Что такое истина и как ее найти?

Знаете, сколько раз в поисковики вводилось слово «истина»? За последний месяц почти 500 тысяч раз. Полмиллиона запросов и 22 миллиона ответов на вопрос, который интересовал людей на протяжении тысячелетий. Только все ответы – это части огромной головоломки, которые соединяются и образуют настоящую Истину. Чем она отличается от правды? Зачем нам истинное знание? И какие 10 вопросов стоит задать себе, чтобы обнаружить свою истинную красоту? Возможно, истину не придется искать далеко, ведь она внутри нас.

Что такое истина?

Истина — это объективное знание, которое соответствует действительности и не зависит от оценочного мнения познающего. Это абстрактное понятие, существующее в человеческом познании в данный момент времени. Истину невозможно описать словами, так как наш язык сильно ограничен. Ее нельзя увидеть или пощупать, ее можно осознать или постичь. Истиной может именоваться само знание и понятая действительность.

Установить истинность утверждения помогают вспомогательные критерии – метод ее проверки и обоснования. Это объективность, конкретность, общественная практика, соответствие законам природы, логичность, ясность. Но главным критерием истины признается не само знание, а возможность применить его на практике: все что подтверждается – верно, опровергается – ложно. Хотя этот критерий тоже ограничен, ведь практика привязывается к знаниям, которые постоянно дополняются и корректируются.

В русском языке правда и истина не только пишутся по-разному, но имеют разные значения. Хотя словари трактуют эти слова как синонимы, различия все же есть:

Истина Правда
дает знание об общих законах бытия дает знание об отдельных фрагментах общей картины
объективная субъективная
единственная у каждого своя
является философской и религиозной категорией относится к бытовым понятиям
возвышенная земная и будничная

Виды истины.

Кажется, что истина нерушима. Но это не так. Она меняется вместе со познаниями об окружающем мире. Например, в Средневековье знания анатомии сильно отличались от современных, но тогда они считались истинными. С развитием медицины они были опровергнуты и сегодня считаются заблуждением. То есть человеческие знания ограничены конкретным моментом. Отсюда различают два вида истинности:

Относительная – философское понятие или неполное знание о предмете, которое может быть дополнено или опровергнуто новыми доказательствами. Она соответствует уровню развития науки, зависит от места, времени и условий исследования, изменяется по мере усовершенствования практики.

Абсолютная – актуальное, полное понимание исследуемого предмета. Это источник всего, что нас окружает. Она статична и устойчива, выражается в простой, лаконичной форме, не может быть опровергнута или оспорена, но до конца складывается только в исключительных случаях. Чаще встречается в точных науках. Например, математических аксиомах.

На протяжении всей истории ученые, философы и религиозные деятели пытались познать истину. Можно сказать иначе: история наук – это история поиска истины.

Истина в философии.

Поиски истины — одна из главнейших задач философии. Первые попытки были предприняты еще во времена Аристотеля, утверждавшего, что «не все представляемое истинно». Важный для исследования действительности вывод сделал Платон. Платон предположил, что истина может существовать вне знания: она может со временем перейти в знание или найдет другие формы существования.

По мере развития науки, точки зрения философов все больше расходились. Немецкий мыслитель Э. Кант считал истиной соответствие между знанием и самим предметом. А французский философ Рене Декарт считал истиной лишь то, что не дает повода сомнениям. В XX веке споры об истинности познаний не утихают. Но современные методы исследований не дают уверенности в том, что полученные данные правильно оценивают объекты познания.

Философы выдвигают новые признаки отличия истинных знаний от ошибочных – это чувственный опыт, ясность и отчетливость, эффективность, практическое применение, единое согласие с утверждением.

С точки зрения философии кроме относительная или абсолютная существует истина:

  • Субъективная – не существует помимо человека и человечества. Частный случай субъективной истинности – правда. Например, мы приходим с улицы и говорим, что там холодно. Это и есть субъективное утверждение.
  • Конкретная – знание, истинное в определенных условиях. Например, утверждение «вода кипит при температуре 100 градусов» истинно только при измерении температуры в градусах Цельсия.
  • Устаревшая – достоверная в течение определенного отрезка времени и утратившая свою актуальность. Например, долгое время знания о том, что Земля плоская, принимались как истинные. Сегодня это заблуждение.

Истина в религии.

Неопровержимость бытия занимает первое место в религиозных изысканиях. Подобно философии, религия не имеет точных доказательств своих гипотез или теорий. А где бессильно знание – законна вера. Вера в то, что не может быть доказано математически, но и не может быть оспорено.

По мнению теологов главная ошибка познания состоит в том, что истина – это не «что», а «Кто». Бог – источник бытия, а, значит, и неопровержимости бытия. Поэтому в религиозных мировоззрениях другой истины нет и быть не может.

В религиозных учениях есть понятие духовная истинность – это однозначность в суждениях, которая согласуется с человеческой сущностью. Правда – это то, что можно озвучить, а духовная истинность – то, что можно ощутить внутри. Она не нуждается в оглашении.

Истинная красота.

Когда-то считалось, что критерии красоты такие прочные, что только художественное образование научит отличать красоту от уродства. Но сегодня большинство людей считают, что внешняя красота – понятие относительное, окруженное стереотипами. Зато истинная красота проявляется душевными качествами: внутренней гармонией, честностью с самим собой, умением сопереживать, эмоциональным интеллектом.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Три простые действия помогут найти душевную красоту внутри себя:

  1. Ведение дневника – мощный инструмент для преобразования и отличный способ познать себя. Когда мысли превращаются в слова на бумаге, они становятся материальными. То есть то, о чем мы думаем, можно увидеть. Здесь не нужно строить красивые фразы или обдумывать высказывания. Прелесть дневника в том, что он помогает понять себя, раскопать свои боли и преодолеть страхи.
  2. Внутренний ребенок живет в каждом взрослом, поэтому стоит встретиться с ним и поговорить «по душам». В психотерапии есть несколько способов устроить эту воображаемую встречу, но самый простой способ – просто попросить его прийти. Стоит расспросить его, что он чувствует, дать высказаться, повеселиться и поплакать вместе. И главное – дать понять, насколько он для вас важен.
  3. Осознанная медитация дарит здоровое тело, здоровый ум, спокойствие, гармонию и счастье. Если раньше эта практика считалась экзотикой и умением буддийских монахов, то сегодня она доступна многим. Со временем негативные эмоциональные реакции сменяются положительными. Уходит депрессия, апатия, раздражительность, практикуется осознанность, концентрация, внимательность.

Все виды психотерапии ведут к встрече с собой, внутренней зрелости, гармонии. Если вы пока не планируете визит к психотерапевту, эти вопросы помогут вам узнать себя:

  1. Сколько книг я прочитал за последний год?
  2. Чью судьбу я проживаю?
  3. Я занимаюсь работой или любимым делом?
  4. Какое у меня хобби?
  5. Что будет со мной через пять лет, если я буду жить так, как сейчас?
  6. Что мешает мне жить так, как я хочу?
  7. В чем причины моей злости и недовольства?
  8. Как я могу помогать людям?
  9. Я умею сосредоточиться на главном?
  10. Я – это Я?

Истина в споре.

Утверждение, что истина рождается в спорах, тоже вызывает немало споров. Ведение дискуссии – это искусство, которым владеют далеко не все. Любое неаккуратное слово способно разрушить семью, дружбу, коллектив, а спорящих превратить в заклятых врагов. Несложные правила помогут грамотно высказать свое мнение и не выйти за пределы разумного:

  • Правда не всегда соответствует фактам.
  • Если обратиться к главным ценностям, можно обратить спор в поиски истины.
  • Иногда достоверность не стоит утраты доверительных отношений.
  • Многие спорят просто так, потому что предпочитают несогласие.
  • В бесконечных прениях рождается не истина, а истинное лицо человека.
  • Если вы спорите с идиотом, вероятно, он поступает так же.
  • Чем больше вы подключаете эмоции, тем меньше шансов отстоять свою правду.
  • Иногда умение слышать и слушать поможет разрешить спор лучше любых доводов.
  • Чистая правда должна преподноситься корректно.
  • Лучшая альтернатива спору – диалог.

Верный признак того, что спор прошел плодотворно – ощущение взаимного согласия и большего понимания оппонента.

Выводы:

  • Истина – отражение объективной реальности и воспроизведение ее такой, как она существует сама по себе.
  • Истинную красоту можно обнаружить в самом себе с помощью несложных практик.
  • Спор приводит к истине только в том случае, когда ведется корректно и уважительно.

Пройти тест на психологический возраст

Истина. Понятие истины.

Понятие истины. Истина и правда.

Понятие истины – сложно и противоречиво. У разных философов, в разных религиях оно свое. Первое определение истины дал Аристотель, и оно стало общепринятым: истина – это единство мышления и бытия. Расшифрую: если ты о чем-то думаешь, и твои мысли соответствуют действительности, то это истина.

В повседневной жизни истина – это синоним правды. «Истина в вине», — говорил Плиний Старший, подразумевая, что под влиянием определенного количества вина человек начинает говорить правду. На самом деле эти понятия несколько различаются. Истина и правда – обе отражают реальность, но истина – это больше логическое понятие, а правда – чувственное. Сейчас наступает момент гордости за наш родной русский язык. В большинстве европейских стран эти два понятия не различают, у них это одно слово («truth», «vérité», «wahrheit»). Откроем Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля: «Истина — … все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть; … правда: правдивость, справедливость, правосудие, правота». Итак, можно сделать вывод, что правда – это нравственно ценная истина («Мы победим, с нами правда»).

Теории истины.

Как уже говорилось, теорий множество, в зависимости от философских школ и религий. Рассмотрим основные теории истины:

  1. Эмпирическая: истина – это все знание, основанное на накопленном опыте человечества. Автор – Френсис Бэкон.
  2. Сенсуалистическая (Юм): истину можно познать только сенситивно, ощущением, восприятием, созерцанием.
  3. Рационалистическая (Декарт): вся истина уже заключена в разуме человека, откуда ее надо извлекать.
  4. Агностическая (Кант): истина неопознаваема сама по себе («вещь в себе»).
  5. Скептическая (Монтень): ничто не истинно, человек не способен на получение сколько-нибудь достоверных знаний о мире.

Критерии истины.

Критерии истины – это те параметры, которые помогают отличить истину от лжи или заблуждения.

  1. Соответствие логическим законам.
  2. Соответствие ранее открытым и доказанным законам и теоремам наук.
  3. Простота, общедоступность формулировки.
  4. Соответствие фундаментальным законам и аксиомам.
  5. Парадоксальность.
  6. Практика.

В современном мире практика (как совокупность накопленного поколениями опыта, результаты различных экспериментов и результаты материального производства) – первый по значимости критерий истины.

Виды истины – классификация, изобретенная некоторыми авторами школьных учебников по философии, основанная на их желании все классифицировать, разложить по полочкам и сделать общедоступным. Это мое личное, субъективное мнение, появившееся после изучения множества источников. Истина одна. Разбивать на виды ее – глупо, и противоречит теории любой философской школы или религиозного учения. Однако у истины есть разные аспекты (то, что некоторые рассматривают как «виды»). Вот их и рассмотрим.

Аспекты истины.

Открываем практически любой сайт-шпаргалку, созданный для помощи сдачи ЕГЭ по философии, обществознанию в разделе «Истина», и что мы увидим? Выделятся три основных аспекта истины: объективная (та, что не зависит от человека), абсолютная (доказанная наукой, либо аксиома) и относительная (истина только с одной какой-либо стороны). Определения верны, но рассмотрение этих аспектов – крайне поверхностное. Если не сказать – дилетантское.

Я бы выделил (основываясь на идеях Канта и Декарта, философии и религии и т.д.) четыре аспекта. Эти аспекты следует разделить по двум категориям, не сбрасывать все в одну кучу. Итак:

  1. Критерии субъективности-объективности.

Объективная истина объективна по своей сути и не зависит от человека: Луна вращается вокруг Земли, и на этот факт мы не можем повлиять, но можем сделать объектом исследования.

Субъективная истина зависит от субъекта, то есть мы исследуем Луну и являемся субъектом, но если бы нас не было, то не было бы ни субъективной истины, ни объективной. Эта истина, напрямую зависящая от объективной.

Субъект и объект истины взаимосвязаны. Выходит, что субъективность и объективность – это грани одной и той же истины.

  1. Критерии абсолютности-относительности.

Абсолютная истина – истина, доказанная наукой и неподлежащая сомнению. Например, молекула состоит из атомов.

Относительная истина – то, что является истиной в определенный период истории или с определенной точки зрения. До конца XIX века атом считался наименьшей неделимой частью вещества, и это было истиной, пока ученые не открыли протоны, нейтроны и электроны. И в этот момент истина изменилась. А потом ученые открыли, что протоны и нейтроны состоят из кварков. Далее, думаю, можно не продолжать. Получается, что относительная истина какой-то период времени была абсолютной. Как убедили нас создатели «Секретных материалов», Истина где-то рядом. И все же где?

Приведу еще один пример. Увидев фотографию пирамиды Хеопса со спутника под определенным углом, можно утверждать, что это квадрат. А фото сделанное под определенным углом с поверхности Земли, убедит, что это треугольник. На самом же деле – это пирамида. Но с точки зрения двумерной геометрии (планиметрии), первые два утверждения – истина.

Таким образом, получается, что абсолютная и относительная истина так же взаимосвязаны, как и субъективная-объективная. Наконец-то, мы можем сделать вывод. У истины нет видов, она одна, но у нее есть аспекты, то есть то, что является истиной под разными углами рассмотрения.

Истина – сложное понятие, которое при этом остается единым и неделимым. И изучение, и осмысление этого термина на данном этапе человеком еще не завершено.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения esoterick Всё есть Бог, Высшая Истина

В священных писаниях христианства и индуизма (возможно, и в других религиях) можно встретить утверждение, что всё есть Бог, и что всё исходит из Бога.
В индуизме Бог есть Высшая Истина, которая имеет три аспекта: безличный (Брахман), личностный (Бхагаван), и всепроникающий аспект – Параматма, то есть Сверхдуша, живущая в сердце каждого человека и в каждом атоме сотворенного мира. Все три аспекта Бога имеют равное значение, так как одинаково являются проявлениями Бога как Высшей Истины.

Всё есть Бог, Высшая Истина

Бог есть источник всех энергий, исходящих из него – как тонких материальных, так и грубых физических, из которых создается весь проявленный мир. Так как Бог абсолютен, на высшем уровне (адвайта, недвойственность) нет отличия между Богом и тем, что из него исходит: энергии Бога тождественны самому Богу, как и сотворенное тождественно самому Творцу.

В Абсолютной Истине нет двойственности, поэтому познающий и познаваемое суть одно, в отличие от материального мира, где познающий является духовной энергией Бога, а познаваемое – материальной энергией. Попадая под влияние энергий материального мира, душа (сознание, духовная энергия Бога) отождествляется с ней (телом, умом) и таким образом становится обусловленной, что, тем не менее, является иллюзией, так как отождествления ложны.
В проявленном мире двойственности принято делить энергии Единого Бога на божественные и демонические (добро и зло, правильно и неправильно и т.д.), духовные и материальные, на чем и строится весь этот мир, религии и духовные практики. Без двойственности этот мир не смог бы существовать.
Часто под словом Бог мы имеем в виду Бога как Творца, Абсолют, или Высшую Истину, Высшую Силу. Тем самым создавая разделение на творца и сотворенное. Благодаря этой двойственности существуют духовные практики, философии и религии, позволяющие двигаться от материального сознания к духовному, или Божественному.
Личностный аспект Бога (Бхагаван), то есть, Бог как Изначальная Высшая Личность, обладает лучшими качествами, которые должны служить ориентиром для людей, желающих достичь духовного совершенства, божественного сознания. Низшие качества, которыми только может обладать человек, относят к дьявольским или демоническим – это все плохие черты характера, животные качества.
Высшая Истина состоит в том, что эта двойственность иллюзорна, так как есть только Бог, и нет ничего, кроме него – это суть адвайты. Таким образом, Бог является Высшей Истиной, а всё, что находится в относительности (является частью двойственности), может быть истиной только относительной (временной, изменчивой). Так как ум человека неспособен понять Высшую Истину (ум может понять только относительные вещи), ему дается практика самопознания, по мере которой он все ближе подходит к пониманию недвойственности и постепенно достигает освобождения, просветления.

Источник (читать полностью) Бог есть всё, Высшая Истина

ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ_ЗНАНИЕ

Смысл и истина

Перед чтением советую прослушать прекрасную даосскую песню Полада Бюль-бюль оглы » Твоя дорога»

Многие ищут Истину и Смысл. Одни в древнейших манускриптах, другие в новейших исследованиях, третьи ищут авторитетного учителя, четвёртые предпочитают просто жить как все, пятые считают, что договор дороже денег.
Человек может проснуться утром и вдруг почувствовать, а затем и подумать: » Вот он, смысл моей жизни». И заряженный этой энергией, устремиться к достижению этого смысла. А назавтра эта иллюзия полностью развеется и эта же мысль лишь вызовет горькую оскомину. И будет только одно желание почувствовать, увидеть смысл в чём-то другом.
Всё очень просто : Смысл это эстетическая,, чувственная категория, а не логическая или этическая категория.
Эстетика не выводится ни логически, ни этически. Вдруг возникшее чувство, связанное с воображаемым или с реальным , и придаёт смысл дальнейшим нашим устремлениям, интенциям, желаниям. Это и есть тот самый смысл. Эта как игра в бисер. Чем больше у человека воспоминаний, знаний, мыслей, представлений, чем богаче его окружающий мир, тем сложнее и энергозатратнее ему найти способ для улучшения и гармоницации этого огромного мира его ощущений, представлений, воспоминаний, житейского опыта. Горе от ума? Но , если всё же этот способ найден, то чувство смысла становиться необычайно ярким. Смысл это чувство, которое может прийти или вдруг без видимых причин покинуть.
А Истина? А Истина это не то, что может поместиться у человека в уме, это состояние всего организма.
То что Истина это состояние организма , особенно очевидным становиться при рассмотрении религиозного и мистического опыта. Буддист все усилия прилагает чтобы достичь сатори, христианин стремиться к покаянному, смиренному состоянию. Даже искренние коммунисты искали именно этого состояния, с помощью митингов, агитаций, песен. Неоплатоники, пифагорийцы, стоики , т.д тоже имели свои способы для достижения этого состояния.
То что Истина это особое состояние организма, видно ещё из того, что люди находящися в этом состоянии могли переносить нечеловеческие условия, страдания, муки, пытки.
На детекторе лжи можно даже регистрировать любое отклонение организма от истинного.
Итак, если теперь сопоставить понимание Смысла, как чувства, а Истины, как состояния, то многое становиться понятным.
Так как цель любого человека, осознано или не осознано, достичь, состояния Истины, то чувство смысла ориентирует человека , в каком ему направлении двигаться, чтобы его достичь.
Стыд, совесть, отчаяние, разочарование показывают ему , что он сбился с пути.
Чувством смысла, как внутренним ориентиром, можно объяснить и иррациональное учение даосов. Если чувствуешь смысл, то не надо никаких объяснений – это твой путь.
Многие люди настолько отдалились от своего истинного пути, от состояния Истины, что уже не видят, не чувствуют смысла ни в чём, и их ориентирами становятся общественное мнение, мода, примитивные социальные модели, короче, конформное поведение.
К состоянию Истины могут приблизить и новые знания, и упражнения, и общение и т.д , каждый должен ориентироваться на своё чувство Смысла.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *