Чучело масленицы: сжигать или не сжигать?

На Масленой неделе в нашей законодательно светской стране начинают полыхать костры, в том числе и на школьных дворах. Вместе с поеданиями блинов, играми и прочим весельем сжигание чучела Масленицы стало одним из атрибутов праздничных гуляний.

Может ли подобное действо нанести психологический вред ребенку? Отвечают психологи Екатерина Бурмистрова, Лидия Сиделева, Евгения Андреева и протоиерей Максим Первозванский.

Бессмысленнее действо на грани хулиганства

Екатерина Бурмистрова, семейный психолог:

Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук

Что такое символическое сжигание Масленицы? Языческое действо еще из дохристианских времен. Тогда люди считали, что они, сжигая, прогоняют. К нашему времени это никакого отношения не имеет — с духовной точки зрения потому, что у нас есть Благовестие.

Все языческое было настолько давно, что утратило смысл. Сжигание Масленицы стоит в одном ряду и с другими языческими обрядами. Сейчас никто не закапывает вместе с умершим его жен, детей, коня… Все это давно ушло из нашей жизни.

И потому, понятное дело, сжигая чучело, мы ничего этого ребенку не рассказываем.

Тут есть ряд и других моментов. Если дети-дошкольники делали Масленицу своими руками, раскрашивали, украшали, а потом видят, как ее сжигают — это может быть для них сильным стрессом. У детей этого возраста «мистическое» мышление, они все одушевляют. И получается, что они сжигают одушевленное существо… Зрелище, явно не полезное для детской психики.

Для школьников вообще эта акция — бессмысленнее действо на грани хулиганства, сродни поджигания мусорных бачков и скамеек.

Дохристианские времена прошли. Символический смысл сжигания чучела утерян. Остался нехороший, дурной фольклор, совсем не нужный человеку, живущему в христианскую эпоху.

Мотивируем агрессию?

Лидия Сиделёва, психолог, главный редактор женского консервативного журнала «Матроны. РУ»:

Чем отличается человек от животного? Например, умением видеть смысл в том, что он делает. И делать то, в чём видит смысл. Во всяком случае, я на это очень надеюсь.

Тот смысл, который вкладывали в масленичные гулянья наши предки, практикующие язычество, сильно отличается о того, что в этом видят христиане или атеисты, физики, культурологи или фольклористы.

Первоначально Масленица была праздником перехода от зимы к весне, символом магической трансформации, умирания одного процесса и рождения нового. Чучела, надо сказать, сжигали весной (и «направляли» дух вверх, дабы он там «договорился» на тему плодородия), а пеплом удобряли землю. На день осеннего равноденствия чучело сплавляли по реке, в нижний мир. И все эти обряды составляли из себя единый годовой круг, неся не только магический смысл, но и мировоззренческий. Что-то вроде учебника биологии.

На важные с точки зрения аграрного хозяйства, связанные с активностью солнца, дни происходили некие инициации, позволяющие структурировать время и знания, которыми в том числе делились и с подрастающим поколением.

С появлением христианства такая необходимость отпала, потому что появилась иная символика, высшего уровня. Тем, кто видит смысл в жизни вечной, куда важнее иные символы трансформации, которые уже не вокруг солнца и луны вращаются, а вокруг Христа, не вокруг хлеба как пищи физической, сколько вокруг Хлеба сакрального: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51).

Что же мы имеем сегодня в праздновании Масленицы? Мы вырываем из контекста некий символ и устраиваем из него некое непонятное действо, за которым вроде бы и смысла никакого нет. В аграрных ритуалах смысл хотя бы можно увидеть. Ребёнку когда-то рассказывали о земледелии, о временах года, о том, что и когда уместно делать. У современного ребёнка есть учебник по естествознанию, где ему подробно рассказывают о временах года, о том, почему зимой холодно, а летом жарко. На уроках ботаники его знакомят с тем, как устроены колоски, он разглядывает под микроскопом кожицу лука, видит жизнь клетки…

Казалось бы, нет смысла и в том, чтобы задабривать умерших предков, которые находятся под землёй и могут оттуда влиять на успехи в земледелии, да и Бог Евангелия не нуждается в том, чтобы Его задабривали или подкармливали, Он сам является Тем, Кто даёт любовь и силу, этого добра у Него и самого с избытком. Современная аграрная промышленность опирается опять же на научные знания. Сведения Гидрометцентра заранее оповещают о снегопадах и граде, можно подготовиться. Нет смысла снижать тревогу относительно судеб своих посевов, почва не станет плодороднее от ритуальных совокуплений или эротических танцев. Практика показала, что химическая промышленность с данной задачей справляется куда лучше.

Не только для ребёнка, но и для взрослого практика сжигания чучела Масленицы непонятна, она не имеет ни начала, ни конца. Для малыша, который уверен, что булки растут в ближайшем супермаркете, для ребёнка, который не сможет сказать, что общего у сладкого чая и сахарной свёклы, эти символы пусты. Более того, они ему не очень-то и нужны.

Можно, конечно, притянуть за уши проводы зимы. Но зачем зиму обязательно сжигать? Чему это может научить? Немотивированной агрессии? Сначала мы делаем нечто, а потом сжигаем и радуемся? Сначала строим, а потом ломаем? Сначала созидаем, а потом разрушаем, совершенно бессмысленно и беспощадно? Дети чувствительнее нас, и как они должны реагировать, когда им предлагаем радоваться разрушению и смерти?

Более мотивирующим действием, кажется, будут только слова: «Радуйся ещё, что ты не инвалид какой-нибудь». То есть радуйся чужому горю, дружочек, факт, что кому-то плохо, должен тебя веселить и придавать жизненных сил и энергии на то, чтобы стал хорошим взрослым и мама с папой тобой гордились и при возможности уели всех соседей, чьи дети не такие прекрасные и достойные.

Допустим, мы сжигаем чучело, потому что зима уже устарела. Но почему мы тогда не сжигали ёлочку, когда кончились соответствующие праздники? Почему мы не сжигаем мусор? (К слову сказать, предки наши вместе с масленицей сжигали что-нибудь ненужное, сломавшееся, вышедшее из строя).

Если мы хотим поговорить о символах перехода, то можно найти за этим более понятную для ребёнка метафору. Та же самая ёлочка. Мы её принесли в дом, мы её украсили, вокруг неё водим хоровод, поём песни, находим подарки. Но праздники заканчиваются, и на их место приходят будни, взрослые снова ходят на работу, а детишки — в школу или детский сад. Мы с ёлочки снимаем красивые украшения, да и сама она уже стала осыпаться, поэтому мы её убираем. Она выполнила свою функцию, принесла нам радость.

Ёлочка — это вещь, она добавляет красоты празднику, и ей не больно, когда она осыпается. А вот котёнку больно, потому мы его не выгоняем, когда он напакостил. На таких примерах гораздо лучше объяснять детям о праздниках и буднях, о работе и отдыхе, об ответственности и свободе, о привязанности и расставании.

Странно было бы, если бы мы начали ёлочку рубить на мелкие кусочки или сжигать, прыгая вокруг. Это непонятно, а непонятное пугает. Как пугает и бессмысленно агрессивное. Взрослые — это те, кто создают почву под ногами, а не лишают её.

Почему же мы так хватаемся именно за этот символ? Ведь нам совершенно не нужны те значения, которые в него вкладывали наши предки.

Я вспоминаю одну историю. Моя подруга пришла устраивать в детский сад своего ребёнка, и заведующая всячески расхваливала их учреждение. Одним из плюсов она указала и тот факт, что детей знакомят с русской традицией, духовностью. «И в чём это выражается?», — настороженно спросила подруга. «Вот на Масленицу мы устраивали проводы зимы, пекли блины и сжигали чучело», — заявила заведующая детским садом. Других способов познакомить детей с традицией она не припомнила.

В самом деле, блины и чучело будут попроще, чем, например, посещение нуждающихся в тюрьмах и детских домах (или хотя бы групповое чтение прекрасной книги «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт, где девочки поделились с голодающими своими любимыми рождественскими лакомствами).

Блины и чучело могут дать иллюзию связи с нашей историей, с традицией, которую на протяжении стольких лет выжигали калёным железом. Мы — нация, уставшая от сказки о новом мире, который придёт на смену старой, никчёмной, полной горя и притеснений действительности. Вот только одновременно продолжаем в эту сказку верить, постоянно пребывая в рутинном постоянстве, своеобразном дне сурка, из которого хочется выбраться хоть как-нибудь. Хоть чучело сжечь, и то разнообразие, и то отличие от обычных офисных или кухонных будней. С другой стороны, в нас жива тоска по старому, по традиционному и навеки ушедшему, но так и неоплаканному и не похороненному в муках скончавшемуся прошлому.

Но только при чём здесь Масленица?

Масленица в школе: рассказать, а не показать

Евгения Андреева, психолог, Научный сотрудник Института Психолого-Педагогических проблем детства РАО:

За каждой традицией обычно изначально стоит какое-то символическое значение. Сжигание чучела на Масленицу — древний обряд, который символизировал воскрешение новой жизни через смерть, разрушение чего-то старого. В настоящее время это действие имеет развлекательное значение. Далеко не во всех семьях детям объясняется его суть, да и не все взрослые о ней знают.

Но при этом сжигание Масленицы — все-таки языческий обряд. Однако если говорить о школе, то в одном классе могут учиться как неверующие, так дети из христианских, мусульманских, иудейских семей. И если в школе во время празднования Масленицы сжигают чучело, то и у родителей разных детей может быть различное отношение к подобным акциям. Да и сами дети могут реагировать по-разному, в частности, эта реакция зависит от тех ценностей и отношения, которое существует в семье.

Таким образом, важно иметь в виду, что для разных детей эта традиция может быть наполнена разными эмоциями и смыслом. Дети отличаются, в том числе, по темпераменту, своему психологическому настрою, чувствительности, и их реакция на обряд сжигания может быть также разной, причём более острой, чем на празднование Нового года или 8 марта.

В некоторых семьях игрушкам приписывают какие-то чувства, что ей может быть больно, да и сам ребенок, в силу своего внутреннего восприятия, может так думать, и в этом случае сжигание чучела, которое все-таки напоминает куклу-девочку, может стать для него переживанием.

В какой-то степени кукла-чучело может восприниматься ребенком как модель человека. А у детей есть способность идентифицировать себя с какими-то персонажами, ощущать те или иные ситуации через призмы чего-то личного. Поэтому если ребенок будет реагировать как-то особенно эмоционально, может быть, расстроится или испугается, важно поговорить с ним, разобраться, что именно вызвало у него такие чувства, подумать, что происходит в его жизни в настоящий момент.

Вспомните, в книге и в фильме «Чучело» Ленка Бессольцева, увидев, что сжигают чучело, одетое в ее платье, бросилась в огонь — тушить, ей казалось, что хотят сжечь именно ее. И даже не в такой конкретной ситуации, как сжигание абстрактной Масленицы, ребенок может каким-то образом идентифицировать себя с происходящим.

Если преподаватель решает все-таки участвовать с детьми в этом обряде, важно, во-первых, рассказать о символическом значении этой традиции, предложить детям участвовать в нем добровольно, спросить, есть ли у них какие-то опасения или вопросы. Ориентируясь на реакцию детей, на то, есть ли у них интерес или больше опасений, можно уже принять решение, проводить ли этот обряд или, может, стоит ограничиться рассказами о том, как праздновали масленицу в древние времена.

Психологический вред ничтожен по сравнению с духовным…

Протоиерей Максим Первозванский:

Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук

Мне странно слышать, когда сжигание Масленицы приравнивают, скажем, к традиции поедания блинов.

В том, как мы едим блины, нет никакого языческого обряда. Ведь мы печем их не потому что это — символ солнца, а потому что это хорошая благочестивая русская традиция, вполне соответствующая Масленой неделе. А сжигание чучела Масленицы — это совершенно конкретный ритуал, в котором никакого утилитарного смысла, вроде того, что можно наесться перед постом, нет, а есть только языческие корни. Поэтому я категорически против того, чтобы христиане участвовали в этом языческом обряде. Как не называй его — «Проводы зимы», «Сжигание зимы», — все равно это будет языческий обряд.

Я обычно не отказываюсь, когда меня приглашают на Масленичные гуляния, только узнав, что там Масленицу сжигать не планируют.

Понятно, что психологически языческие обряды оказывают вред ребенку. Но он ничтожен по сравнению с духовным вредом. Говорить о психологическом вреде, физическом вреде в данном случае — что говорить, скажем, о психологическом вреде спиритизма…

Как правильно жечь Масленицу. Инструкция по изготовлению самого безопасного чучела

24 февраля стартовала масленичная неделя, а закончится она 1 марта массовым сжиганием чучел. Жечь Масленицу будут в ЦПКиО, а также еще в нескольких парках. Но если вы хотите устроить свои собственные проводы зимы, например в сугробе перед подъездом, то стоит подготовиться заранее. Не будьте слишком серьезными, праздник все-таки.

Сжигая чучело Масленицы, вы не только провожаете длинную уральскую зиму, но и избавляетесь от бед и напастей. Акт сожжения символизирует обновление. После этого пепел нужно развеять по полям, чтобы был хороший урожай. Главная задача — сделать хорошо горящее чучело и не устроить пожар. Ниже — пошаговая инструкция.

Выбираем образ

Фото: архив 66.ru

Чучело Масленицы по формам должно напоминать барышню. Издревле чучела одевали в старые, ветхие и рваные костюмы, иногда использовали шубы с мехом наизнанку. Ведь избавляясь от хлама, избавляешься и от прошлых бед. Да и не так жалко. Глаза, брови и нос рисовали с помощью угля, а для губ использовали свеклу. Сейчас все зависит от вашей фантазии. Хоть во что барышню одевайте, все равно сгорит.

Делаем каркас

Фото: архив 66.ru

Масленичное чучело делается по принципу огородного пугала. Для изготовления каркаса возьмите две доски или бруска — они лягут в основу крестовины. Для большей надежности конструкцию можно обмотать скотчем — чтобы руки не отвалились в самый неподходящий момент.

Важно найти сухие деревяшки, а то выйдет как у Соса Плиева: «Маслена получилась как надо. Как в кино про Русь-Матушку. И вот ее подпалили. Весьма быстро сгорели сено и одежда. Минут за пять. А вот сосновая основа сдаваться не хотела. И часа два во дворе пылал крест».

Наращиваем «мясо»

Фото: архив 66.ru

Традиционно чучело Масленицы делалось из соломы — отлично горит. Возьмите солому, сухую траву и привяжите ее бечевкой к кресту, формируя тело барышни. Умельцы также советуют использовать бумагу или, например, веники. Если ничего такого нет, то у вас получится очень худая Масленица, которая будет плохо гореть.

Приделываем голову

Фото: архив 66.ru

Голову лучше сделать из светлой ткани или полотняного мешка, который также забивается соломой. Другой вариант — сделать шар из ветоши и обмотать белым лоскутом. На голову чучелу можно повязать яркий платок — он не только украсит Масленицу, но и добавит конструкции устойчивости — концами платка можно зафиксировать голову чучела на туловище. Рисуем на лице яркий макияж — красавица готова. Можно использовать ткани, краски, бумагу. Все зависит от полета фантазии. К голове можно пришить косы из тряпок и ниток или купить готовый парик. Дорого, зато красиво и современно.

Наряжаем чучело

Фото: архив 66.ru

Одеть масленицу лучше в традиционный сарафан или платье. Как помним — старое. Если солома из чучела будет вываливаться, подол можно зашить. Если вы хотите, чтобы фигура выглядела более натуральной, сделайте чучелу руки по аналогии с головой, только меньшего размера.

Поджигаем чучело

Фото: архив 66.ru

Самый важный и ответственный момент. В старину факел доверяли главе города. Сегодня поджигать чучело может каждый. Тут главное – не только, чтобы фигура загорелась, но и не спалить половину района.

Для любителей Масленицы МЧС выпустило инструкцию. Вот ее ключевые пункты:

  • Площадка для сжигания чучела зимы в радиусе 50 метров должна быть оцеплена.
  • В непосредственной близости от костра должны отсутствовать легковоспламеняющиеся предметы и присутствовать первичные средства пожаротушения.
  • Необходимо позаботиться о состоянии пожарных гидрантов и путях подъезда аварийных служб к месту проведения мероприятия.
  • Поджигая чучело, не рекомендуется использовать горючие жидкости.
  • В случае возникновения пожара или чрезвычайной ситуации необходимо позвонить по номеру «01» или с мобильного «101».

Гори, гори… чучело соломенное, или почему кульминацией Масленицы является сожжение куклы. Масленица – яркий и веселый праздник, дошедший до нас с языческих времен. Массовые гулянья традиционно заканчиваются сжиганием соломенного чучела (куклы).

Сейчас ритуал превратился всего лишь в завершающую точку торжества. А наши предки ко всему относились куда серьезнее, и обряд не только символизировал уход зимы и наступление весны, но был залогом нового урожая. Яркий пышный костер являлся предвестником удачного года.

От древности до современности

Первые упоминания о традиции сжигания страшной куклы относится к временам существования древнерусского государства. Тогда среди языческих богов холодом и стужей повелевала Мара (Марена). Она заставляла замирать все живое до самой весны, а с ее приходом Марена на время умирала. Праздник, посвященный богине, назывался Комоедица. Как свидетельствуют письменные источники, торжества длились две недели, а чучело подвергалось сожжению в этот период несколько раз.

Богиня Марена

Наши предки верили, что обряд является не просто проводами зимы, но позволяет очиститься, избавляет от печалей и невзгод. Но даже больше, чем собственное благополучие, заботились люди в те времена о хлебе насущном. Сжигание чучела служило знаком возрождения плодородных земель. И смысл заключался в том, что жизнь появляется через борьбу, смерть, воскрешение, ведь именно так заново появлялась на свет, словно птица Феникс, богиня Мара.

Никакого религиозного подтекста в наше время ритуал не несет, разве что для верующих людей этой последний день перед Великим Пасхальным постом. В целом же обряд остается данью уважения, развлечением, окончанием праздничной недели. Как итог, поменялся и подход к изготовлению чучела, и действия, следующие после предания его огню. В древности создавать главный символ Масленицы начинали в первый день празднования, а завершалось все тем, что пепел развеивали по полям или закапывали, чтобы повысить урожайность земли.

Масленица

Создание чучела по правилам

Несмотря на то, что глубокий смысл праздника исчез, оставив лишь веселую забаву проводов зимы, масленичная кукла изготавливается и в наше время также, как и тысячелетия назад. Основные правила можно сформулировать следующим образом:

  • В качестве материалов используются солома и старые рваные тряпки, чтобы горело ярко и хорошо – раз, как символ отживания персонажа – два;
  • Чучело создается с ярко выраженными признаками половой принадлежности одежды (встречается не только Масленица, но и Масленок);
  • Насаживается на длинный шест или кол, чтобы увидеть, как горит, можно было издалека и как можно большему количеству людей;

«Одеванию», или по-другому «наряжению» куклы придавалось не менее важное значение, чем непосредственно сжиганию. Рваные тряпки, старая одежда, шуба, надеваемая мехом наверх, служили символом про это после огня должно было явиться в новом виде. В костер, на котором сжигалось чучело, также отправлялись ненужные изношенные вещи, чтобы в итоге вернуться в дом в виде достатка и благоденствия. Изготовлением чучела занимались женщины замужние, имеющие ребенка. В некоторых губерниях России к процессу привлекались молодые мужчины. Одеяние для куклы собиралась со всех крестьянских изб.

Пляски, хороводы, блины и прочие атрибуты праздника

Блин как солнце

Сжигание Масленичного чучела – кульминация гуляний. Само же торжество носило разгульный характер и остается таким до настоящего времени. Но если сейчас это просто повод хорошо повеселиться, то в древности танцы, смех и пляски являлись своеобразной защитой от негатива, потому как кукла Масленица олицетворяла не только зиму, но и смерть. А главное яство – блины полагалось печь всю неделю. Желтые и круглые – они напоминали солнце, языческим богом которого был Ярило. Он прогонял зиму и оповещал о приходе такой долгожданной весны.

Прощание с Масленицей

Масленица

До момента предания куклы огню, чучело возят по городу или деревне. Местом сжигания обычно выбирают площадь или пустырь за пределами населенного пункта (второй вариант в наше время практикуется чаще). Вокруг костра продолжаются пляски и песни, водятся хороводы – это благодарность за зимние забавы. А после, когда от чучела остается лишь горстка пепла, через догорающий костер начинает прыгать молодежь.

Наши предки верили, что сжигание на костре Масленичной куклы принесет благополучие и возрождение. Заблуждались? Традиции зарождались отнюдь не на пустом месте, а вера – сильное чувство, способное творить чудеса и привести к успеху.

Почему на Масленицу сжигают чучело – интересное видео

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сжигание чучела зимы на Масленицу

Одним из самых популярных обрядов считают сжигание чучела на Масленицу. Так называют давний праздник славян, начало которого лежит еще в языческой культуре, хотя он сохранился и после появления христианской веры.

Как появилась Масленица?

Одна из версий утверждает, что название Масленицы появилось из-за того, что перед Постом эта неделя запрещала употребления мяса, а вот продукты молочного происхождения еще разрешались.

Праздник Масленица – сытное торжество длительностью в 7 дней. Неотъемлемая традиция – кататься на лошадях. Парни, желающие жениться, покупали сани для этого действа. Участвовать в катаниях обязательно надо было всем молодым парочкам. Сельская молодежь имела свой обычай – прыгать через костер и брать снежный городок.

Главное задание Масленицы – проводы зимы и сжигание чучела. Праздник встречался красивыми песнями, а неотъемлемый его признак – блины. Их нужно печь ежедневно с понедельника по воскресенье, но пик вкусностей выпадает на четверг, пятницу и субботу. Почему именно так? Блины напоминают солнце, а язычники верили в солнечного Бога Ярилу, который прогонял зиму и знаменовал начало весны.

У каждой хозяйки был свой уникальный рецепт блинов, передавать его необходимо было женщинам от поколения к поколению. Первый блин всегда предназначался для поминания усопших, его клали на окно.

Каждый масленичный день был особенным:

  1. В понедельник встречали праздник, проводили катания на ледяных горках. Утром дети делали чучело Масленицы из соломы, украшали его и таскали за собой улицами.
  2. Во вторник начинались развлечения, парни отправлялись на поиски невест, а девушки – женихов.
  3. Среду называли «лакомкой», всех угощали блинами.
  4. Четверг был разгульным днем. Именно в это время катались на лошадях, боронили или брали снежные городки.
  5. В пятницу зятю приходилось ехать на блины к теще.
  6. В субботу надо было обходить всех родственников и угощать блинами.
  7. Воскресенье – последний этап, который приходится на Прощеный день, когда все просили друг у друга прощения. Именно в воскресенье жгут чучело из соломы на костре.

Каким было чучело Масленицы раньше?

Чучело на Масленицу или Масленик из соломы не только напоминал человеческие формы, но и обладал особенными признаками, которые присущи одному или другому полу. Масленица была женщиной, а Масленок – мужчиной. Сжигание чучела Масленицы – важный ритуал, но не менее ответственный и наряжение куклы.

Масленичные чучела одевали в старые, ветхие и рваные костюмы, иногда использовали шубы с мехом наизнанку. Одежду брали из разных домов, а наряжали «красавицу» в основном женщины. Глаза, брови и нос рисовали с помощью угля, а для губ использовали свеклу.

Зачем на Масленицу сжигают чучело? В древние времена это могло символизировать только одно – похороны холода, другими словами – сжигание чучела зимы.

Чучело зимы нужно сжигать на костре еще и потому, что это символизирует ежегодное обновление. Когда-то в костер бросали старые вещи, чтобы огонь поглотил все печальное и грешное. От силы костра зависело, когда придет ранняя весна, а с помощью пепла обрабатывали поля, чтобы был хороший урожай.

Современное чучело на Масленицу

Сожжение чучела на Масленицу выполняют и сегодня, вот только современный сжигаемый масленичный «красавчик» отличается от того, что был у наших предков.

Как делают чучело Масленицы сегодня

  1. Берут 2 бруска: один короткий, другой – длинный. Из первого делают руки, а из второго – туловище.
  2. Формируют тело с помощью сена, бумаги и соломы (чтобы чучело Масленицы было легче сжечь). Если этих предметов нет, то используют несколько веников.
  3. Голова комплектуется из светлых полотняных мешков, заполненных соломой, сшитых внизу. Обязательно надо покрыть голову куклы ярким платочком.
  4. Сожжение Масленицы почему-то выполняют в старых нарядах: платьях, сарафанах с зашитым подолом. Это позволит без проблем жечь чучело. Очень часто создают гламурные куклы по последним тенденциям моды.
  5. Для Масленицы, которая запомнится надолго, чучелу разрисовывают лицо. Глаза делают закрытыми с помощью тонкого косметического карандаша. Алые щечки и губки рисуют румянами и яркой помадой. На фоне белого снега этот персонаж не сможет остаться в тени, а значит, цель торжества выполнена.
  6. Последний штрих: перед тем, как сжигать куклу, создают косички из белой ткани.

Кульминационный момент в Масленице

Обряд сжигания чучела Масленицы – это кульминация праздника. Действо происходит в последний день недели, чтобы проститься с зимой. Такая традиция может означать только одно – скорый приход весны. Перед сожжением водят хороводы, устраивают веселые забавы, танцуют и угощаются блинами.

Первый вариант – куклу поджигают сразу. Второй – чучело вывозят на санках, устанавливают в центре будущего костра, народ прощается с Зимой шутками, ругает ее за морозы и благодарит за зимние забавы. После того как от чучела останется только пепел, молодежь прыгает через догорающий костер.

Сжигание куклы на Масленицу имеет глубокое значение – уничтожить символ зимы и воскресить весну.

Видео

Вам это будет интересно:

  1. Блинная песня
  2. Современные песни на Масленицу
  3. Веселые конкурсы на Масленицу
  4. Русские народные праздники: как празднуют масленицу в России

Главным персонажем и незаменимым атрибутом для обрядовых действий на празднике Масленица является масленик, масленичная кукла, чучело Масленица или как его еще называют современники Масленичное чучело. Практически во всех уголках России знали, что без него Масленичная неделя невозможна. Народ в деревнях свято верил, что Масленичное чучело, каким бы его не сделали, наделено невообразимым магическим даром. Поэтому с помощью обрядов старались продемонстрировать его преувеличенные показатели как наружные, так и внутренние. По традиции многих поколений Масленица была широкая, разгульная, обжористая, пьяница. На уличных гуляниях все присутствующие дружно скандировали: «Толстуха Масленица вина напилась и блинов обожралась!». Одеждой, рваной, нелепой, санями старыми, ветхостью и необычностью «выезда» подчеркивали отживание этого персонажа. В славянской мифологии этот атрибутный персонаж олицетворял смерть и зиму. И заливистый смех, громкий крик и повальное веселье, присутствующие во всех обрядах, расценивались как защитные свойства.

На празднике она воссоздавалась огромной человекоподобной (соломенной или деревянной) фигурой. Могла иметь как женский, так и мужской облик. Зачастую ее роль исполнял реальный человек.

Популярна была не только Масленица, но и Масленик. Их могли задействовать как вместе, так и поодиночке. В самом начале сыропустной недели поручали делать их молодым замужним женщинам, имеющим ребенка, под руководством пожилой крестьянки. Основой для туловища Масленицы служил сноп соломы, на который крепили веревками голову и руки. Большую грудь делали из жгутов соломы. Когда тело было готово, его наряжали в праздничную вышитую рубаху, поверх которой надевали красивейший сарафан с аппликациями, бахромой и узорчатый фартук. На голове завязывали, концами назад, непременно красный платок.

Как делали чучело Масленицы в древности?

Изображаемые куклы в древности не только походили формой на человеческое тело, но и обязательно имели особенные признаки присущие к тому или иному полу. Масленица изображалась с большой грудью, а Масленик имел явные мужские особенности. Важнейшее обрядовое действие при создании таких персонажей было их одевание — «наряжение». Костюмы у масленичных чучел должны были быть старыми, ветхими, рваными, а иногда на них надевали еще шубы, с вывороченным наружу мехом. При всем этом, как солому для снопа (туловища) Масленицы, так и все предметы для одежды обязательно отбирали в разных крестьянских домах. Могли даже купить в складчину, считая чучело обрядовым символом всех членов деревни. В большинстве случаев, персонажу еще и присваивали личное имя Гаранька, Авдотья, Дуня, и т.д.

В некоторых Сибирских районах не только женщинами изготовлялось масленичное чучело, но и молодыми парнями.

А население центральных губерний Москвы, Калуги, Владимира изготавливали наряду с главным общим обрядовым персонажем «семейные» миниатюрные куклы, уподобленные обще деревенской Масленице. Не более того домашние образы обладали привлекательной внешностью. Брови, глаза, нос разрисовывали им углем, губы — свеклой. Старались наряжать в яркий нарядный костюм, все также подчеркивая признаки пола. Как для домашнего, так и общественного Чучела подбирали соответствующие аксессуары, характеризующие выпекание блинов. Так дома могли Масленицу снабжать сковородками, половниками, мисками, пристраивали на лавку, имитируя выпечку блинов. Такое изображение не имело какого-то серьезного значения. А жители в Калужской губернии изготовляли до 7 различных фигур, соответствующих каждому дню Масленичной недели, которые у окна на лавке занимали почетном место. Девицы, брали их с собой, собираясь на посиделки, игрища, гуляя с ними по деревне, катаясь на санях, распевая страдальческие любовные песни. В основном такой персонаж создавали там, где была девушка на выданье. Довольно часто ряженая кукла после празднования становилась простой игрушкой, и она была, как и кукла-мотанка, своеобразным оберегом.

У крестьян из Пермской губернии главным символом праздника была не соломенная кукла, а деревянная статуя. Они наряжали или деревянный толкач, или скатывали из снега снежную бабу, усаживали на санки катали ее с горки и по улицам деревни.

Но в пятидесятых годах ХIХ в. традиции во многих местах России изменились.

Теперь для обряда на роль Масленицы общественность подбирала какого-либо эксцентричного крестьянина. Его всем селом, хохоча и веселясь, наряжали в разношерстную одежонку. Она обязательно должна была быть женской, ветхой, смешной и рваной. Многочисленными нелепыми аксессуарами и средствами передвижения дополнялся персонаж Масленицы.

Крестьянин, фантастически и нелепо одетый разъезжал по всему селению. Лошадь, была запряжена в сани старые и разваливающиеся. Их застилали выцветшими половиками, рваными рогожами, вешали мочалу, лапти. Он громко пел, паясничал, жеманничал и собирал вокруг себя толпу шумных односельчан. Масленицу провожали за околицу села, на поля или в лес, где он переодевался в обычную одежду. После обряда «Проводы Масленицы» все возвращались по домам.

В Вологодских деревнях по современным традициям на эту роль выбирался молодой парень, который катался на детских салазках, запряженных маленьким жеребенком с соломенной сбруей.

А в деревнях Пензенской губернии в перевернутые бороны запрягали телят и жеребят, усаживали легкого молодого парня, давали в руки ему помело и кочергу и, под дикий хохот односельчан возили его по деревне. Во Владимирских деревнях на роль Масленицы подбирали мужика, усаживали его в огромные сани на колесо, прикрепленное к высокому шесту. Ездил он с бутылем вина и огромным калачом.

Интересные традиции русского народа на Масленницу имели одно общее свойство: они все начинались и заканчивались карнавальным шествием. Популярный обряд сжигания чучела Масленицы символизировал «проводы, похороны» отжившей зимы.

Почему на Масленицу сжигают чучело?

Обряд сжигания чучела Масленицы выражает идею векового и ежегодного обновления. В древности на этот костер подбрасывали старые ненужные вещи, чтобы предать огню все грешное, печальное и плохое. От того как все горело, зависел приход ранней весны. Ведь правильно проводить надоевшую Зиму (быстрое сжигание Чучела), значит помочь Весне. Пеплом удобряли поля для обилия будущего урожая.

Как сделать Масленичное чучело?

1. Современное масленичное чучело сильно отличается от того, которое делали наши древние предки. Все чаще и чаще его создают, взяв за основу огородное пугало. Его делают из двух сухих, разных по длине брусков. Длинный — это основа для туловища, тот, что короче — для рук. Бруски прикладываю накрест и сбивают.

2. Для формирования тела берут сено, бумагу, солому — самые горящие материалы. Их привязывают веревками, шпагатом, создавая фигуру чучела. Если нет в наличии соломы или сухой травы, замените их на 2-3 веника.

3. Голову комплектуют из светлого полотняного мешка, который заполняют соломой, сеном и внизу сшивают. Вместо мешка можно взять белую бумагу, обернув ее соломой. Ярким платком, завязанным кончиками сзади, покрывают голову.

4. Для наряда масленичному чучелу выберите старый или сарафан, или платье, зашив его подол. Тогда трава, солома из чучела сыпаться не будут.

Если есть желание творить сделайте гламурную Масленицу — последний писк моды!

Оденьте ее в шокирующий укороченный жакет с рукавами — фонарик, на голову — берет, на шею — огромный шарф. Низ — юбка контрастного цвета. Для кистей рук возьми старые рукавички, и тоже набейте их сеном. Укрепите их на концах меньшей палки веревками.

5. Разрисуйте лицо. Глаза — обязательно закрытые — тонким косметическим карандашом. Для алых щечек и губок подойдут румяна и яркая помада. Такой персонаж отчетливо будет контрастировать с белым снегом.

6. Для двух кос переплетите белую ткань или оттенки желтой ткани. На кончиках кос завяжите ленточки. Закрепите косы под платком. Теперь куклу осталось поставить в сугроб или закрепить на снегу.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *