время суровая критика гетеродокс. учений содержится и в апост. посланиях (Гал 1, 6–9; 1 Тим 1, 18–20), и в сочинениях Папы Климента I, Игнатия Антиохийского, Тертуллиана, Киприана Карфагенского и др.

После Миланского эдикта 313, положившего конец гонениям на христиан, а в еще большей степени — после эдикта имп. Феодосия I (380), сделавшего христианство гос. религией, положение изменилось. Гос. власть стала рассматривать себя как гаранта истинного христианства. В Codex Theodosianus (Кодекс Феодосия XVI, 5, 40) ересь приравнивалась к тяжелым уголовным преступлениям, за которые предусматривались самые жестокие наказания, вплоть до смертной казни. То же направление сохранилось и в законодательстве имп. Юстиниана I (Corpus iuris civilis I, 5, 4). Однако применение смертной казни за гетеродокс. убеждения поначалу не получило распространения в судебной практике из-за сильного противодействия Римских пап Сириция, Гелазия I, а также таких выдающихся деятелей Церкви, как Амвросий Медиоланский, Мартин Турский и др. Вместе с тем некоторые богословы, напр. Оптат Милевийский, допускали применение телесных наказаний за распространение ереси. Особенно четко мысль о необходимости применения репрессивных мер против язычников прозвучала в соч. De errore profanum religionum (О заблуждении языческих религий) Фирмика Матерна, писавшего, что следует не только разрушать языческие храмы, но и предавать смерти самих язычников (на основании Втор 13, 7–11).

Августин, вначале выступавший против применения силы для переубеждения еретиков, в дальнейшем под впечатлением погромов и др. преступлений, совершавшихся донатистами (донатизм), склонился к мнению о необходимости применения к ним мер силового воздействия, за исключением пыток и смертной казни. Это мнение Августина изложено в соч. Contra epistolam Parmeniani (Против послания Пармениана). В своем послании к наместнику Сев. Африки Бонифацию De correctione donatistarum (О вразумлении донатистов) Августин сформулировал в отношении еретиков ставший знаменитым лозунг Compelle intrare (“Заставь войти ”), являющийся аллюзией на Лк 14, 21.

Византия. Широкий размах преследования за отклонения от гос. рел. воззрений приобрели, начиная с VI в., в Византии. Во многом это было обусловлено полит. причинами: в условиях, когда целостность гос-ва обеспечивалась религией, рел. сепаратизм перерастал в политический; поэтому гос. власть беспощадно расправлялась с инакомыслием.

После преодоления арианского кризиса (арианство), при котором императоры, покровительствовавшие арианам, ссылали ортодокс. епископов (напр., Афанасия Великого), а ортодокс. императоры — наоборот, арианских, серьезной проблемой для визант. императоров стало монофизитство. Жестокие преследования обрушились на всех, кто не принял императорский эдикт Генотикон, который должен был, по мысли его инициаторов, объединить ортодокс. христиан и монофизитов. Были казнены монахи константиноп. монастыря Св. Дия, не подчинившиеся эдикту. Богосл. спор о “Трех главах” привел к аресту имп. Юстинианом I Папы Вигилия.

Когда гос. рел. учением в Византии стало монофелитство, началось преследование приверженцев ортодокс. веры. В 655 был арестован Папа Мартин I. После этапирования в Константинополь он был подвергнут пыткам, судим и отправлен в ссылку, где и скончался. Его единомышленник и сподвижник Максим Исповедник был также судим (вместе с двумя учениками) в Константинополе, приговорен к урезанию языка и отсечению правой руки. После исполнения приговора его отправили в ссылку, где он и умер.

Особенно масштабные репрессии визант. императоры развернули во время иконоборчества. Самый сильный удар пришелся по монашеству. Монахи, оставшиеся верными иконопочитанию и сумевшие избежать казни и тюремного заключения, бежали в Рим и др. города Италии. Смещенный патр. Константин II был подвергнут пыткам и 15.08.768 казнен. В материалах II Никейского собора приведены свидетельства о наказаниях за иконопочитание: выкалывании глаз, урезании носа и языка, сжигании факелом бороды и лица и др.

В 848 с судом и без суда были проведены массовые казни приверженцев павликианства; число жертв при этом составило, по разным подсчетам, от 10 до 100 тыс. человек. В 1110 и 1143 проходили кровавые компании по преследованию богомилов. Ересиарх Василий ок. 1111 был публично сожжен в Константинополе.

Западная Европа в эпоху Средневековья. В период раннего Средневековья Зап. Европа, в отличие от Византии, не испытала заметных рел. преследований, что во многом было обусловлено отсутствием массовых гетеродокс. движений до XI в. Ср.-век. пенитенциалы не рассматривали ересь в категориях уголовного права. Так, в Poenitentiale Bigotianum (1-я четв. VIII в.) ересь расценивалась как грех тщеславия (vana gloria), а пенитенциал Феодора Тарсийского за ересь предполагал наложение епитимии сроком на 12 лет.

В сформировавшейся к IX в. новой общности европ. народов (Christianitas) гос-во и Церковь начали рассматриваться как единое целое, поэтому впоследствии короли нередко были инициаторами борьбы против ересей и ведовства. Так, по приказанию франц. короля Роберта II и на основании герм. права, предусматривавшего смертную казнь за чародейство, в 1017 в Орлеане было сожжено 12 человек, а в 1051 по приказу имп. Генриха III аналогичная казнь была совершена в Госларе. Нередко возникали стихийные выступления народа против еретиков и “ведьм” (т.к. часто действию последних приписывались природные катаклизмы, неурожаи и пр.); при этом многие епископы и богословы (Герхох Райхерсбергский, еп. Вазо Льежский и др.) выступали против подобных расправ. Бернард Клервоский писал, что еретиков «следует улавливать с помощью аргументов, а не оружия» («capiantur non armis, sed argumentis»).

Начало формирования И. как особого ин-та было связано со стремлением Католической Церкви ввести в юридические рамки и поставить под контроль закона процессы над еретиками. Возникновение И. в Католической Церкви было обусловлено также появлением в Зап. Европе крупных гетеродокс. движений (катаров, альбигойцев и вальденсов) и рецепцией визант. права, прежде всего Кодекса Юстиниана. Вопрос о применении уголовного права против сторонников гетеродокс. движений особенно остро встал в связи с тем, что они часто не останавливались перед насилием ради реализации своих идей, в т.ч. оскверняли храмы и убивали священников.

Первый шаг к созданию ин-та И. был сделан в 1164 на соборе в Туре, проходившем под председательством Папы Александра III, где было принято обращение к светским властям, чтобы они активно принялись за розыск еретиков. Затем III Латеранский собор (1179) подверг отлучению катаров и разрешил конфискацию их имущества. Тех, кто вел с катарами борьбу, собор приравнял к крестоносцам и закрепил за ними соответствующие льготы. Третий шаг —встреча в 1183 в Вероне Папы Луция III и имп. Фридриха I Барбароссы, на которой был поднят вопрос об организации совместной борьбы светской власти и Церкви против массовых выступлений еретиков. В 1184 Луций III издал буллу Ad abolendam, в которой обязал епископов проводить визитации приходов и выявлять еретиков. Хотя в этом документе не говорилось о физическом преследовании еретиков, тем более об их смертной казни, мн. исследователи именно эту буллу рассматривают как давшую начало И.

Далее на протяжении XIII в. шло ужесточение мер по отношению к еретикам. Папа Иннокентий III издал декрет Vergentis in senium (1199), приравняв ересь к измене и оскорблению достоинства государя (crimen laesae majestatis), которое во многих странах каралось смертной казнью. IV Латеранский собор, проведенный Иннокентием III, напомнил как светской, так и церк. власти о необходимости борьбы с гетеродокс. движениями. Последним шагом в формировании ин-та И. стала булла Папы Иннокентия IV Ad exstirpanda (1252), которая свела воедино и кодифицировала предшествовавшие распоряжения на эту тему и создала постоянные инквизиционные трибуналы в епархиях.

На должность инквизиторов в этот период назначались, как правило, имевшие высокое богосл. образование доминиканцы, а затем и францисканцы. Выбор Ордена доминиканцев не был случаен, т.к. борьба с гетеродокс. учениями являлась одним из осн. направлений его деятельности. Привлечение монахов Ордена францисканцев было обусловлено тем, что он, как и Орден доминиканцев, имел централизованное управление, подчинялся непосредственно Апост. Престолу и не был связан с местной полит. и церк. элитой, что в определенной степени предохраняло И. от включения в полит. борьбу.

В XIV–XV вв. полномочия И. были распространены и на преступления против нравственности (ритуальный разврат, содомия, детоубийство и т.п.), а также на ведовство. Наиболее известным соч. против ведовства стал трактат нем. инквизиторов Г. Инститориса и Я. Шпренгера Молот ведьм.

Статистические данные о деятельности И. сохранились лишь частично, поэтому в наст. время нет возможности говорить о количестве вынесенных приговоров. В связи с тем, что ср.-век. И. не имела централизованного устройства, а действовала лишь на местном уровне, сохранившиеся отрывочные сведения позволяют составить более или менее точную картину лишь для определенных регионов или периодов времени. Напр., инквизитор Падуи в кон. XIII в. за 12 лет своей службы приговорил к смертной казни 5 человек; инквизитор Тулузы Бернар Ги в 1307–24 вынес 930 приговоров: к смертной казни были приговорены 42 чел., к тюремному заключению — 307, к епитимии — 442, оправдано — 139.

Процедура ср.-век. И. В компетенцию И. входила судебная власть только над католиками. Напр., никогда не было инквизиционных процессов против евреев, исповедовавших иудаизм, однако были процессы против евреев и мавров, принявших католичество.

В состав трибунала И. входило два инквизитора, местный епископ или его представитель, а также 12 чел., известных добропорядочным поведением (boni viri). Инквизиторами могли быть лица не моложе 40 лет, ведшие благочестивую жизнь и имевшие богосл. и юридическое образование. Решения принимались коллегиально, но правом решающего голоса обладали инквизиторы. В трибунале работали также два нотария, врачи, гонцы, а с XIV в. квалификаторы — светские юристы, следившие за соответствием выносимых приговоров законодательству данной страны. И. имела также стражу, агентуру, службу охраны инквизиторов и секретариат.

Несмотря на то что И. стояла над полит. борьбой, светским властям иногда удавалась привлекать инквизиторов для выполнения полит. заказа (напр., осуждение Жанны д’Арк).

Процедура И. открывалась объявлением времени милосердия (tempus gratiae), т.е. периода от 15 до 40 дней, отведенного для добровольного признания подсудимым своих ошибок, наказанием за которые в случае раскаяния становилась не очень суровая церк. епитимия. Для открытия процесса было достаточно одинаковых показаний двух свидетелей, имена которых не оглашались, чтобы избежать мести; в то же время анонимность свидетелей создавала условия для возможных злоупотреблений. Обвиняемый мог указать своих личных врагов, которые, как правило, исключались из списка свидетелей и не могли давать показания.

Трибунал И. оценивал степень тяжести выдвинутого обвинения. В случае сомнительности обвинения (suspicio levis), если обвиняемый не признавал за собой никакой вины и публично исповедовал веру Церкви, он получал оправдание. В случае тяжелых обвинений с представлением доказательств вины (suspicio violenta) от обвиняемого требовали отречения от заблуждений (abjuratio); отказ отречься рассматривался как подтверждение правильности обвинений. Упорствование в ереси и повторное впадение в ересь каралось особенно сурово. С 1252 в процессах И., в соответствии с общепринятой практикой светского судопроизводства того времени, было санкционировано применение пыток; хотя рамки их применения были строго оговорены, это необратимо вело к непростительным жестокостям и изуверству. Смертные приговоры были редки. Если трибунал И. признавал доказанность особой тяжести совершенного преступления, он “отпускал” виновного из лона Церкви, после чего тот переходил в руки светской власти, которая приводила приговор в исполнение.

В деятельности некоторых инквизиторов встречались грубые нарушения, а подчас и жестокости. Так, в 1233 инквизитор Робер Бугре, в прошлом катар, за жестокость по отношению к своим прежним единомышленникам был отстранен Папой Григорием IX от должности, а затем предстал перед судом и был приговорен к тюремному заключению. Каноны 26 и 27 Вьеннского собора были посвящены предотвращению злоупотреблений со стороны инквизиторов.

С др. стороны, бывали случаи, когда инквизиторы сами становились жертвами еретиков. Инквизиторам категорически было запрещено ношение оружия, поэтому они не имели возможности обороняться в случае внезапного нападения. Так, в 1241 был убит инквизитор Тулузы Вильгельм Арно, а в 1252 — инквизитор Ломбардии монах-доминиканец Петр Веронский, впоследствии причисленный к лику святых.

Римская И. В 1542 Папа Павел III буллой Licet ab initio создал Римскую И. В 1588 Папа Сикст V поднял ее статус до ранга конгрегации. Деятельность Римской И. никогда не распространялась на всю Церковь, в осн. ограничиваясь терр. совр. Италии. Наиболее громкими деяниями Римской И. были судебные процессы над Дж. Бруно и Г. Галилеем. До конца XVI в. гл. задачей Римской И. была борьба с распространением в Италии идей Реформации. В дальнейшем Римская И. сосредоточилась на вопросах внутр. церк. дисциплины и работала над обновлением Индекса запрещенных книг. Римская И. была упразднена во время наполеоновских войн, вновь восстановлена после Венского конгресса, но в конце XIX в. превратилась из исполнительного в совещательный орган.

В 1908 Римская И. была упразднена, а вместо нее создана Конгрегация святого оффиция (Священная Канцелярия), которая в 1965 была преобразована в Конгрегацию вероучения, окончательно утратив статус и значение ср.-век. И.

12.03.2000, в 1-е воскресенье Великого поста, Папа Иоанн Павел II и кард. Й. Ратцингер, префект Конгрегации вероучения, совершили акт покаяния за грехи, совершенные отдельными представителями Католической Церкви в ходе И.

Испанская и португальская И. В XV в. в Испании сформировался особый тип И., главным отличием которого был его ярко выраженный гос. характер. Специфическая ситуация в Испании заключалась в том, что после Реконкисты на освобожденной от власти арабов терр. оказалось значительное количество мусульман и иудеев. Результатом стремления исп. правителей провести тотальную христианизацию с целью консолидации страны стало формальное, а подчас и принудительное обращение иноверцев. Обратившиеся в христианство евреи, называвшиеся новыми христианами, получили доступ к занятию высших гос. постов. Сосредоточив в своих руках огромные богатства, они становились объектом ненависти со стороны бедных слоев населения, что приводило подчас к кровавым столкновениям. На основании обвинений новых христиан в том, что они лишь внешне приняли христианство и тайно соблюдают предписания своей религии, на Толедском соборе 1449 был принят акт, согласно которому им запрещалось занимать гос. должности и выступать обвинителями старых христиан в суде. Однако Папа Николай V в булле Humani generis inimicus (1449) выступил против такой дискриминации, утверждая, что все принявшие крещение равны.

Ответом на буллу Николая V стало создание собственной королевской И. в Испании. В 1462 король Кастилии Генрих (Энрике) IV своей властью назначил первых инквизиторов. В 1478 с согласия Папы Сикста IV назначение инквизиторов окончательно перешло в ведение монархов. В 1483 был создан высший совет исп. И., т.о. она трансформировалась из церковной в королевскую и ее юрисдикция распространилась на всю страну. Высший совет И. являлся одним из министерств королевского пр-ва. С назначением главой И. Фомы Торквемады инквизиционные процессы приобрели особый размах. Еще одной особенностью инквизиционного процесса в Испании стало аутодафе.

В XVI в., когда у Испании появились обширные колониальные владения в Америке, структура исп. И. охватила также и территорию колоний. Португальская И., созданная в 1547, была аналогична испанской. Она имела 4 трибунала — в Лиссабоне, Эворе, Коимбре и Гоа (Индия).

По приблизительным подсчетам, число смертных приговоров, вынесенных испанской И. с 1550 по 1800, составляет ок. 3–4 тыс. В Испании И. просуществовала дольше, чем в других странах, и была упразднена под давлением обществ. мнения в 1-й пол. XIX в.

В протестантизме. Деятели Реформации, вначале выступавшие за рел. толерантность, уже вскоре перешли на позицию рел. нетерпимости. Лютер поощрял изгнание католиков, Меланхтон высказывался за применение к ним телесных наказаний, а Цвингли считал казнь катол. епископов и священников “богоугодным делом”. Мартин Буцер в Диалогах (1535) призывал огнем и мечом искоренять приверженцев ложной религии, не жалея при этом их жен и детей.

Кровавыми преследованиями и казнями католиков в Англии были отмечены правление Генриха VIII и Елизаветы I. Епископ Иоанн Фишер был обезглавлен. Катол. монахов подвергали жестоким пыткам и казням: растягивали, четвертовали, сжигали. Смертная казнь за ересь была отменена в Англии лишь в 1679.

В Шотландии в период Реформации по инициативе Джона Нокса было запрещено совершать катол. мессу и даже присутствовать на ней. За первое нарушение запрета следовала конфискация имущества и наказание плетью, за второе — изгнание.

В Исландии по требованию лютеранского епископа был казнен катол. епископ и поэт Йоун Арасон.

В Женеве Кальвин учредил консисторию, в обязанности которой входило не только судить и наказывать за нарушение рел. предписаний, но и определять правила частной жизни. В 1553 по приговору консистории в Женеве был сожжен исп. катол. богослов и мыслитель Мигель Сервет.

В России. Вплоть до XIV в. в Древней Руси не было крупных еретических движений; присутствовали лишь отд. представители богомилов, спасавшиеся на Руси от кровавых преследований в Византии. Летописи сообщают о фактах тюремного заключения еретиков в 1004 и 1123. До этого репрессиям подвергались только приверженцы языческого культа, особенно волхвы. Христианство не всегда вводилось мирным путем, о чем свидетельствует сохранившаяся пословица о крещении новгородцев: «Путята крести мечем, а Добрыня огнем».

Первым еретическим движением, подвергшимся жестоким преследованиям, были стригольники. В связи с распространением в конце XV — нач. XVI в. ереси жидовствующих Иосиф Волоцкий призывал к «лютым казням» еретиков. Собор в Москве 1504 вынес суровые приговоры еретикам — казнь посредством сожжения, отрезание языка, тюремное заключение. На соборе 1525 по обвинению в ереси был осужден на длительное тюремное заключение Максим Грек.

В конце XVII в. начались преследования рус. латинофилов: диакон Петр Артемьев был приговорен к пожизненному заключению и скончался в тюрьме; поэт Сильвестр Медведев, осужденный как еретик и гос. преступник, был казнен. Созданная в это время Славяно-греко-латинская академия задумывалась как некое инквизиционное учреждение. Ее эксперты должны были выявлять живущих в России иностранцев, которые хулят правосл. веру, и русских, перешедших в католичество или протестантизм, с целью их последующего наказания.

Особенно жестокие преследования обрушились на приверженцев старообрядчества. После собора 1667, предавшего старообрядцев анафеме, последовали ссылки и казни: в 1682 на костре был сожжен вождь старообрядцев протопоп Аввакум вместе с др. видными представителями старообрядчества. В 1685 был издан царский указ, ужесточивший меры против старообрядцев: их было предписано ловить и жечь, за их укрывание — бить кнутом и налагать штраф, а за перекрещивание из господствующей Церкви — жечь на костре, даже в случае покаяния.

Рел. преследования в России продолжались вплоть до издания в 1905 Николаем II Манифеста об укреплении начал веротерпимости. До этого русским, перешедшим из православия в др. религию, угрожало уголовное преследование.

Мифологизация И. началась в эпоху Реформации. Критике подверглось не столько папство, сколько главные враги протест. движений — имп. Карл V и исп. король Филипп II. Испания, самое могущественное гос-во Европы XVI в., стало под пером протест. публицистов символом всевозможных репрессий, рел. и полит. нетерпимости, а также интеллектуального и культ. застоя; источником же всех негативных явлений изображалась И. В Нидерландах, где шла борьба за освобождение от власти Испании, возникла La leyenda negra (Черная легенда), гл. злом в которой была изображена И.

Со временем И. стала символом фанатизма, ханжества, всяческой нетерпимости и жестокости. Такой И. представлена в пьесе Ф. Шиллера Дон Карлос, романе Ш. де Костера Легенда об Уленшпигеле и др. Широкую известность получил образ «Великого инквизитора» из романа Ф.М. Достоевского Братья Карамазовы. «Великий инквизитор» олицетворяет тоталитарную систему, псевдо-Церковь, которая стремится сделать людей счастливыми, но во имя этого счастья не останавливается ни перед какими жертвами и даже готова отправить на костер вновь пришедшего на землю Христа с Его проповедью любви и свободы.

Обращаясь к участникам междунар. симпозиума, посвященного И. (29–31.10.1998), Папа Иоанн Павел II отметил: “Проблема И. относится к сложному периоду истории Церкви, который я призвал христиан пересмотреть непредубежденным образом… Только когда историческая наука будет способна установить подлинные факты, богословы и само Учительство Церкви будут в состоянии вынести объективное и обоснованное суждение”.

о. И. Фокчиньский

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т.

Scisne?

Чем ордалии отличались от пыток? Как была устроена инквизиционная система судопроизводства? И как инквизиционная процедура повлияла на современное право? Об этом рассказывает кандидат исторических наук Ольга Тогоева.
Суд инквизиции – очень любопытная и притягательная для человека XXI века тема. Когда мы говорим «инквизиция», мы представляем себе очень страшную картинку, которая возникает в нашем воображении в основном благодаря художественной литературе или фильмам. Мы как будто видим монахов в темных рясах с пыточными орудиями в руках, сырые темные подземелья, в которых томится и страдает множество заключенных… Но все подобные ужасы довольно далеко отстоят от того, чем на самом деле являлась инквизиция в Средние века.
1. Ордалия и пытка
Термином «инквизиция» обозначается прежде всего совершенно особая процедура уголовного судопроизводства, которая возникла в Западной Европе в XIII веке. Конечно, она появилась не на пустом месте, но была заимствована из римского права, поскольку в Риме – и в республике, и в империи – применялась процедура следствия, так как в переводе с латыни «inquisitio» означало буквально «допрос». Единственное отличие от западного Средневековья заключалось, пожалуй, в том, что в Риме к пытке прибегали лишь в случае допроса рабов, в Европе же она стала применяться к представителям любых сословий.
Нужно также понимать, что инквизиционный суд пришел на смену другой средневековой судебной процедуре – обвинительной (accusatio), процедуре Божьего суда, повсеместно принятой в Европе в ранее Средневековье. В этот период судьей считался не человек, но сам Господь, который вершил свой Высший суд, а люди, являвшиеся судебными чиновниками, выступали лишь свидетелями проявления Его воли. Именно поэтому в Божьем суде использовалась ордалия – испытание обвиняемого при помощи различных средств: каленого железа, горячей и холодной воды, хлеба и сыра. Применялся также судебный поединок (так называемая двусторонняя ордалия), при котором истец и ответчик сражались друг с другом с оружием в руках, и победитель считался выигравшим судебный процесс.
Ордалия и пытка сильно различались между собой по своему назначению. Ордалия сама по себе уже являлась доказательством вины. Если у человека от раскаленного куска железа появлялось пятно на руке, если он был не в состоянии проглотить отмеренное количество хлеба или сыра или выпить определенное количество воды, считалось, что он виновен, и судебные чиновники сразу же приговаривали его к уплате штрафа или к иному наказанию. В отличие от ордалии пытка являлась всего лишь средством получения главного доказательства при инквизиционной процедуре – признания обвиняемого, без которого приговор не мог быть вынесен. Пытка, таким образом, провоцировала заключенного на дачу признательных показаний.
2. Обязательная исповедь
В 1215 году, на IV Латеранском церковном соборе, было принято постановление, согласно которому каждый человек в обязательном порядке должен был раз в год исповедаться в своих грехах. До этого момента ежегодная исповедь оставалась делом сугубо произвольным. Однако отныне прихожане, нарушающие данное правило, уже автоматически рассматривались как грешники. И точно так же, как в церкви на исповеди, человек должен был признаться в своих преступлениях на допросе. Эта смысловая близость между церковной исповедью и судебным признанием подчеркивалась тем, что оба эти понятия в латинском языке обозначались одним и тем же словом «confessio».
Инквизиционная процедура прижилась в западноевропейских судах далеко не сразу. Хотя официально она была введена в XIII веке, но и значительно позже, в XIV и XV веках, мы находим в источниках следы старой процедуры – процедуры Божьего суда. В частности, очень часто представители знати в качестве доказательства своей невиновности предлагали проведение судебного поединка. Иногда им удавалось добиться такого решения, однако в большинстве случаев судьи запрещали судебный поединок на том основании, что он являлся пережитком старой обвинительной процедуры. Дуэль, которая была очень распространена во Франции Нового времени или в России XIX века, собственно, является наследием именно этой средневековой процедуры, своеобразным развитием института судебного поединка.
3. Судебная процедура
Средневековую инквизиционную процедуру в какой-то степени следует считать прообразом нашего современного уголовного судопроизводства, потому что абсолютно все институты, которые знакомы нам на сегодняшний ден, являются продолжателями того, что было создано в Западной Европе на протяжении XIII-XV веков. Сюда, в частности, относится и сбор доследственной информации, и самостоятельное возбуждение дела судьей, который отныне мог опираться не только и не столько на донос, как было принято раньше, но на собственные подозрения. Сюда же относится и поиск свидетелей по тому или иному делу, вызов их в суд и допрос в рамках конкретного процесса. Рождением институтов адвокатуры и прокуратуры мы также обязаны эпохе Средневековья. И, наконец, тогда же родилось представление о необходимости получения признательных показаний обвиняемого. Именно ради них и была введена пытка, которая просуществовала очень долго: она использовалась на протяжении Средних веков и Нового времени.
Во Франции, которая считается страной «образцового» Средневековья, в истории которой формирование всех средневековых институтов проявилось наиболее ярко, судебная пытка оказалась отменена официально лишь в 1801 году, когда Наполеон I ввел первый в стране Уголовный кодекс. До этого момента у французов не существовало кодифицированного уголовного права, и пытка, несмотря на постоянные протесты многочисленных юристов и просто образованных людей, продолжала применяться вплоть до начала XIX века.
4. Преследование еретиков
Инквизиция (если писать это слово с заглавной буквы) означает церковный суд, основанный на инквизиционной процедуре. Этот суд был создан для того, чтобы выявлять и наказывать тех людей, чьи религиозные представления не соответствуют церковным догматам, то есть тех, кто «заблуждается в вере». Такими прежде всего оказывались члены различных еретических сект, а вслед за ними – ведьмы и колдуны. Именно в XIII веке, когда были учреждены первые суды церковной Инквизиции, мы наблюдаем небывалый рост преследования еретиков в самых различных регионах Европы.
5. Архивы инквизиционных процессов
Самая большая сложность при изучении средневекового судопроизводства и, в частности, инквизиционного суда заключается в очень слабой разработанности источниковой базы. Во многих странах Западной Европы сохранились огромные судебные архивы, материалы именно судебной практики, а не юридической теории. Это записи подлинных судебных процессов, которые собирались в регистры по годам и которые велись секретарями судов, отвечавшими за их сохранность. Однако, несмотря на их наличие, далеко не все историки права используют их данные в своей работе, предпочитая изучать изданные нормативные документы: законодательство, юридические трактаты, руководства по ведению процесса, официальную переписку и так далее.
Подобный подход таит в себе большую опасность. Прежде всего потому, что средневековое право на протяжении всего своего существования оставалось прецедентным, то есть во многих случаях опирающимся на конкретное судебное решение, а не на закон. Если историк права в своем исследовании использует только нормативные документы и не учитывает материалы судебной практики, он не может представить себе полную картину происходящего, поскольку ни законодательство, ни трактаты не отражает обычно реальное положение дел. Только сочетание архивных судебных документов и нормативных документов может приблизить нас к пониманию того, как в Средние века осуществлялся процесс судопроизводства, какие трудности испытывали судебные чиновники в своей повседневной работе, как строились их отношения с истцами, обвиняемыми и их адвокатами.
6. Противоречия в документах
Пример такой ситуации, когда нормативный документ противоречит данным судебной практики, можно позаимствовать из истории средневековой Франции. В XIII веке, когда только была введена инквизиционная процедура, многие юристы возражали против ее введения, считая, что только Господь является единственным справедливым судьей. Одним из таких юристов был очень талантливый правовед Филипп де Бомануар, известный прежде всего тем, что свел воедино и записал все нормы обычного права французской области Бовези, так называемые «Кутюмы Бовези». Бомануар очень резко критиковал инквизиционную процедуру, называя ее «глупой», и свой труд посвятил одним лишь тонкостям применения обвинительной процедуры в судах Бовези. Если довериться его сочинению, можно решить, что юристы этой французской области полностью проигнорировали королевский указ о введении инквизиционной процедуры. Однако Бомануар проговаривается сам: в заключении к своему трактату он приводит ряд интересных дел, в которых он принимал участие в качестве судьи и в которых использовалась та самая инквизиционная процедура, о существовании которой невозможно догадаться, если ограничиться чтением теоретической части «Кутюм». Иными словами, только работа с конкретными уголовными делами может подсказать нам, каким именно образом в том или ином регионе Западной Европы развивалось судопроизводство. Нормативные документы, использованные изолированно, рискуют превратить наши знания в излишне теоретические.
Ольга Тогоева
доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН

ИНКВИЗИЦИЯ

(от лат. inquisitio — расследование, розыск) — особый церк. суд по делам о еретиках в католич. церкви, существовавший с 13 по 19 вв. Была создана для борьбы с ересями, суда и расправы над участниками нар. антифеод. движений. Боролась с любым проявлением свободомыслия, оппозиции церкви и охраняемому ею феод. строю. Учреждена в эпоху альбигойских войн папой Иннокентием III (1198-1216), поручившим в 1204 ее осуществление монахам цистерцианского ордена (сначала в юж. областях Франции). При папе Гонории III (1216-1227) папская И. распространилась и на терр. Италии. Окончательно оформлено учреждение И. было при Григории IX (1227-1241), к-рый передал ее в руки нищенствующих орденов доминиканцев, а также францисканцев и установил инквизиц. трибуналы в ряде стран Европы (в Германии, Испании, Португалии и др.). И. в своей деятельности целиком зависела от папства и опиралась повсюду на содействие и поддержку светских властей. Она лишала обвиняемых всяких гарантий благодаря тайному и произвольному ходу судопроизводства и полной независимости от светской суд. власти (члены инквизиц. трибунала, непосредственно зависевшие от рим. папы, обладали личной неприкосновенностью и неподсудностью местным светским и церк. властям). Широкое применение жестоких и изощренных пыток, вознаграждение доносчика имуществом обвиняемого, материальная заинтересованность самой И. и исполнявшей ее приговоры светской власти сделали И. бичом католических стран Европы. «Раскаявшиеся еретики» редко выходили из-под власти И., обычно они попадали в тюрьму и лишались своего имущества под видом издержек суд. процесса. «Упорствующие» же передавались в руки светской власти для «бескровного наказания», что означало сожжение на костре (см. Аутодафе). Инквизиц. наказание постигало не только живых, но даже мертвых и бежавших, и было сопряжено с позором и лишением прав для потомков наказанного. Сотни тысяч людей погибли в застенках и на кострах И. Только за 18 лет деятельности исп. инквизитора Торквемады было сожжено заживо 10220 чел., а фигурально (после смерти или в случае отсутствия — в виде изображения) — 6860; св. 97 тыс. чел. пострадали от И. вследствие конфискации имущества, тюремного заключения, лишения службы и т. д. Зверства И. вызывали против нее массовые нар. выступления (в Тулузе в 1235, 1237; в Нарбонне в 1233-38, 1248; во Флоренции в 1237, 1245, мятежи в Сарагосе, Валенсии и др. исп. городах в 80-х гг. 15 в.). С ростом королевской и упадком папской власти И. попала в зависимость от светской власти. С победой протестантизма в ряде стран Европы поле деятельности И. было сужено. Но уже в период контрреформации Павел III учредил в Риме верховный инквизиц. трибунал (1542). В 16-17 вв. И. была грозным орудием католич. церкви в борьбе с передовыми идеями, наукой (были сожжены на костре Дж. Бруно, Дж. Ванини, подвергнуты преследованиям Кампанелла, Галилей и др., уничтожено много книг, изобретений). Особенно свирепствовала И. в Испании, где с кон. 15 в. она стала гос. королев. учреждением, направленным не только против «еретиков», политич. противников абсолютизма, но и против мавров и евреев, что привело к массовой эмиграции нехрист. части населения и способствовало упадку Испании. Исп. и португ. завоеватели перенесли И. в свои амер. колонии (16 в.). На совести И. лежат массовые «ведовские процессы» в странах Европы в 15-17 вв., приведшие к гибели десятки тысяч людей, особенно женщин (см. Ведовство.)

=====

В 18 в. И. была уничтожена как суд. учреждение в большинстве стран Зап. Европы, а в 19 в. — в Португалии (1820), Испании (1834), Папской обл. (1859) и в исп. и португ. колониях Америки (с падением в них колониального режима). Последний акт сожжения на костре, имевший место в 1826 в Испании, вызвал бурное возмущение против И. во всей Европе.

=====

Совр. папство сохранило И. в качестве высшего дисциплинарного учреждения католич. церкви — Конгрегации свящ. канцелярии, или Конгрегации И. Она ведает делами цензуры, издает декреты об отлучении, об отрешении от сана, разрешает и запрещает издание книг для католиков, разрабатывает догматич. положения. Декрет И. от 1949, отлучавший от церкви всех сочувствующих коммунистам, еще раз подчеркнул реакц. роль И.

=====

Православная церковь, не имевшая спец. учреждений, подобных И., на практике применяла методы преследования еретиков, принятые католич. церковью, вплоть до сожжения. Протестантские церкви (в частности, кальвинисты) также действовали инквизиц. методами в деле Сервета, Сейлемском процессе против «ведьм» в США (1692) и др. Методы ср.-век. И. воскрешались в период 2-й мировой войны фашистами.

=====

=====

И. А. Энгельгардт. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. инквизиция — Инквиз/и́ци/я . Морфемно-орфографический словарь
  2. инквизиция — ИНКВИЗИЦИЯ -и; ж. 1. Особый церковный суд по делам еретиков, учреждённый католической церковью в 13 в., действовавший с крайней жестокостью. Испанская и. Судья инквизиции. 2. Мучение, пытка; крайняя жестокость. Это не жизнь, а и. Толковый словарь Кузнецова
  3. ИНКВИЗИЦИЯ — ИНКВИЗИЦИЯ (от лат. inquisitio — розыск) — в католической церкви в 13-19 вв. особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти. В основном вели борьбу с инакомыслием (ересями). Сложился т. Большой энциклопедический словарь
  4. инквизиция — (иноск.) — строгий суд (намек на инквизицию, установленную папами (а также у нас при Петре I) для розыску и кары преступлений против веры Ср. Сеньор любезный, будьте осторожны Поверьте мне, Святая инквизицья Участье в вас большое принимает Гр. А. Толстой. Фразеологический словарь Михельсона
  5. ИНКВИЗИЦИЯ — ИНКВИЗИЦИЯ (от лат. inquisitio — расследование) — англ. inquisition; нем. Inquisition. Судебно-следственный орган католической церкви, созданный в средние века для преследования противников папской власти, еретиков, для борьбы со свободомыслием. Социологический словарь
  6. инквизиция — инквизиция I ж. Следственный и карательный орган католической церкви, с крайней жестокостью преследовавший её противников (в начале XIII в.). II ж. Изощрённое до жестокости издевательство; пытка. Толковый словарь Ефремовой
  7. инквизиция — Инквизиции, мн. нет, ж. . 1. Судебно-полицейская организация в католической церкви, отличавшаяся крайней жестокостью в борьбе и расправе с врагами церкви (истор.). 2. перен. Изощренное до жестокости издевательство, пытка (книжн.). Его расспросы были для меня инквизицией. Большой словарь иностранных слов
  8. инквизиция — ИНКВИЗ’ИЦИЯ, инквизиции, мн. нет, ·жен. (·лат. inquisitio — розыск). 1. Судебно-полицейская организация в католической церкви, отличавшаяся крайней жестокостью в борьбе и расправе с врагами церкви (·ист. ). 2. перен. Толковый словарь Ушакова
  9. инквизиция — сущ., кол-во синонимов: 5 издевательство 29 мука 48 мучение 21 пытка 23 терзание 17 Словарь синонимов русского языка
  10. Инквизиция — (от лат. inquisitio — расследование, розыск) в католической церкви особый церковный суд по делам о еретиках, существовавший в 13—19 вв. Большая советская энциклопедия
  11. инквизиция — (от лат. inquisitio — розыск) -в римско-католической церкви в XIII-XIX вв. особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти. в основном вели борьбу с инакомыслием (ересями). Большой юридический словарь
  12. инквизиция — -и, ж. 1. Особый церковный суд по делам еретиков, учрежденный католической церковью в 13 в., действовавший с крайней жестокостью. Многие знаменитые врачи — попадали в тюрьму священной инквизиции и умирали на кострах. Малый академический словарь
  13. Инквизиция — (лат. inquisitio — расследование, розыск) судебно-полицейское учреждение католической церкви, созданное в XIII в. для борьбы с ересями. Криминалистическая энциклопедия
  14. инквизиция — орф. инквизиция, -и Орфографический словарь Лопатина
  15. инквизиция — Инквизиция, инквизиции, инквизиции, инквизиций, инквизиции, инквизициям, инквизицию, инквизиции, инквизицией, инквизициею, инквизициями, инквизиции, инквизициях Грамматический словарь Зализняка
  16. Инквизиция — (лат. inqusitio – розыск) – в католической церкви в ХIII – ХIХ вв. судебно-полицейское учреждение для борьбы с ересями. Судопроизводство велось тайно с применением пыток. В ХVI –ХVII вв. одно из основных орудий Контрреформации. Особенно свирепствовала инквизиция в Испании. Словарь по культурологии
  17. инквизиция — ИНКВИЗИЦИЯ и, ж. inquisition f., исп. inquisition, ит. inquisitione < , лат. inquisitio. устар. Расследование. Фискалы должны в том обсервовать, и противу тех <�нарушителей> у Коммиссариату протестовать, и по протестации помянутых фискалов.. Словарь галлицизмов русского языка
  18. Инквизиция — (лат. inquisitio — исследование, расследование), в широком значении — религиозный или религиозно-гос. институт, предназначенный для борьбы с гетеродоксальными течениями (гетеродоксия) как в духовной, так и в полит. Католическая энциклопедия
  19. Инквизиция — Церковный католический трибунал для суда над еретиками. Суд И. был основан главным образом для борьбы с преступающими догмы и обряды католической церкви. Суды получили название «И.», то есть «следствие». Энциклопедия иудаизма
  20. инквизиция — инквизи́ция «следствие с применением пыток», начиная с Петра I, см. Смирнов 120. Вероятно, через польск. inkwizycja из лат. inquīsītiō «разыскание»; см. Христиани 26. Этимологический словарь Макса Фасмера
  21. инквизиция — ИНКВИЗИЦИЯ, и, ж. 1. В 1319 вв.: следственный и карательный орган католической церкви, с крайней жестокостью преследовавший её противников. Судья инквизиции. Средневековая испанская и. 2. перен. Издевательство, мучение, пытка (книжн.). | прил. инквизиционный, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова

Это седьмая часть из цикла статьей о «святой» инквизиции. Первая часть, повествующая о предпосылках образования данной организации , вторая часть, рассказывающая о доносах и ведении следствия . Третья часть, которая рассказывает о процедурах допроса и содержания подследственных . Четвертая часть о пытках и поиске дьявольских меток . Пятая часть повествующая о том, как выбивалось признание, а также о секретности организации и ее доходности . Шестая часть о наказаниях и аутодафе .

Костер

«Жаровня» представляла собой эшафот со столбом в центре, к которому привязывали осужденного и обкладывали заранее завезенными дровами и хворостом. Перед сожжением еретиков и ведьм по договоренности сначала душили с помощью гарроты (веревочная петля с палкой) или повешения. Этот акт милосердия применялся, чтобы осужденные не отрекались от своих признаний и «добровольно» подтвердили их. Однако, если обвиняемые упорствовали и явно не раскаивались или перед казнью делали то, что не входило в планы инквизиции — проповедовали, сыпали проклятиями, кричали о своей невиновности — их сжигали живьем. (А в Италии и Испании сжигали только живьем). Это заставляло большинство осужденных сохранять молчание, чтобы избежать ужасной смерти на костре. Для особо злостных, в глазах инквизиции, осужденных костер разводили из сырого дерева, чтобы продлить казнь. Сырое дерево вместо сухого хвороста замедляло горение и делало смерть более длительной и болезненной.

Некоторые, наполовину сожженные, выбирались из огня, и их снова бросали туда, пока они не сгорали совсем. А до сожжения им могло быть предписано дополнительное наказание в виде отсечения рук, ног, дробления костей, вырывания кусков плоти раскаленными щипцами. Сопровождавшие на костер упорствующих еретиков монахи и «родственники» пытались в эту последнюю минуту вырвать у своих жертв отречение.

О желании раскаяться такой осужденный мог дать знать только знаком, так как, опасаясь, что он будет агитировать перед народом в пользу ереси, его часто вели на казнь с кляпом во рту. Когда зажигался костер, особо уважаемым прихожанам предоставлялось почетное право подбрасывать в огонь хворост, чем они приумножали перед церковью свои добродетели. Если осужденный на костер умирал до казни, то сжигали его труп. Сожжению подвергались и останки тех, кто был посмертно осужден. В испанской и португальской инквизиции было принято сжигать на костре куклы, изображавшие осужденных (казнь in efigie).

Наказание детей

Дети младше 14 лет могли получить более легкий приговор. Иоганнес Потт (1689) упоминает о 9-летней девочке из Ринтела, которую обвинили в сношениях с дьяволом; она была только подвергнута порке, одновременно наблюдая за сожжением своей бабушки. В Утрехте 1 августа 1595 г. Фолькер Дирксен и его дочь после жестокой пытки признались в том, что были волкодлаками и убивали скот. Три его сына от 8 до 14 лет, были приговорены наблюдать за их сожжением, после чего их должны были сечь до тех пор, пока не хлынет кровь. Но потом Никола Реми по этому случаю высказывал сожаление, что не приговорил этих детей к сожжению. Как заявлял Сэр Джордж Макензи, королевский юрист: «Все зависит от нашей прихоти». И примеров казней совсем маленьких детей полным-полно.

Постоянные трибуналы

Там, где инквизиция находила благодатную почву для своей деятельности, она основывала постоянно действующие трибуналы. И, как говорит Иоганн Лиден, «едва ли суровая чума или самый безжалостный захватчик смогли бы подвергнуть такому разрушительному воздействию территорию, как инквизиция и преследования, не знавшие границ…»

Читать продолжение…

Женщины очень загадочные существа, не так ли? Сайт наших партнеров расскажет все самое интересное про
женские имена и мужские имена, кроме того у них много инфы про фитнес, диету, здоровье и спорт. Загляни на досуге.

Квест

Последний акт

Локация: Храм Митал или Тень
Начало: Скайхолд, разговор с Морриган или Лелианой
Конец: Храм Митал или Тень
Предыдущий: Плоды гордыни
Следующий: Дивитесь же совершенству
Появление: Dragon Age: Инквизиция

Последний акт (англ. The Final Piece) — основной квест в Dragon Age: Инквизиция.

Получение

Появляется сразу после квеста Плоды гордыни.

Прохождение

Примечание: Квест значительно изменяется в зависимости от выбора решений в Dragon Age: Keep и решений в квесте Плоды гордыни.

Если ритуал Морриган был завершён в Dragon Age: Origins

Зайдите в комнату с элувианом рядом с садом Скайхолда, где вы встретите Лелиану. Она расскажет, что Морриган зашла в элувиан, чтобы найти своего сына, Кирана. Она скажет, что Киран активировал элувиан и прошёл через него. Входите в элувиан после того, как Лелиана откажется помочь.

К удивлению Инквизитора, элувиан ведёт в Тень, а не к Перекрёстку. Пройдите на юг и поговорите с Морриган. Она попросить вас помочь ей найти Кирана. Продолжайте идти на юг, затем на запад, а потом на север. Там вы найдёте Кирана и Флемет. Киран расскажет своей матери, что он услышал зов Флемет через зеркало о том, что «пришло время». Продолжится диалог, который расскажет некоторую информацию.

  • Из Колодца Печалей испила Морриган:

Морриган нападёт на Флемет, чтобы защитить Кирана, но Флемет просто рассеет её магию. Становится известно, что Флемет — это сосуд для эльфийской богини Митал, что даёт ей контроль над действиями Морриган.

  • Из Колодца Печалей испил(а) Инквизитор:

Инквизитор будет тем, кто остановит Морриган, когда та нападёт.

Флемет предложит сделку. Морриган может оставить Кирана, но пообещает, что будет свободна для Флемет. Или же, Флемет возвращает Кирана, но она не перестанет преследовать её. Морриган решает вернуть сына и вместо него предлагает своё тело для Флемет, если она пощадит Кирана. Движимая любовью Морриган к своему сыну, Флемет говорит Морриган, что она никогда не могла завладеть сосудом, который не согласен на вселение, и поэтому Морриган никогда не была в опасности.

Инквизитор, Морриган и Киран возвращаются в Скайхолд через элувиан, чтобы обсудить всё то, что они поняли. Если Морриган испила из колодца, она расскажет Инквизитору, что она может вывести красного лириумного дракона Корифея из битвы, и что для этого Инквизитору необходимо найти Корифея и его питомца.

Если ритуал Морриган не был выполнен в Dragon Age: Origins

  • Из Колодца Печалей испила Морриган:

Морриган расскажет Инквизитору, что нашла возможность сразиться с лириумным драконом, но для этого необходимо вызвать Митал. Она просит, чтобы Инквизитор присутствовал вместе с ней у Алтаря Митал, который находится в Арборской глуши, во время ритуала.

После путешествия к Алтарю Митал и использования его, Морриган вызывает Митал. К её удивлению вместо Митал появляется Флемет, которая объясняет, что Митал является частью её. Митал была духом, который помог Флемет отомстить её мужу в прошлом. Поэтому Морриган теперь связана с волей Флемет. Флемет передаёт своё знание Морриган, позволяя ей справиться с красным лириумным драконом. Затем она говорит о том, что Морриган никогда ничего не грозило, так как Митал не может переместиться в человека, который не желает этого слияния, и уходит.

  • Из Колодца Печалей испил(а) Инквизитор:

Голоса слуг Митал расскажут ему/ей, как добраться до Алтаря Митал и выполнить ритуал, к которому Морриган проявила внимание, хотя её никто об этом не просил. Появляется Флемет, и Морриган пытается напасть на неё, но её останавливает Инквизитор.

Флемет говорит о том, что сейчас появится Страж Митал, и если они смогут победить и приручить его, то он может помочь против Корифея. Победа над Стражем завершает квест.

Награды

Если Ритуал Морриган завершён и Морриган испила из Колодца, у Алтаря будет сундук, в котором находится Превосходный пояс защиты от магии духа и несколько других предметов.

Результаты

  • Завершение этого квеста даёт доступ к последнему квесту основной линии игры, Дивитесь же совершенству.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *