ИВАНЫ ГРОЗНЫЕ НАШЕГО КИНО

Иван Грозный один из самых драматичных персонажей русской истории, — ангел, докатившийся до демонических глубин.

Неудивительно, что он иногда становился героем фильмов.

Впервые это случилось еще до революции. В фильме 1909 года «Смерть Ивана Грозного» царя играл корпулентный актер Славин, вызвав толщиной критику зрителей, представлявшего Ивана худым аскетом.

В 1915 возник проект экранизации оперы Римского-Корсакова «Псковитянка» «Царь Иван Васильевич Грозный», где главную роль играл великий Федор Шаляпин (это единственный российский фильм с его участием). Там же в роли опричника дебютировал Михаил Жаров.

Шаляпин воспринимал кинематограф как средство дать полюбоваться игрой больших актеров провинции. Так и получилось, — в столице фильм провалился, а в провинции хорошо прошел.

В фильмах дореволюционных Грозный был фигурой опереточной. Романовская династия спокойно реагировала на упоминание зверств одного из последних Рюриковичей. На фоне Грозного сменившая его династия выглядела спасительницей Отечества.

В 1926 году вышел фильм Юрия Тарича «Крылья холопа». В роли Грозного предстал мхатовец Леонид Леонидов.

В «Крыльях холопа» Грозного сделали эдаким капиталистом, торгующим льном. Он еще вполне себе садюга, но уже чувствуется государственный крен, поставивший Ивана в один ряд с Петром Первым.

В «Первопечатнике Иване Федорове» (1941) Грозного царя изображал Павел Шпрингфельд, — который в том же году добился феерического успеха комической ролью в «Сердцах четырех» (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/17023.html).

В 1944 появляется самая знаменитая картина с участием царя. Сергей Эйзенштейн выпускает первую серию «Ивана Грозного». Она удостаивается Сталинской премии. Вторая серия, где Эйзенштейн показал моральные муки потонувшего в репрессиях правителя, отправляется на полку.

В главной роли Николай Черкасов. В роли Малюты Скуратова опять попавший в эту эпоху Михаил Жаров.

После Эйзенштейна образ Грозного с экранов пропал лет на двадцать. Просто никто не знал, — как к нему относиться, как к государственнику, или разрушителю? Официальная точка зрения по поводу царя не декларировалась, а без нее брать такой материал выходило себе дороже.

Только в 1965 году режиссер музыкальных фильмов Владимир Горрикер экранизировал оперу Римского-Корсакова «Царская невеста», где Грозного играл Петр Глебов.

1973 год обогатил нас комедией Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Тамошнего Грозного даже представлять не надо: Юрий Яковлев!

А потом опять возникает лакуна на без малого двадцать лет.

В 1991 году, в агонизирующем СССР, случился бум царя Ивана, — вышло аж три картины про него.

Отчасти, это было спровоцировано тем, что, наконец, пала цензура и можно было поговорить о «пыточках». Грозный стал безусловным тираном.

Экранизацию «Князя Серебряного» Алексея Толстого готовил Алексей Салтыков (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/45673.html). Но разругавшись с продюсером Исмаилом Таги-Заде, покинул проект, уступив режиссерское кресло Геннадию Васильеву (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/85899.html). Фильм «Царь Иван Грозный» получился таким хорошим, что «князь Серебряный» Игорь Тальков покаялся перед зрителями прямо на премьере. Но Грозного царя Кахи Кавсадзе сыграл неплохо.

Что касаемо Салтыкова то он выпустил свою версию «Князя Серебряного» в 1992 году. Фильм назывался «Гроза над Русью», Грозного играл Олег Борисов. Фильм был не лучше картины Васильева, а примерно такой же, но какие актеры!

Кроме перечисленных царя в 1991 играли Алексей Жарков в «Кремлевских тайнах шестнадцатого века»…

…и Иннокентий Смоктуновский в «Откровении Иоанна Первопечатника».

В 1996 в долго снимавшемся сериале «Ермак» Евгений Евстигнеев показал свою версию царя Ивана.

Ну а о том, что близко мы лучше помолчим.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *