День Святого Марка

Для тех, кто живет в Венеции, 25 апреля — это День святого Марко, покровителя Венеции, чьи останки долгое время находились в исламской земле, в Александрии (Египет). Со множеством фантастических приключений они были перевезены в Венецию в 828 году двумя легендарными итальянскими купцами: Буоно из Маламокко (Buono da Malamocco, «Хороший» из Маламокко) и Рустико из Торчелло (Rustico da Torcello, «Селянин» из Торчелло).
Легенда гласит, что для похищения святых останков двое хитрых купцов спрятали ценный груз под кучу свинины, которая без особых проблем миновала таможенный осмотр из-за известного отвращения мусульман к этому мясу.
Почему именно в Венеции теперь находятся останки святого Марко, именно здесь его эмблема в форме крылатого льва, вооруженного шпагой против врагов и книгой на время мира? Потому что в течение жизни святой обратил венецианцев в христианство и стал их покровителем и заступником.
Во времена Венецианской республики (Serenissima) праздновались не только 25 апреля (день смерти святого), но и 31 января (когда тело было перевезено в Венецию), и 25 июня (день, когда в 1094 году были вновь обнаружены останки святого в базилике).
Интересный обычай сопутствует дню покровителя Венеции: жители дарят бутон алой розы своим возлюбленным. О происхождении этой традиции существуют две легенды.
Одна гласит, что обычай дарить розы обязан своим началом любви между знатной дамой Марией Партечипацио (Maria Partecipazio) и трубадуром Танкреди (Tancredi). Для того, чтобы преодолеть существующий между возлюбленными социальный разрыв, трубадур решил пойти на войну и прославиться. Он был выдающимся воином, бился без устали и страха, получил орден Карла Великого, но после этого его смертельно ранили, он пал смертью храбрых среди плантации роз, которые от его крови окрасились в алый цвет. Перед смертью бравый воин успел подозвать рыцаря Орландо, оставшегося в живых и попросил его отвезти бутон алой розы своей возлюбленной Марии. Орландо выполнил обещание и привез бутон, причем его приезд совпал с днем святого Марко.
Именно поэтому по сей день влюбленные дарят друг другу бутон алой розы как знак любви, которая превзойдет все преграды.
Согласно второй легенде, традиция этого дара восходит к плантации роз, которая была подарена моряку Базилио Джудекке (Basilio Giudecca) за большой вклад в переправу останков святого на родину, разрослась она неподалеку от могилы Евангелиста.
После смерти Базилио два его сына никак не могли поделить наследство. Говорят, с этим даже было связано убийство… В общем, розы с этого момента перестали цвести.
Но спустя много-много лет 25 апреля родилась прекрасная и нежная любовь с первого взгляда между девушкой из одной ветви семьи и молодым человеком из другой. Они влюбились, глядя друг на друга через плантацию роз, которая разделяла владения их враждующих семей.
И тогда розы зацвели, появились прекрасные алые бутоны, а молодой человек сорвал один и подарил девушке. В память об этой истории со счастливым концом, которая не только повествует о взаимной любви, но и восцарении мира в большой семье, итальянцы до сих пор дарят своим возлюбленным бутоны алых роз.
Интересно и то, что в последнее время розы дарят не только возлюбленным, но и мамам.

ЕВАНГЕЛИСТЫ

В послеиконоборческий период широкое распространение получили изображения Е., пишуших Евангелия. Этот иконографический тип, сложившийся в раннехрист. искусстве, восходит к античным портретам поэтов, ораторов и философов, обдумывающих и пишущих свои произведения или вдохновляемых музами (Венский Диоскорид — Vindob. Med. gr. 1. Fol. 4v, ок. 512 г., К-поль; Codex Virgilius Romanus — Vat. lat. 3867. Fol. 3v, 500 г.; Corpus Agrimensorum — б-ка герц. Августа в Вольфенбюттеле (Н. Саксония). Guelf. 3623. Fol. 69v, VI в.). Чаще всего Е. изображались сидящими перед столами с письменными принадлежностями или пюпитрами, с книгами и свитками, размышляющими над текстом, читающими или записывающими. К X в. было выработано неск. устойчивых вариантов изображения сидящих Е. Традиционностью отличается и иконография их обликов: Иоанн и Матфей — седовласые старцы, Марк и Лука — мужи средних лет с короткими темными волосами и бородой, Лука иногда с гуменцом (тонзурой). Реже встречаются фигуры стоящих Е. с раскрытой книгой или со свитком в руках (Paris. gr. 70. Fol. 4v, 3-я четв. X в.). Такие портретные миниатюры Е. известны с VI в. В Евангелии Раввулы на листах с таблицами канонов Е. представлены 2 типами портретов: сидящие Е.- один пишет в свитке, другой размышляет над лежащим на коленях раскрытым кодексом, указывая правой рукой вверх; стоящие Е. с закрытыми кодексами в руках. В Евангелии из Россано (Fol. 121r) Марк представлен сидящим в кресле перед благословляющей его труд жен. фигурой (персонификацией Божественной Премудрости?). Сложившиеся в послеиконоборческий период основные типы композиций с портретами Е. отличаются позами последних, числом персонажей, количеством предметов обстановки и характером фона (фоны без архитектурных кулис, архитектурные или пейзажные фоны, напр. изображения Иоанна на о-ве Патмос). Наиболее распространенной является иконография сидящих Е., реже встречаются фигуры стоящих Е. (напр., Четвероевангелие из б-ки Принстонского ун-та — Princeton. Garrett. 6, 2-я пол. IX в.; Paris. gr. 70. Fol. 4v).

Евангелист Марк с ап. Петром. Миниатюра из Евангелия. XIII в. (РНБ. Греч. 101. Л. 50 об.)
Евангелист Марк с ап. Петром. Миниатюра из Евангелия. XIII в. (РНБ. Греч. 101. Л. 50 об.)

В системе декорации крестово-купольного храма изображения Е. помещали в парусах под куполом, что символизирует распространение евангельского учения на все стороны света. Иконы Е. могли входить в состав деисусного ряда темплона (ок. 1360, мон-рь Хиландар на Афоне).

Один из ярких примеров воплощения в визант. искусстве классических традиций — портретные миниатюры Е. в Четвероевангелии из мон-ря Ставроникита на Афоне (Ath. Stauronik. 43. Fol. 10v, 11r, 12v, 13r, X в.). Е. представлены на фоне архитектурного c элементами пейзажа задника — разнообразных массивных античных построек, акцентирующих глубину пространства. Фигуры Матфея и Иоанна развернуты влево, Марка и Луки — вправо. Е. сидят в свободных позах на табуретах с подушками, ногами опираясь на подножия, перед столиками с письменными принадлежностями и пюпитрами, на к-рых лежат книги. Матфей глубоко задумался перед раскрытой книгой, приложив палец к углу рта; Марк держит стило, готовый писать, но пока его рука покоится на колене; Лука окунает стило в чернильницу, раскрытый для письма кодекс лежит на коленях, через закрытую книгу на пюпитре перекинут длинный свиток, его конец находится на полу; Иоанн со свернутым свитком в левой руке сосредоточенно размышляет перед раскрытой на пюпитре книгой, прижав палец к губам, около пюпитра — коробка со свитками. На столах — чернильницы, прозрачные сосуды с черными и красными чернилами, циркули. Обстановка работы над рукописью передана с большой точностью и эмоциональной достоверностью. Вероятно, рукопись копирует ранний визант. образец.

Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы. Миниатюра из Лекционария. Кон. XIV — нач. XV в. (Sinait. gr. 233. Fol. 86v)
Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы. Миниатюра из Лекционария. Кон. XIV — нач. XV в. (Sinait. gr. 233. Fol. 86v)

Наряду с представлением к.-л. этапа в процессе создания автором книги — писания текста, обдумывания, сверки текстов, приготовления инструмента письма — в изображениях Е. могут быть запечатлены особые обстоятельства, при к-рых были написаны Евангелия, отражены агиографические детали, имеющие и историческое и духовное значение. Так, в изображениях Иоанна показана его работа с учеником Прохором и получение Откровения с небес. Существует неск. вариантов такой иконографии: Иоанн стоит, полуобернувшись вправо к небесному сегменту, внимая Богу, вытянув благословляющую руку к сидящему на табурете пишущему Прохору, на золотом фоне (Ath. Vatop. 960. Fol. 264v, 1128; Четвероевангелие X в.- Ath. Dionys. 588), та же сцена на фоне горок, т. е. на о-ве Патмос (Ibid. 587. Fol. 1v, XI в.; ГИМ. Греч. № 41, XII в.); Иоанн на фоне архитектуры с раскрытой книгой сидит в кресле, диктуя сидящему напротив Прохору (РНБ. Греч. № 101. Л. 116 об., нач. XIV в.); Иоанн сидит на фоне горок, обернувшись к небесному сегменту, и диктует Прохору (Vindob. Theol. gr. 300, 1-я пол. XIV в.); Иоанн сидит на фоне пещеры, полуобернувшись к небесному сегменту, макая стило в чернильницу, без Прохора (Ath. Vatop. 913. Fol. 186v, нач. XIV в.; Ath. Laur. А-113. Fol. 4v, XV в.); Иоанн сидит в такой же позе на золотом фоне (ГИМ. Греч. № 407, XIV в.) или стоит (там же) на фоне горок, обернувшись к небесному сегменту, также без Прохора.

В иконографии Луки нашло отражение предание о том, что им были написаны первые иконы Богоматери. В палеологовское время в монументальной живописи, в миниатюрах и на иконах встречаются изображения Луки, пишущего икону Богоматери. Лука представлен сидящим, но вместо пюпитра перед ним мольберт с иконой Богоматери, вместо чернильницы — краски, в руке кисть (фреска ц. Рождества Богородицы мон-ря Матейче, Македония (1355-1360); миниатюры из Лекционария (Sinait. gr. 233. Fol. 87v, кон. XIV — нач. XV в.) и Евангелий мон-ря св. Иоанна Богослова на Патмосе (напр., Patm. 330. Fol. 82v, 1427 г.); икона Доменико Теотокопулоса (Эль Греко) (1560-1567, Музей Бенаки, Афины)).

Евангелисты Иоанн и Матфей. Роспись вост. парусов Спасо-Преображенского собора Евфросиниева мон-ря в Полоцке. 60-е гг. XII в.
Евангелисты Иоанн и Матфей. Роспись вост. парусов Спасо-Преображенского собора Евфросиниева мон-ря в Полоцке. 60-е гг. XII в.

Е. изображаются также со своими учителями: Марк — с ап. Петром, Лука — с ап. Павлом (РНБ. Греч. № 101. Л. 50 об., 76 об.),- или с персонификацией Божественной Премудрости в образе девы, что должно свидетельствовать о богодухновенности их текстов. Этот античный мотив, напоминающий о поэте и музе, получил распространение в балканском искусстве в палеологовский период. Е. с персонификациями Премудрости Божией (иногда присутствует соответствующая надпись — Ath. Chil. 13. Fol. 155, 1354-1375 гг.) чаще встречаются в монументальной живописи (ц. Богородицы Левишки в Призрене, Сербия (1310-1313); ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317); ц. Вознесения в мон-ре Раваница, Сербия (ок. 1387)), а также на иконах и на миниатюрах.

Благословение на труд Е. могут получать непосредственно от Христа. Такова миниатюра из Ванского Евангелия (Кекел. А 1335, кон. XII в.), на к-рой представлен стоящий и благословляющий обеими руками Христос, по сторонам Которого склонились в молитвенных позах Е. Иконография этой сцены (аналогичная — в Vat. gr. 756, XI в.) соответствует композиции «Отослание апостолов на проповедь».

Апостол от 70-ти Марк Евангелист, Александрийский, епископ

Конда́к 1.

Пресла́вних апо́стол Петра́ и Па́вла сора́тниче, струя́ми бла́года́ти Госпо́дней напои́вши оби́льне концы́ ми́ра, свя́ты́й апо́столе Ма́рко, при́зри ны́не на ны́, чту́щия усе́рдно па́мять твою́! Укрепи́ сердца́ на́ша Тро́ическою ве́рою, испо́лни на́с ду́ха прему́дрости, научи́ ра́зуму, обрати́ во ученико́в свои́х, да непреста́нно пое́м бла́года́рственная тебе́, во умиле́нии зову́ще:

Ра́дуйся, свя́ты́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

И́кос 1.

Ми́ра созда́телю, Христо́с Бо́г, па́дшее во тьму́ челове́чество, све́том нетле́нным просвеща́ти жела́я, тя́, блаже́нне апо́столе Ма́рко, из до́ма ма́тери твоея́ Мари́и во гра́де Иерусали́ме на служе́ние Себе́ призва́, на де́лание спасе́ния на́шего во мно́ги зе́мли иуде́ом и е́ллином Христа́ распя́таго, Бо́жию си́лу и Бо́жию прему́дрость пропове́дати посла́в. Те́мже и мы́, све́том уче́ния твоего́ озаря́еми, се́рдцем и усты́ к тебе́ си́це вопие́м:

Ра́дуйся, из евре́йска коле́на Леви́ина роди́выйся:

ра́дуйся, от пле́мени свя́ще́нническаго Бо́гом избра́нный.

Ра́дуйся, в до́ме ма́тери своея́ Мари́и, апо́стольском прибе́жище, Све́т узре́вый:

ра́дуйся, евре́йски Иоа́нном нарече́нный, лати́нское и́мя Ма́рк во сла́ву Бо́га просвети́вый.

Ра́дуйся, обы́чаи роди́тельския почита́вый:

ра́дуйся, измла́да и́стинную простоту́ возлюби́вый.

Ра́дуйся, от ю́ности украше́нный доброде́тельми:

ра́дуйся, к ве́ре и упова́нию на Бо́га на́с призва́вый.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 2.

В собо́рныя труды́ созыва́юще иерусали́млян ве́рующих и апо́стол Бо́жиих, до́м ма́тери твоея́, свя́ты́й апо́столе, тебе́ ковче́гом духоно́сным и назида́тельным ста́л, оба́че и мы́ собо́рность Це́ркви Госпо́дней почита́ем, усе́рдно поя́: Аллилу́иа.

И́кос 2.

Ра́зум боже́ственный и́мам, при жи́зни земно́й в це́ркви гра́да Госпо́дня сугу́бо чти́мый, тво́й дя́дя Варна́ва, апо́столе Ма́рко, му́ж до́брый и испо́лненный Ду́ха Свята́го и ве́ры, Тро́ическим про́мыслом к апо́столу Па́влу в до́ме ма́тернем тебя́ прибли́зивый, за таково́е и мы́ с благогове́нием умиле́нно вопие́м сицева́я:

Ра́дуйся, апо́столу Варна́ве по пло́ти и о Бо́зе сро́дниче:

ра́дуйся, в до́ме ма́тернем первоверхо́вных апо́стол Петра́ и Па́вла сре́тивый.

Ра́дуйся, первоверхо́вных апо́стол Петра́ и Па́вла учениче́ ста́в усе́рдный:

ра́дуйся, Ду́ха Свята́го обогати́выйся от апо́стол первоверхо́вных.

Ра́дуйся, я́ко са́м ста́л еси́ обита́лищем Пресвята́го Ду́ха:

ра́дуйся, украше́ние целому́дрия.

Ра́дуйся, от Го́спода жре́бий апо́стольства улучи́вый:

ра́дуйся, благове́стия трубо́, основа́ния ве́тхаго ми́ра сокруши́вый.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 3.

Си́лою свы́ше укрепле́ннии, в пе́рвый пу́ть из Антиохи́и к иуде́ом и волхво́м с апо́столы Па́влом и Варна́вою по́слани Го́сподем бы́сте, тебе́, святы́й апо́столе и евангели́сте, с собо́ю взя́вше, на́м же укажи́ стезю́ ко Го́споду, вопию́щих: Аллилу́иа.

И́кос 3.

Иму́ще прему́дрость ше́ствовати за ста́ршими апо́столы, ты́ святи́телю Ма́рко, о́стров Ки́пр с восто́ка на за́пад проше́д пропове́да, те́м у́бо и на́ша ду́ши, омраче́нныя мра́ком страсте́й ко све́ту Госпо́дню просвети́, да восхва́лим ти́ та́ко:

Ра́дуйся, свиде́телем ста́в пораже́ния слепото́ю волхва́ Вариису́са по сло́ву апо́стола Па́вла:

ра́дуйся, в ма́лую А́зию из Ки́пра со апо́столы Па́влом и Варна́вою проше́ствовавый.

Ра́дуйся, дерза́ющий Про́мысл Бо́жий исполня́ти, из Перги́и во Иерусали́м возврати́выйся:

ра́дуйся, во свято́м гра́де ко апо́столу Петру́ присоедини́выйся.

Ра́дуйся, со апо́столом Петро́м в Ри́м от до́ма ма́терняго ше́ствовати вознаме́ривыйся:

ра́дуйся, Це́рковь Правосла́вную во гра́де Ри́ме апо́столу Петру́ соде́йствующе, утверди́вый.

Ра́дуйся, напои́вый зе́млю ри́мскую струя́ми боже́ственных веща́ний:

ра́дуйся, мно́жество язы́чников ри́мских во́инами христо́выми утверди́вый.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 4.

Сладча́йшаго Учи́теля ты́ па́че все́х бла́г земны́х возлю́бил еси́, что́ устреми́лся возвести́ти его́ о ше́ствии Иу́ды со стра́жники, наготу́ пло́ти своея́ успе́в покры́ти то́лько покрыва́лом, научи́ и на́с чрез все́ житие́ ко Спаси́телю свои́ стопы́ устремля́ти, вопия́ше Ему́: Аллилу́иа.

И́кос 4.

Слы́шаша, богому́дре Ма́рко, бли́жнии и да́льнии ри́мляне из у́ст твои́х о Го́споде, ре́вностно возжела́ли в письмена́х обрести́ сло́во Бо́жие, мы́ же к и́х мольба́м благода́рственно вопие́м ти́:

Ра́дуйся, в дни́ разли́чны от апо́стола Петра́ слы́шанное во Ева́нгелие изложи́вый:

ра́дуйся, Ева́нгелие тобо́ю пи́санное, второ́й кни́гой Заве́та Госпо́днего яви́ся.

Ра́дуйся, чудеса́ми Боже́ственными во Ева́нгелие си́лу Тро́ицы Свято́й показа́вый:

ра́дуйся, явле́нием Иоа́нна Крести́теля благовествова́ние о Го́споде нача́вый.

Ра́дуйся, про́поведь из пусты́ни иуде́йской в пусты́ню все́й земли́ принесы́й:

ра́дуйся, я́ко рыка́ющему льву́ гла́с вопию́щаго в пусты́ни уподо́бивый.

Ра́дуйся, са́м со льво́м в Це́ркви Христо́вой показу́емый:

ра́дуйся, непоколеби́мый сто́лпе, тве́рдо содержа́вый су́щих в ве́ре.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 5.

Сверши́вше труды́ апо́стольские в Ри́ме, исполня́я смире́нно чрез апо́стола Петра́ во́лю Госпо́дню дарова́ти ины́м зе́млем сло́во Бо́жие, апо́столе Христо́в Ма́рко, научи́ смире́нию и послуша́нию на́с гре́шных, пою́щих: Аллилу́иа.

И́кос 5.

Не и́щуще сла́вы себе́, но ре́вностно благовеству́яй во сла́ву Христо́ву, святы́й апо́столе Ма́рко, дерзну́вый во гра́д импера́торов войти́. Тебе́ мы́, многогре́шнии, хвалу́ воспева́ем:

Ра́дуйся, из Ри́ма в Аквиле́ю для про́поведи сло́ва Бо́жия прише́дый:

ра́дуйся, во гра́де, возлю́бленнем импера́торами, о Христе́ распя́том бла́говествова́вый.

Ра́дуйся, Аквиле́ю, зла́том с Ри́мом ра́вной, нетле́нным зла́том сло́ва Бо́жия озари́вый:

ра́дуйся, во́ды мо́ря Адриати́ческаго вода́ми Иорда́нскими утверди́вый.

Ра́дуйся, сокро́вищами духо́вными бога́тства Аквиле́и посрами́вый:

ра́дуйся, в гра́де се́м Це́рковь Христо́ву основа́вый.

Ра́дуйся, все́м се́рдцем Иису́са, Сы́на Бо́жия возлюби́вый:

ра́дуйся, с усе́рдием Свято́й Тро́ице зе́мно послужи́вый.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 6.

Боготе́чной звезде́ подо́бен бы́л еси́, апо́столе Ма́рко, с ра́достию во иуде́йский и язы́ческий египет Ева́нгелие Христо́во поне́сший, научи́л еси́ неве́рных ве́ровати в Тро́ицу Единосу́щную и ку́пно с тобо́ю воспева́ти: Аллилу́иа.

И́кос 6.

Подо́бно Моисе́ю, не́когда возвести́вшему сыно́м Изра́илевым избавле́ние от и́га Фарао́нова, ты́ из апо́стол пе́рвым, евангели́сте Ма́рко, во Еги́пте возвести́л свобо́ду от ра́бства диа́вола, мы́ же, чту́щи па́мять твою́, умиле́нно пое́м:

Ра́дуйся, вели́кое мно́жество же́н и муже́й иуде́йских во Еги́пте ко Христу́ приведы́й:

ра́дуйся, зе́рна Ева́нгелия в угото́ванную зако́ном Моисе́овым зе́млю всади́вый.

Ра́дуйся, утвержде́ние ве́ры Христо́вой:

ра́дуйся, сто́лпе Це́ркви Бо́жия.

Ра́дуйся, в Александри́и еги́петской Це́рковь Христо́ву возведы́й:

ра́дуйся, насади́телю и́стиннаго богопочита́ния.

Ра́дуйся, свети́ло ве́ры Правосла́вныя:

ра́дуйся, всего́ ро́да Христиа́нскаго украше́ние.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 7.

Узре́л еси́, апо́столе Ма́рко, во о́бразе Челове́честем Влады́ку ми́ра и Сы́на Бо́жия, от первоверхо́вных апо́стол открове́ние о Го́споде возлюби́в. Сего́ ра́ди и мы́, испове́данию твоему́ вня́вше, пое́м та́ко: Аллилу́иа.

И́кос 7.

Ра́зум неуразуме́нный вразумля́я о Святе́й Тро́ице, побо́рниче испове́дания Правосла́вныя ве́ры, святы́й апо́столе Ма́рко, из Антиохи́и со святы́ми Па́влом и Варна́вою ше́ствовати во вторы́й пу́ть с про́поведию Христо́вой вознаме́ривыйся. Сего́ ра́ди ве́рнии научи́шася воспева́ти тебе́:

Ра́дуйся, про́мыслу Бо́жию на тебе́ по исхо́де из Антиохи́и сверши́вшемуся:

ра́дуйся, ше́ствовати да́лее ку́пно, отка́з апо́стола Па́вла получи́вый.

Ра́дуйся, с дя́дею свои́м апо́столом Варна́вою в Ки́пр возврати́выйся:

ра́дуйся, в се́ни до́ма роди́тельскаго от стра́нствий до вре́мени почива́вый.

Ра́дуйся, богоозаре́нный испове́дниче неизрече́нныя Боже́ственныя сла́вы:

ра́дуйся, ми́р веща́нием воплоти́вшагося Бо́жия сло́ва озари́вый.

Ра́дуйся, мре́жею бла́года́ти на́с из суе́т ми́ра любо́вию возводя́щий:

ра́дуйся, уче́ний небе́сных бла́говеща́нный сказа́телю.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 8.

Та́йнам Ца́рствия Бо́жия науче́нный, па́ки во Еги́пте благовеству́я, апо́столе Ма́рко, апо́стола Петра́ сре́тивый, омраче́нныя грехми́ ду́ши на́ша просвети́, да воспря́нем е́же пе́ти Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 8.

Ве́сь огне́м Боже́ственныя любве́ испо́лненный, в терпе́нии стяжа́в Ду́х Святы́й, Бо́гом води́мый десни́цею свое́ю Ева́нгелие Госпо́дне напису́я, апо́столе Ма́рко, апо́стола Петра́ в Вавило́не для трудо́в но́вых сре́тивый, мы́ же, любо́вию твое́ю побежда́еми, дерза́ем зва́ти тебе́ такова́я:

Ра́дуйся, апо́столу Петру́ усе́рдно подража́вый:

ра́дуйся, со апо́столом Петро́м Це́рковь Христо́ву в Вавило́не еги́петстем созда́вый.

Ра́дуйся, апо́столе Пе́тре, в хра́ме то́м пе́рвое посла́ние к малази́йцем сотвори́вый:

ра́дуйся, апо́столе Ма́рко, дру́же врата́ря ра́йскаго, отве́тшаго Спа́су, ты́ еси́ Христо́с, Сы́н Бо́га Жива́го.

Ра́дуйся, собра́том ста́в апо́столу, ключи́ Ца́рствия Небе́снаго стяжа́вшаго:

ра́дуйся, Христо́во Ева́нгелие в себе́ воплоти́вый.

Ра́дуйся, ко све́ту та́йн Бо́жиих приница́ющий:

ра́дуйся, сло́ва Бо́жия усе́рдный изъясни́телю.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 9.

Си́лою свы́ше осене́нный, апо́столе Ма́рко, гони́телей свято́й ве́ры не устраши́выйся, благове́стническия труды́ заточе́ннаго во у́зы в Ри́ме апо́стола Па́вла раздели́вый, ве́ру Христо́ву велегла́сно прославля́я, те́мже поя́ху Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 9.

Вити́я многовеща́нныя не довле́ют изглаго́лати чистоту́ духо́вную, ю́же име́л ты́, апо́столе Ма́рко, и на́с научи́ ве́ре кре́пцей, с любо́вию зову́щих ти́:

Ра́дуйся, Па́влом, во дни́ заточе́ния, колосса́ем о тебе́ писа́вшим, я́ко о свое́м уте́шителе:

ра́дуйся, и́мже сотру́дником свои́м для Ца́рствия Бо́жия нарече́нный.

Ра́дуйся, указа́ние ше́ствовати из Ри́ма в Ма́лую А́зию испо́лнивый:

ра́дуйся, во фриги́йский гра́д Коло́ссы прише́дый.

Ра́дуйся, лжеучи́телем, прельща́вшим колосси́йских христиа́н, противоде́йственниче:

ра́дуйся, иуде́ев и е́ллинов просвети́телю.

Ра́дуйся, тридне́внаго сме́рти и воскре́сния Божества́ бла́говести́телю:

ра́дуйся, кро́тости и воздержа́ния учите́лю.

Ра́дуйся, свя́ты́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 10.

Спасти́ хотя́ ро́д челове́ческий, са́м благове́стником на стезя́х Бо́жиих ста́вый, в приле́жнем послуша́нии апо́столу Па́влу ве́рен до конца́ бы́вый, поя́ Тро́ице Пресвяте́й: Аллилу́иа.

И́кос 10.

Царя́ Небе́снаго, Его́же славосло́вят херуви́мы и серафи́мы, житие́м, ве́рою и любо́вию всеусе́рднейший служи́тель бы́л еси́, апо́столе Ма́рко, первоверхо́вным апо́столом Па́влом пред кончи́ною его́ во у́зах бы́л призва́нный, Того́ ра́ди ра́достно зове́м ти́:

Ра́дуйся, посла́ние апо́стола Па́вла к Тимофе́ю испо́лнивый:

ра́дуйся, со апо́столом Тимофе́ем из Ма́лой А́зии в Ри́м на по́мощь Па́влу поспеши́вый.

Ра́дуйся, свиде́телем му́ченической кончи́ны обои́х учи́телей свои́х яви́выйся:

ра́дуйся, вели́каго апо́стола Па́вла, ри́мскаго граждани́на, усекнове́нным узре́вый.

Ра́дуйся, первоверхо́внаго апо́стола Петра́, ра́спята на кресте́ созерца́вый:

ра́дуйся, пло́ть свою́ ко страда́нием за Христа́ угото́вавый.

Ра́дуйся, сле́зы за грехи́ на́ша пред Го́сподем пролия́вый:

ра́дуйся, учи́телей свои́х в Ца́рствии Бо́жием сре́тивый.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 11.

Пе́ние Пресвяте́й Тро́ице с первоверхо́вными апо́столы возда́л еси́, апо́столе Ма́рко, сло́вом, умо́м и живы́м всего́ себе́ в же́ртву принесе́нием: подража́я бо распя́тому за ны́ непоро́чному А́гнцу Христу́, положи́л еси́ ду́шу свою́ за дру́ги своя́ во́лею. Те́мже благода́рни су́ще, пое́м ди́вному во святы́х: Аллилу́иа.

И́кос 11.

До после́дняго часа́ своего́ науча́ти любви́ Госпо́дней и сло́ва Бо́жия устремле́нный, апо́столе Ма́рко, па́ки во Еги́пет по́сле убие́ния учи́телей свои́х стопы́ напра́вивый, просвеща́еши бо сердца́ ве́рных и к ра́зуму Боже́ственному вся́ наставля́еши, поуча́я и на́с ве́село взыва́ти:

Ра́дуйся, во Еги́пет воздви́гнутый тобо́ю хра́м благоустра́ивать напра́вивыйся:

ра́дуйся, в Александри́и средото́чие гре́ческаго уче́ния в зна́тнем книгохрани́лище во сла́ву Христо́ву употреби́вый.

Ра́дуйся, иуде́ев, увле́кшихся гре́честей уче́ностию, к зна́нием христиа́нским приведы́й:

ра́дуйся, христиа́нское учи́лище в Александри́и основа́вый.

Ра́дуйся, учи́лище сие́, знамени́тыми учи́тельми и отца́ми Це́ркви просла́вивший:

ра́дуйся, в забо́те о слу́жбе церко́вней чи́н Боже́ственныя Литурги́и соста́вивый.

Ра́дуйся, из Александри́и пропове́дать Христа́ в А́фрику, Ли́вию и ины́м язы́ком пу́ть предприя́вый:

ра́дуйся, во Еги́пте про́поведи твои́ вро́вень с мле́ком ма́тери христиа́не употреби́ша.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 12.

Благода́ть Бо́жия соблюда́ше тя́, апо́столе Ма́рко, а́ки Пе́тр и Па́вел Ева́нгелие возвеща́л еси́, сло́вом Христо́вым ве́рныя утеша́я. И та́ко упа́сл еси́ Це́рковь да́же до дне́, егда́ язы́чники злы́я в хра́м ворва́вшеся с наме́рением погуби́ти тя́, неуста́нно взыва́л ко Го́споду: Аллилу́иа.

И́кос 12.

Пою́ще многотру́дныя по́двиги за Христа́, всехва́льный апо́столе Ма́рко, хва́лим ева́нгельския труды́ твоя́, ублажа́ем му́ченическую кончи́ну, почита́ем свяще́нную па́мять твою́ и в похвалу́ сицева́я тебе́ зове́м:

Ра́дуйся, пе́рвый епи́скопе це́ркви Александри́йстей:

ра́дуйся, Александри́и первому́чеником явле́нный.

Ра́дуйся, е́ллинское божество́ се́раписа Свято́ю Па́схою разруши́вый:

ра́дуйся, в Пра́здник Христо́вой Па́схи е́ллинами уму́ченный.

Ра́дуйся, а́нгелом Госпо́дним в темни́це на по́двиг укрепле́нный:

ра́дуйся, исте́рзанный, всле́д за а́нгелом от Самого́ Го́спода утеше́ние прия́вый.

Ра́дуйся, во вторы́й де́нь лю́тою толпо́ю доро́гами гра́да влаче́нный, ду́х от му́к испусти́вый:

ра́дуйся, я́ко те́ло твое́ не да́л еси́ Госпо́дь огне́м сожещи́, громо́м с мо́лнией злора́дных е́ллинов вразумля́я, и христиа́ном пречи́стую пло́ть погреба́ти бла́гослови́вый.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 13.

О всехва́льный благове́стниче апо́столе и евангели́сте Ма́рко! Внемли́ у́бо воздыха́нию серде́ц на́ших, моля́щихся тебе́, учите́лю и архипа́стырю, мно́го бо мо́жет моли́тва святы́х апо́стол пред Бо́гом: научи́ на́с потщи́теся и па́мятовати о небе́снем зва́нии и христиа́нстей кончи́не жи́зни на́шея, привлецы́ ны́ ко сла́дости ева́нгельския и́стины, свяжи́ у́зами любве́ Христо́вы, да мы́ вси́, отве́ргшеся нече́стия и мирски́х похоте́й, вни́дем в ра́дость Го́спода на́шего, пою́ще Ему́ с тобо́ю и со все́ми апо́столы: Аллилу́иа.

Се́й конда́к глаго́ли три́жды, та́же и́кос 1-й и конда́к 1-й.

Моли́тва свято́му апо́столу и евангели́сту Ма́рку.

О пресла́вный апо́столе и ева́нгели́сте Ма́рко, ду́шу за Христа́ преда́вый и кро́вию твое́ю па́жить Его́ удобри́вый! При́зри на на́с, ча́д Госпо́дних многогре́шных, все́х зде́ ны́не предстоя́щих и моля́щихся (имена), моли́твы и воздыха́ния сердца́ми сокруше́нными ны́не принося́щих.

Се́ бо беззако́ньми омрачи́хомся, и того́ ра́ди беда́ми, я́коже ту́чами, обложи́хомся, еле́а же до́браго жития́ обнища́хом зело́, и не возмо́жем проти́витися во́лком хи́щным, и́же расхища́ти насле́дие Бо́жие де́рзостно тща́тся.

О, всехва́льный апо́столе и ева́нгели́сте Ма́рко! Просвети́ на́с све́том Свята́го Ева́нгелия Госпо́дня, вразуми́ истреби́ти не́мощи на́ша, помоги́ не отлуча́тися от Го́спода Спа́са на́шего, да не разлучи́мся в коне́ц от любве́ Бо́жия, но кре́пким заступле́нием твои́м на́с защити́, да поми́лует Госпо́дь все́х на́с моли́тв твои́х ра́ди, да вразуми́т сло́вом Свои́м и рукописа́ние безме́рных грехо́в на́ших истреби́т, и да сподо́бит со все́ми святы́ми апо́столы во блаже́нном Ца́рствии воспева́ти Пресвяту́ю и Неразде́льную Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в! Ами́нь.

Апостол и евангелист Марк (†68)

Апостол и евангелист Марк — происходил из священнического рода, из колена Левиина, и приходился племянником апостолу Варнаве. Изначально он был назван Иоанном. Позднее был прозван Марком (греч. Markos, от лат. Marcus — «молот») перед отправлением в чужую страну, по обычаю того времени.

Известно, что поначалу он был учеником Иоанна Крестителя. Позднее он стал учеником апостола Петра. Сохранилось древнее предание, что Марком был упоминаемый в Евангелии юноша, который в ночь предания Спасителя на смерть в вертограде Гефсиманском следовал за Христом, обернувшись покрывалом по нагому телу. Будучи схвачен воинами, он оставил покрывало в их руках и нагой бежал от них (Мк. 14:51-52).

Мать евангелиста Марка — Мария имела в Иерусалиме свой дом, в котором нашел пристанище Апостол Петр после чудесного изведение из темницы Ангелом. После вознесения Господа на небо, во время гонения на христиан, этот дом служил местом молитвенных собраний и местом пристанища для некоторых Апостолов, с которыми Марк получил возможность постоянно общаться. С апостолом Петром был Марк особенно близок, и тот даже называет его своим сыном. А вскоре через апостола Варнаву Марк знакомится с другим апостолом – Павлом, который прибыл в Иерусалим после своего чудесного обращения ко Христу.

Святой Марк становится ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима.

После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим в дом своей матери и отправился в Рим вместе с Апостолом Петром. Апостол Петр своею проповедью и чудесами, при содействии св. Марка, еще более распространил и утвердил Церковь Христову в Риме, обратив ко Христу множество людей как из иудеев, так и язычников. Это было время первых страшных гонений на Церковь Христову. Император Нерон, обвинивший христиан в поджоге Рима, приказал распинать их на крестах и, облив смолой, поджигать, чтобы они горели, как факелы.

В этих тяжелейших обстоятельствах, когда вся мощь Римской империи обрушилась на маленькую общину и христиане так сильно нуждались в поддержке, звучало слово Евангелия.

Римские христиане не удовольствовались одною устною проповедью Апостолов об Иисусе Христе, а пожелали иметь у себя и письменный памятник устно преподанного им учения. Марк исполнил их благое желание и написал свое Евангелие.

Евангелие от Марка в древности единогласно признавалось подлинным и считалось воспроизведением того, что он слышал от апостола Петра, как своего учителя. По выражению блаженного Иеронима, «при составлении этого Евангелия Пётр рассказывал, Марк писал». Поскольку св. Марк писал евангелие для язычников – римских христиан, то в нем отсутствует то, что было бы особенно интересно для иудеев: ссылки на Ветхий завет, генеалогии, указания на значение Моисеева закона и т.д. Зато здесь много пояснений необходимых для язычников, не знакомых с иудейскими традициями (например, замечание об обычае евреев умывать руки перед едой — VII, 8 и 4). Св. Марк дает в своем Евангелии сильное, яркое впечатление о чудесах Христовых, подчеркивая этим царское величие Господа. У него Иисус Христос не «сын Давидов», как у Матфея, а Сын Божий, Владыка и Повелитель, Царь вселенной.

Именно поэтому в иконографии символом св. Марка является лев — царственное животное, символ мощи и силы. Крылатый многоочитый лев, реющий над Вселенной, возвещая Славу Господню, заимствован из Откровения святого Иоанна Богослова, которому было видение четырех животных, стерегущих четыре угла Трона Господа и четыре предела рая. Позднее эти животные были истолкованы как символы четырёх евангелистов: Матфея стал символизировать ангел, Марка — лев, Луку — телец, Иоанна — орел. Каждый из них крылат и держит Евангелие.

После трудов в Риме святой Марк, по повелению Апостола Петра отправился для проповеди Евангелия в Египет, где еще со времен Александра Македонского было очень много иудеев. Они населяли здесь целые города, имели свои синагоги, свой синедрион, даже храм наподобие храма Иерусалимского, а также священников и левитов по закону Моисееву. Проповедь святого Марка имела большой успех. Коптская традиция гласит, что первым египтянином, которого обратил в христианство Марк, был некий Анианус.

По легенде, Марк однажды шел в небольшой египетский городок по каменистой тропе. Неожиданно ремешок его обуви разорвался. Марк попросил сапожника починить его. Сапожник начал чинить, неожиданно поранил руку и воскликнул: «Бог один!» Марк откликнулся на его восклицание и чудесным образом исцелил руку сапожника. Затем он прочел Библию ему и всей его семье. Оказалось, что Анианус не знал книг пророков Ветхого Завета и ему были известны только сочинения греческих философов. Тогда Анианус уверовал и был крещен. Через некоторое время Марк, чувствуя начало гонений и преследований христиан, назначил Аниануса епископом небольшой общины. В самой Александрии, главном городе Египта, святой Марк основал церковь и был первым ее епископом.

Ненадолго апостол Марк покидал Александрию для совместного путешествия с апостолом Павлом в Антиохию и с апостолом Варнавой на Кипр. Затем опять вернулся в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много церквей, в том числе в Вавилоне. Довольно часто апостол Марк отправлялся в другие страны для проповеди Евангельского учения, перед самой смертью апостола Павла посетил его в Риме, где тот находился в заключении. Здесь в Риме святой Марк был свидетелем мученической кончины за Христа обоих апостолов, которые в одно и тоже время пострадали за Христа в Риме; Павел, — как имевший право римского гражданина, — был усечен мечем, а Петр был распят на кресте.

По кончине своих великих учителей Марк возвращается в Александрию. Столица Египта была средоточием греческой образованности. Здесь было знаменитое книгохранилище, здесь процветала языческая наука; сюда стекались люди из разных областей. Здесь апостол Марк положил основание христианскому училищу для утверждения Христовой веры, позднее это училище стало центром христианского просвещения, отсюда вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий, святитель Григорий Чудотворец и другие. Ревнуя об устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан.

В богослужении египетских христиан (коптов) и доселе сохранились некоторые молитвы, приписываемые Евангелисту Марку. В настоящее время Александрийские патриархи, справедливо почитающие святого Марка основателем и покровителем своей церкви и первым патриархом александрийским, в своих посланиях преподают благословение словами: «да будет благословение Владыки Христа, Пресвятой Богородицы и святого Евангелиста Марка», а на своей печати имеют изображение крылатого льва, держащего Евангелие.

С проповедью Евангелия апостол Марк путешествовал в Ливии, Нектополе, Марморике, Киренаике и другим областям Африки. Под действием проповеди Евангелиста Марка и под влиянием высокой чистоты и святости его самого, египетские христиане достигли такой высоты совершенства, что их жизнь служила предметом великого удивления и похвалы со стороны даже язычников и неверующих иудеев.

Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Марк, первый епископ Александрийской церкви, был и первым ее мучеником. Он пострадал в праздник святой Пасхи, случившийся в одно время с языческим празднеством в честь Сераписа. Когда апостол совершал священнодействие, язычники, озлобленные успехом его проповеди, ворвались в церковь, схватили, обвязали апостола веревками и влачили по улицам и предместьям города, а потом, истерзанного, ввергли в темницу. В полночь святому страдальцу явился ангел Господень и укрепил на подвиг мученичества радостной вестью о предстоящем блаженстве на небе, а затем и сам Господь утешил Своим явлением. На следующее утро неистовая толпа с яростью извлекла апостола из темницы и опять безжалостно влачила по улицам города, от чего Марк вскоре скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой». Было это 25 апреля 68 года. Злоба язычников не удовольствовалась смертью апостола — они решили сжечь его тело. Уже разведен был огонь, как внезапный мрак, страшный гром, землетрясение, дождь и град рассеяли пришедшую в смятение толпу язычников. Христиане же с честью предали погребению тело апостола.

В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 828 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перевезли в Венецию. Венецианские купцы Буоно и Рустико, прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей. Поскольку предание связывает проповедь христианства в городах Венецианской лагуны с апостолом Марком, то купцы решили спасти мощи святого от осквернения и привезти их в свой город. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надёжности корзину спрятали в складках паруса одного из судов.

Венеция. Собор Сан-Марко

Специально для мощей апостола Марка была построена базилика. Собор Святого Марка (итал. Basilica di San Marco)— является сегодня кафедральным собором Венеции (до 1807 года придворная капелла при дворце дожей) и представляет собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе.

Собор Святого Марка

В 1987 году собор вошёл в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь хранится весьма древняя рукопись Евангелие от Марка, написанная, на тонком египетском папирусе, по преданию рукою самого Евангелиста.

Рака с мощами св. апостола Марка в соборе Сан-Марко

После перенесения мощей в город, апостол Марк заменил святого Феодора в роли небесного покровителя Венеции, а символом города стал крылатый лев, изображения которого в Венеции можно встретить повсюду. Именно он послужил прообразом «Золотого льва», главного приза Венецианского кинофестиваля, учрежденного в 1949 году.

Тропарь, глас 3:
У верховнаго Петера научився, Апостол Христов был еси, и яко солнце странам возсиял еси, александриом удобрение быв блаженнее: тобою Египет от прелести свободися, евангельским твоим учением просвещь вся яко свет, стлп церковный. Сего ради твою память чтуще светло празднуем, Марко богогласе: моли тобою благовестимаго Бога, да согрешений оставление подаст душам нашим.

Краткая биография

Марк (ивр. ‏מרקוס‏‎, греч. Μάρκος) — один из четверых евангелистов, апостол от семидесяти. По происхождению еврей, но ещё юношей примкнул к общине учеников Иисуса Христа, так как его мать Мария была одной из последовательниц Христа, и в доме её семьи собирались верующие в Него (Деян. 12:12). На некоторых образах символом святого Марка является крылатый лев.

Жизнеописание

Родился в Кирене, племянник (согласно другим переводам — двоюродный брат) апостола Варнавы (Кол. 4:10). По другой версии, Евангелист Марк родился в Иерусалиме.

Марк был учеником апостола Петра. В Первом послании Петра он упомянут как «Марк, сын мой» (1 Петра. 5:13). По преданию, в ночь взятия Христа в Гефсиманском саду апостол Марк следовал за ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14:51—52).

Согласно преданиям, он основал Церковь в Египте, был первым епископом в Александрии. Здесь положил начало христианскому училищу. С проповедью Евангелия путешествовал в Ливии, Нектополе, посетил внутренние области Африки. Посетил апостола Павла в Риме, где он находился в узах. По преданию, здесь апостол Марк написал Евангелие для уверовавших язычников. Древние церковные писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра. Вернувшись в Александрию, Марк укреплял верующих, противодействуя язычникам, что возбудило их ненависть. Святой Марк, предвидя свой конец, поспешил оставить после себя преемников — епископа Ананию, которому он исцелил больную руку, и трёх пресвитеров. Вскоре язычники напали на него во время богослужения, избили его, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его. Наутро толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге святой евангелист скончался со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой». Было это 25 апреля 68 года (по другой версии — 63 года).

Евангелие от Марка

Принадлежащее ему и носящее его имя Евангелие (второе в четвероевангелии) в древности единогласно признавалось подлинным и считалось воспроизведением того, что он слышал от апостола Петра, как своего учителя. По выражению блаженного Иеронима, «при составлении этого Евангелия Пётр рассказывал, Марк писал». Касательно происхождения Евангелия Марка новейшая критика выдвинула несколько теорий: по одной (Баур, Гильгенфельд и др.) оно составляет переработку первоначальных отрывочных записей или документов, по другой (Де-Ветте, Блеек, Делич) — компиляцию Евангелий Матфея и Луки. Эти теории не выдерживают критики, так как первая основывается на неправильно понимаемом выражении Папия outaxei, а вторая идёт вразрез с преданием, что Евангелие от Марка написано раньше Евангелия от Луки. Самая живость, картинность и оригинальность повествования, составленного по своеобразному плану, говорит в пользу того, что Евангелие от Марка самобытно, а не плод позднейшей компиляции.

По версии, изложенной Свенцицкой, наоборот, Евангелие от Марка использовалось при написании Евангелий от Матфея и от Луки, взявших текст Марка за основу: «Исследователи новозаветных евангелий, отмечая сходство первых трех, высказывают предположение, что Евангелие от Марка было самым ранним из них, а в евангелиях от Матфея и Луки был использован кроме Марка ещё какой-то источник, представляющий собой не связный рассказ о жизни Иисуса, а собрание его речений».

Евангелие от Марка по всем признакам было предназначено для христиан из язычников и особенно для римских христиан, как это видно из отсутствия ссылок на Ветхий Завет и вообще таких мест, которые были бы особенно интересны для иудеев, например, столь любимых иудеями генеалогий, указаний на значение Моисеева закона и пр. Напротив, в Евангелии много таких пояснений, которые были совершенно излишни для иудеев, но необходимы для язычников (напр. замечание об обычае евреев умывать руки перед едой — VII, 8 и 4). Указание на предназначение Христа для всего мира, а также замечание, что храм должен быть местом молитвы для всех народов (XI, 17) — всё это ясно свидетельствует о том, что Евангелие предназначалось для новообращённых из язычников. Одной из центральных тем в Евангелии от Марка является тема силы Божией: Господь делает то, что людям невозможно. Апостол Марк часто останавливается на делах и словах Спасителя, в которых особенно проявляется его Божественное всемогущество. Местом написания Евангелия считается Александрия или Рим, чем и объясняются нередко употребляемые в нём латинские слова (лат. legion, лат. speculator и т. п.; V, 9; VI, 27 и др.).

Собор Святого Марка в Венеции

Собор Святого Марка в Венеции

Базилика была построена для размещения мощей апостола Марка, которые 31 января 829 года были привезены из Александрии в Венецию. Мощи были привезены венецианскими купцами Буоно и Рустико, которые в 828 году, прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей. Поскольку предание связывает проповедь христианства в городах Венецианской лагуны с апостолом Марком, то купцы решили спасти мощи святого от осквернения и привезти их в свой город. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надёжности корзину спрятали в складках паруса одного из судов (событиям, связанным с перенесением мощей, посвящены мозаики пресбитерия и одной из люнет центрального фасада). После перенесения мощей в город, апостол Марк заменил святого Феодора в роли небесного покровителя Венеции, а символом города стал знак этого евангелиста — крылатый лев.

Похищение мощей апостола Марка из Александрии
(мозаика пресбитерия собора Сан Марко, XI век)

Строительство собора было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году, а завершено в 832 году его братом дожем Джованни Партечипацио. Строительство современной базилики было начато в 1063 году при доже Доменико Контарини. В 1071 году в ещё недостроенном соборе был возведён в должность дожа Доменико Сельво, при котором в 1071—1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере.

Дни памяти, почитание и покровительство

  • В православной церкви: 25 апреля (8 мая), 4 (17) января, в дни Собора Апостолов от семидесяти: 27 сентября (10 октября) и 30 октября (12 ноября).
  • В католической церкви: 25 апреля.
    • 31 января в Венеции (день перенесения мощей)
  • В протестантских церквях (евангелисты, англикане): 25 апреля.

В традиции Коптской церкви именуется «Боговидцем» (Theorimos).

Считается покровителем египетских христиан, города Венеции (Италия) и острова Райхенау (Германия), на котором хранится часть мощей апостола.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *