Тип фильма: художественный
Вид фильма: кинофильм
Метраж: полнометражный
Звук: моно
Формат: обычный (1:1,37)
Год восстановления: 2014

Над фильмом работали:

Режиссёр: Эйзенштейн Сергей
Сценарист: Эйзенштейн Сергей
Композитор: Прокофьев Сергей
Операторы: Тиссэ Эдуард, Москвин Андрей
Художник-постановщик: Шпинель Иосиф
В ролях: Черкасов Николай, Абрикосов Андрей, Бирман Серафима, Кузнецов Михаил, Целиковская Людмила, Названов Михаил, Кадочников Павел, Жаров Михаил, Бучма Амвросий, Мгебров Александр , Михайлов Максим, Пудовкин Всеволод

О фильме:

Эйзенштейн называл Ивана Грозного «поэтом государственной идеи», подчеркивая этим главное в русском самодержце — стремление к мощи, к единству России, на пути к которым он не останавливался ни перед чем. Действие киноленты охватывает более 20 лет царствования Ивана Грозного. Первая серия начинается венчанием Ивана IV на царство. Затем показана свадьба с Анастасией, завоевание Казани, болезнь Ивана, смерть царицы Анастасии, отравленной боярами, уход государя в Александровскую слободу и его возвращение оттуда.

К 75-летию кинокартины Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный»: великий фильм с непростой судьбой

В 1944 году вышла первая часть масштабного исторического кинополотна Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Сложная и противоречивая биография русского правителя в руках одного из талантливейших режиссеров мирового кинематографа превратилась в настоящий шедевр. Почему зрители всего мира по сей день смотрят картину «Иван Грозный» с восхищением?

Неподдельный интерес вызывают драматизм в сочетании с театральностью, притчевый характер, таинственные и «многослойные» мизансцены, «монтаж аттракционов», великолепная операторская работа, и конечно же, блистательный актерский ансамбль с участием Николая Черкасова, Людмилы Целиковской, Серафимы Бирман, Павла Кадочникова, Михаила Жарова, Амвросия Бучмы, Михаила Кузнецова, Михаила Названова, Андрея Абрикосова, Александра Мгеброва и других.

Серафима Бирман в роли Ефросинии Старицкой

До съемок фильма «Иван Грозный» Сергей Эйзенштейн уже работал в жанре исторической драмы, раскрывающей биографию и характер выдающейся личности. В 1938 году на экраны вышел фильм «Александр Невский» с Николаем Черкасовым в главной роли. Но, как отмечала киновед Нея Зоркая, отношение к двум этим работам у режиссера было разным:

«Как и «Александр Невский», постановка «Ивана Грозного» была предложена Эйзенштейну (Это был кремлевский заказ – Прим. Ред.). Но в отличие от первого, «историко-биографического» фильма, так и оставшегося для него в целом чужим и далеким, работа над «Иваном Грозном» страстно увлекла режиссера, и надолго царь Иван Васильевич становится властителем его дум, любимым героем Эйзенштейна. Социальный заказ и личный творческий интерес снова, как и во времена «Потемкина» и «Октября», приходят к единству».

Михаил Жаров в роли Малюты Скуратова

Говоря о съемках первой части фильма, нельзя не упомянуть то, в каких условиях создавалась кинолента. Подготовительный период проходил на «Мосфильме» в 1941 году. В планы кинематографистов вмешалась война: студия была эвакуирована в Казахстан. В итоге съемки первой части «Ивана Грозного» прошли на вновь образованной Центральной Объединенной Киностудии художественных фильмов в Алма-Ате в условиях острого недостатка техники, костюмов и реквизита, в очень сжатые для такого сложнопостановочного кинополотна сроки. Творческой группе приходилось терпеть многие лишения, так как съемки проходили в неотапливаемом помещении в зимнее время.
Архивное фото рабочего момента съемок фильма «Иван Грозный»
Судьба двух частей фильма «Иван Грозный» оказалась диаметрально противоположна. Первый фильм удостоился Сталинской премии, а вот вторая часть под названием «Сказ второй: Боярский заговор» была подвергнута резкой критике. В сентябре 1946 г. Центральный Комитет ВКП(б) охарактеризовал работу Эйзенштейна такими словами:

«Режиссер С. Эйзенштейн во второй серии фильма «Иван Грозный» обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие американского Ку-Клукс-Клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером – слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета».

Архивное фото рабочего момента съемок фильма «Иван Грозный»

В итоге, вторая часть картины была отложена на полку и увидела свет только в 1958 году, когда уже не стало ни «заказчика» киноленты Иосифа Сталина, ни режиссера Сергея Эйзенштейна.

Из-за обрушившейся на вторую часть фильма критики, а также по причине болезни Сергею Эйзенштейну не удалось до конца воплотить в жизнь свой творческий замысел касательно судьбы Ивана Грозного. Режиссер планировал выпуск третьей части, в которую должны были войти такие исторические события, как драма отца и сына Басмановых, сцена исповеди, смерть Курбского, Ливонская война и выход к Балтийскому морю в финале. Именно так по задумке режиссера могла бы завершиться грандиозная киноэпопея, но этой идее не суждено было осуществиться.

Архивное фото рабочего момента съемок фильма «Иван Грозный»

Вклад личности Ивана Грозного в историю крайне противоречив, в каждую эпоху оценка правления этого царя пересматривается вновь и вновь. Фильм «Иван Грозный» также вызывает дискуссию и многочисленные интерпретации, но в одном сходится большинство: эта картина – очень значимое явление с точки зрения киноискусства.

Сейчас в Главном корпусе «Мосфильма» работает тематическая выставка к 75-летию выхода первой части фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Там вы можете увидеть кадры из киноленты и архивные фото рабочих моментов съемок.

Тематическая выставка к 75-летию выхода первой части фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный»

Отреставрированную специалистами «Мосфильма» киноленту «Иван Грозный» режиссера Сергея Эйзенштейна вы можете посмотреть в онлайн-кинотеатре «Мосфильма» и на официальном YouTube-канале.

Плакат к фильму «Иван Грозный»

При создании этого материала использованы следующие источники: «Энциклопедия фильмов» Жака Лурселя, «Энциклопедия отечественного кино», справка РИА «Новости».

Фото: «Информационный центр «Мосфильм-Инфо», при использовании ссылка на источник обязательна.

История создания фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Справка

Эйзенштейн задумал и начал реализовывать свое произведение как единое целое, но оно попросту не укладывалось в принятую норму длительности одного фильма, и автору пришлось расчленить сюжет на три серии. Эйзенштейн успел снять две из них, третья же заключительная, осталась в сценарии, подготовительных записях, рисунках и нескольких запечатленных на пленку фрагментах.

Первую часть фильма режиссер начал снимать во время Великой Отечественной войны (в 1944 году) в Алма Ате. Эта серия, воспевавшая идею великодержавности, охватывает юность Ивана, венчание на царство, Казанский поход, смерть Анастасии и завершается крестным ходом к Александровой слободе. На экране сменяются царские палаты, бескрайняя татарская степь, пышный свадебный пир, поле брани, русская слобода в снегу. Фильм вышел на экраны в 1945 году, 20 января в кинотеатре «Ударник» состоялась его премьера. Он получил самые хвалебные оценки и был удостоен Сталинской премии.

Вторая часть «Ивана Грозного» начинается как продолжение первой с прославления единовластия, и повествует о событиях 1560 1569 годов: создание опричнины, подавление боярской оппозиции, расправы и казни. Резко контрастируя с первой серией, вторая является, по сути, обличением деспотизма и государственного террора. Царя уже ничто не оправдывает, он предстает как человек, раздираемый страстями, сам становится их жертвой и заливает кровью страну.

Вторая серия подверглась резкой критике со стороны Сталина. Мысль о неотвратимости расплаты за победу в борьбе за власть не могла быть высказана в советском кинофильме конца сороковых годов.

Выпуск картины был запрещен Постановлением ЦК ВКП(б) от 4 августа 1946 года. Официальная версия гласила: «Режиссер С. Эйзенштейн во второй серии фильма «Иван Грозный» обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие американского Ку Клукс Клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером слабохарактерным и безвольным, чем то вроде Гамлета».

В Иване, его друге Малюте и опричниках увидели почти не прикрытое метафорическое изображение Сталина, Берии и людей из КГБ. Конкретно же фильму были адресованы следующие упреки: отсутствие народа в развитии сюжета; слишком большое значение, уделяемое придворным интригам; формализм.

Тем не менее, худсовет Министерства кинематографии фильм оценил, однако последний и решающий приговор поступил из Кремля. Вторая серия вышла на экраны России и всего мира лишь в 1958 году.

В фильме снялись звезды отечественного кинематографа середины XX века Николай Черкасов (Иван Грозный), Людмила Целиковская (Анастасия Романовна), Михаил Жаров (Малюта Скуратов), Павел Кадочников (Владимир Старицкий) и другие.

Картина была удостоена приза жюри за лучшую операторскую работу (операторы Эдуард Тиссэ и Андрей Москвин) на кинофестивале в Локарно (Швейцария) в 1948 году. По итогам референдума критиков, проведенного английским журналом Sight and Sound в 1962 году, картина признана седьмой в десятке лучших фильмов в истории киноискусства, а в 1978 году «Иван Грозный» был назван восьмым среди ста лучших лент всех времен.

Анализ фильма Эйзенштейна Иван Грозный

1 – титульный лист

2 – оглавление

3 – список используемой литературы

4 – введение

5-8 – биография С.Эйзенштейна

9 -10 – значение фильма Иван Грозный

11-12 — разбор эпизодов

13 — вывод

Список Литературы

1)Эйзенштейн, Сергей Михайлович. Автобиография // избр. произв. в 6 тт. – Искусство.- 1968. – том 4.

Режим доступа: http://lib.ru/CINEMA/kinolit/EJZENSHTEJN/s_avtobiografiya.txt, свободный.

2)Эйзенштейн, Сергей Михайлович. Как я стал режиссером избр. произв. в 6 тт. – Искусство.- 1968. – том 4.

Режим доступа: http://lib.ru/CINEMA/kinolit/EJZENSHTEJN/s_kak_ya_stal_rezhisserom.txt, свободный.

3)Ромм, Михаил Ильич. Избранные произведения в 3-х томах. Том 2: О себе, о людях, о фильмах. Изд. Искусство, 1981

4)Фрейлих, Семён Израилевич// Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского.- Учебник для вузов. — Акад. Проект. — 2008

Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/207788/read, свободный.

5)Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б)О кинофильме «Большая жизнь». — 4 сентября 1946 г.

Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/USSR/cinema.htm, свободный.

6)Зоркая, Нея Марковна// Портреты.- М.- 1966.

Режим доступа: http://www.russiancinema.ru/index.php?dept_id=3&e_dept_id=2&e_movie_id=8514, свободный, отрывок.

Введение

Сергей Михайлович Эйзенштей одна из самых значимых фигур Советского кинематографа. Этот великий экспериментатор не боялся создавать теории нового киноязыка и воплощать их в жизнь, рушить догмы. Он снял не так много картин, но каждой из них он открывает новую страницу в истории кинематографа. Эйзенштейн, часто не имея средств и времени для съемок, находясь под давлением сверху, создает один шедевр за другим.

В 20-е годы, тяжелое время становления СССР, режиссер в рекордные сроки создает фильм Броненосец Потемкин, открывший абсолютно новые средства воздействия на зрителя. Этот фильм оказал огромное влияние на весь советский кинематограф. Похожий стиль обобщения можно проследить у таких режиссеров как Довженко и Пудовкин. Но на этом Эйзенштейн не останавливается, создавая еще ряд лент, ставших мировой классикой.

Во время Велико-отечественной войны, в эвакуации, строя декорации кустарными средствами, Сергей Эйзенштейн создает великолепную кино-оперу Иван Грозный, в которой открывает новые пути использования звука в кино, экспериментирует со стилизацией изображения и декораций.

Его фильмы, содержащие большую долю новаторства вполне понятны рядовому зрителю, и представляют большой интерес для профессионала. Эйзенштейн прошел длинный путь, совершенствуя свой стиль, дополняя и улучшая киноязык, добавляя в него новые грани. До самого конца жизни он создавал все новые теории, манифесты и не боялся собственноручно воплощать их в жизнь в своих фильмах.

Я выбрал именно этого режиссера, потому что меня впечатлил его подход к искусству кино, как к математической формуле, которую он постигал, дополнял и изменял. Меня поразило его бесстрашие и преданность искусству. Его экспериментаторский подход дал миру ряд удивительных картин, про одну из которых я хочу рассказать.

Биография

22 января (10 января по старому стилю) 1898 года родился великий режиссер, сценарист и экспериментатор советского кинематографа Сергей Эйзенштейн. Он появился на свет в богатой семье. Отец, Михаил Осипович, был известным архитектором в Риге, мать, Юлия Ивановна, происходила из семьи зажиточных архангельских купцов Конецких.

«Не могу похвастать происхождением. Отец не рабочий. Мать не из рабочей семьи. Отец архитектор и инженер. Интеллигент. Своим, правда, трудом пробился в люди, добрался до чинов. Дед со стороны матери хоть и пришел босой в Питер, но не трудом пошел дальше, а предпочел предприятием — баржи гонял и сколотил дело». 1

Такое происхождение позволило молодому Эйзенштейну получить хорошее образование. Сергей знал английский, французский, немецкий языки, был сведущ в литературе, увлекался фотографией и режиссурой. Любил посещать театральные и цирковые действа, устраивать свои представления дома.

«И рос я безбедно и в достатке. Это имело и свою положительную сторону: изучение в совершенстве языков, гуманитарные впечатления от юности. Как это оказалось все нужным и полезным не только для себя, но — сейчас очень остро чувствуешь — и для других!»2

Для своих первых домашних спектаклей Юный Эйзенштейн лично писал сценарии, набрасывал эскизы костюмов и рисовал декорации. В 1912 отец отправил Сергея в Рижское реальное училище, где тот готовился к карьере архитектора. В Риге Эйзенштейн посетил спектакль «Турандот» в постановке Ф. Ф. Комиссаржевского, который произвел на молодого человека неизгладимое впечатление.

Затем, по воли отца, Эйзенштейн отправился в Петроградский институт гражданский инженеров, чтобы продолжить семейное дело и стать архитектором. В революционном городе Сергей посетил спектакль «Маскарад» в Александрийском театре, и это впечатление послужило толчком к тому, чтобы «бросить инженерию и отдаться искусству»3. В Петрограде молодой Эйзенштейн увлекся революционными идеями и с третьего курса ушел добровольцем в красную армию. Участвовал в боях, строил укрепления, рисовал агитационные плакаты, участвовал в самодеятельных спектаклях в качестве актера и режиссера. Революция дала молодому человеку свободу самоопределения, помогла сломать стереотипы, навязанные отцом и дала диалогическую основу для последующего творчества.

1 С. Эйзенштейн Автобиография

2Там же.

3 С. Эйзенштейн. Как я стал режиссером

В 1920 Сергей отправился в Москву, в академию генерального штаба на отделение восточных языков, однако военным переводчиком не стал. Поступил на работу художником в Первый Рабочий театр Пролеткульта, писал декорации для пьесы ‘’Мексиканец’’, вскоре становится режиссером. В 1922 году, подравшись из-за куска хлеба на репетиции спектакля, Эйзенштейн познакомился с Григорием Александровым, который впоследствии стал его другом и соавтором сценариев. Тогда же Сергей знакомится с Владимиром Маяковским и издает в журнале ЛЕФ свою первую кинематографическую теорию – ‘’монтаж аттракционов». Интересно, что к ее созданию режиссера подтолкнула мимика семилетнего мальчика, смотревшего за одной из репетиций театра. Это наблюдение дало толчок для теоретического обоснования отсталости классической драматургии и искусства зрелищ вообще.

В 1922-1923г.г., основываясь на своей новой теории, Эйзенштейн ставит 3 экспериментальных спектакля. Действие одного из них — »Мудрец» (По пьесе Островского) происходило в цирке и включало в себя большое количество акробатических трюков. А спектакль »Противогазы» был поставлен на одном из газовых заводов в рабочее время и включал в себя короткометражный фильм.

В 1924 году Эйзенштейн ушел в кино. Совместно с работниками »Пролеткульта’’ снял свою первую картину »Стачка», которая стала первым киноманифестом ‘’Монтажа аттракционов’’. В фильме главные герои растворены в рабочей толпе, и именно революционная масса является главным героем. Такой подход, позволяет назвать этот фильм киноплакатом – новым словом в жанре кино.

» В ”Стачке” уже была выдвинута и позитивная программа: кинематограф массовых народных движений, кинематограф смелых монтажных сопоставлений, кинематограф мысли, причем мысли чувственной, окрашенной пламенным революционным темпераментом». 1

В 1925 году Эйзенштейн задумывает снять киноэпопею, приуроченную к 20-тилетию октябрьской революции, куда кроме восстания на броненосце »Потемкин» должны были входить другие эпизоды, которыми был богат этот революционный год. Однако подготовка к съемкам затянулась, а так как на съемки оставалось всего 3 месяца, Эйзенштейн решил ограничиться только эпизодом восстания на броненосце. И, в рекордные сроки, Эйзенштейн снимает и монтирует 15000 метров пленки, в результате чего на свет появляется лента, вошедшая в десятку фильмов всех времен и народов и получившая огромное количество наград в России и за рубежом. Фильм ‘’Броненосец Потемкин» становится истинно новым словом в кинематографе. Это новый, псевдо-документальный стиль, работа непрофессиональных актеров, короткий монтаж, трюки, интереснейшая работа оператора Э.К. Тиссэ со светом и ракурсами.

«Броненосец “Потемкин” не только показал миру, что такое революционное искусство, он учил мир тому, что такое революционное действие» 2

1 М. Ромм Избранные произведения в 3-х томах (Том 2 Стр. 69) изд. Искусство, 1981

2 Там же стр.70

С. Эйзенштейн положительно воспринял приход звука в кино и в 1928 году написал манифест »будущее звуковой фильмы», где настаивал на скорейшем внедрении нового способа влияния на зрителя. И 1929 году был командированы за границу для знакомства с техникой съемки звукового кино вместе с Александровым и Тиссэ. Пробыв 2 года за границей, Эйзенштейн успел посетить почти всю западную Европу и Америку. Режиссер выступал на радио, читал лекции в университетах, вместе с писателем Эптоном Синклером приступил к съёмкам фильма «Да здравствует Мексика!». Однако, отняв 75 тыс. метров пленки был возвращен в СССР по приказу Сталина. Вернувшись в СССР в 1932 году, Эйзенштейн начал преподавать режиссуру во ВГИКе.

С приходом И.Сталина, и новых взглядов на цензуру кинематографа начинается конфликт режиссера и власти. В 1935 году Эйзенштейн начинает работу над созданием фильма »Бежин луг’’. Однако, эта картина показывала историю Павлика Морозова со стороны, не выгодной советской власти. Убийство отцом-кулаком сына, здесь перекликается с библейской историей жертвоприношения Авраама. В 1937 году, после просмотра черновой монтажной копии картины Главным Управлением кинематографии, работа над почти готовым фильмом была приостановлена, а негатив смыт. Постановку запретили ‘’ввиду антихудожественности и явной политической несостоятельности фильма’’. Единственная оставшаяся копия картины была утеряна во время Велико Отечественной войны. Эйзенштейна подвергли жесткой критике, лишили преподавательской деятельности, и режиссеру пришлось выпустить самокритичную статью ‘’Ошибки Бежина Луга’’. В ней Эйзенштейн ‘’…корит себя за стремление к обобщению, за то, что изобразил случай исключительный, за акцент на психологической стороне сыноубийства, за то, что в классовом конфликте рассмотрел человеческую драму, — словом, за то, что создал не агитфильм в духе 20-х годов, а притчу о жертвоприношении.’’ 1

В 1938 году на экраны вышел фильм ‘’Александр Невский’’. Блестящий актерский состав, прекрасная работа оператора Э.Тиссэ, непревзойденная режиссура Эйзенштейна и музыка Прокофьева, позволили режиссеру вернуть расположение Сталина. Вышедшая накануне второй мировой войны, когда гитлеровская угроза становилась все более реальна, картина была пропитана патриотизмом и готовностью защищать свою родину, от грядущих немецких захватчиков. Этот фильм открыл абсолютно новые кинематографические приемы, многие из которых получили свое развитие в ‘’Иване Грозном’’. ‘’Александр Невский’’ один из первых советских фильмов, где музыка играла огромную драматургическую роль. Многие кадры были сняты Тиссэ в строгом соответствием с музыкой Прокофьева, к другим, композитор писал музыку, просматривая материал на монтажном столе. Изобразительное решение картины подсказывают древнерусские фрески и эта идея отражена и в последнем фильме Эйзенштейна.

1 С. И. Фрейлих ‘’Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского’’ (учебник для вузов)

В 1941 году начинается работа над сценарием к фильму Иван Грозный. Эйзенштейн погрузился в изучение исторических документов. Эта киноэпопея должна была рассказывать обо всех этапах жизни великого царя. Основной идеей фильма должно было стать стремление Ивана IV удержать Русь единой. Вышедшая в 1944 году I часть картины была удостоена Сталинской премии и была хорошо встречена в народе, однако в 1945 году, вторая часть ‘’Ивана Грозного’’ подверглась жестокой критике Сталина, и была признана несостоятельной. Работу над переработанным сценарием фильма разрешили возобновить лишь в 1947 году, но режиссер не успел закончить свой шедевр. 11 февраля 1948 года Сергей Эйзенштейн умирает от обширного инфаркта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Вторая часть фильма Иван Грозный вышла на экраны в 1958 году, после смерти Сталина.

Значения фильма ‘’Иван Грозный’’

Я выбрал фильм »Иван Грозный”, потому что считаю его вершиной творчества Сергея Эйзенштейна. Этот фильм принадлежит к жанру, который можно назвать кино-опера. Уникальный эксперимент в создании новой драматургической пластики, стилизации изображения и использования музыки.

Тема картины была прислана режиссеру высшим руководство. В Иване Грозном Сталин видел свое отражение, и надеялся, что в своей работе Эйзенштейн объяснит народу необходимость репрессий, железного занавеса и поднимет общий патриотизм. Картина, растянувшаяся на 3 серии , должна была охватить 30-ти летнюю историю жизни царя, от венчания на престол, до Ливонской войны и продолжить »линию» исторических фильмов, начатую Александром Невским.

Тема увлекает Эйзенштейна, Иван Грозный становится его любимым историческим героем, в отличии от ‘’Невского’’, так и оставшегося далекой темой для Сергея Михайловича. Картина из обычного исторически-патриотического полотна, превращается в сложную психологическую драму со множеством нюансов Режиссер, для усиления драматургии часто отходит от исторического правдоподобия. В картине есть много спорных моментов, однако сейчас никто не отрицает ее высокой художественной ценности.

Фильм снимался в тяжелых условиях эвакуации в Алма-Ате. Из-за перебоев подачи электричества работа велась по ночам, а декорации приходилось строить из кустарника, покрытого штукатуркой. Несмотря на это Эйзенштейну удалось создать потрясающие декорации и создать фильм, не имеющий на сегодняшний день аналогов.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *