Скачать в других форматах:

Непростые тексты апостола Павла

Спасение через чадородие? (2 Тим. 2:12-15)

«а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии… и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (2 Тим. 2:12,14,15).

Павел делает краткое и категорическое утверждение: жены не могут учить мужей и властвовать над ними. Как это соотнести с тем, что многие женщины в нашем обществе работают учителями или руководителями? Не должны ли мы, современные женщины, посвятить себя прежде всего рождению и воспитанию детей? Ведь, кажется, именно таков путь спасения для нас, женщин. Но что тогда делать незамужним или бесплодным? Нельзя же утверждать, что они не могут спастись только по этой причине.

В 1 Тим. 2:8-3:1 Павел научает христиан, что им надо делать, когда они собираются вместе. Касательно мужчин здесь все ясно. Они должны преданно молиться, а это подразумевает, что они должны оставить раздоры и злобу. Насчет желаемого поведения женщин Павел пишет более пространно. Им не к лицу разодеваться, ведь что действительно красит христианок, так это добрые дела и достойное, скромное и добропорядочное поведение. А далее апостол говорит так: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (2:11,12).

Итак, касательно обучения акцент тот же: скромное, или (если перевести точнее) тихое поведение. Использованное Павлом слово указывает на молчание и тишину (покой). В 11-м стихе он усиливает эту мысль, добавляя: «со всякою покорностью». «Со всякою» – то есть «с полной» покорностью. Это понятие производно от глагола ὑποτάσσω («подчиняться»), который Павел часто использует для описания поведения женщин (1 Кор. 14:34; Еф. 5:21,22,24; Кол. 3:18; Тит. 2:5).

Кому или чему именно должны подчиняться женщины, здесь не уточняется. Истолкователи выдвигают разные гипотезы: Богу, Его Слову, получаемым истинам, тому, кто их преподает, мужчинам в целом, мужьям в браке. Но мы не будем здесь долго рассуждать об этом. Павел пытается в первую очередь обратить внимание на стиль их поведения, призывая к тишине и покорности во время обучения.

Это также означает, что сами женщины учить не могут. Павел говорит, что не позволяет женщинам учить и властвовать над мужьями. Можно даже перевести стих 12 так: «жене не позволяю учить, а значит властвовать над мужем». Такой перевод более правдоподобен, потому что устанавливает связь между обучением и властью и таким образом позволяет нам понять главный мотив Павла: он не хочет, чтобы женщины публично возвышались над мужчинами. Через этот запрет Павел хочет добиться того, чтобы женщины проявляли покорность, в частности, в отношениях с мужчинами.

Обучение на собраниях общины – это хороший конкретный пример случая, когда, по мнению Павла, проявляется чья-то власть. В таких ситуациях женщина должна обучаться, но было бы крайне неуместно, если бы она сама учила общину. Ведь тогда бы она оставила свое подчиненное положение и пошла бы против правильного понимания отношений между мужчиной и женщиной. Пустить женщину за кафедру – значит неверно поменяться ролями. Это вызовет смятение.

Павел обосновывает запрет на власть женщин, указывая на первую пару – Адама и Еву. Ева была сотворена после Адама (ст. 13), но впала в грех первой (ст. 14). Именно она взяла инициативу в свои руки, когда они съели запретный плод. Эти два события (сотворение и грехопадение) были для Павла достаточным основанием из Ветхого Завета, чтобы предоставить власть мужчине над женщиной, а не наоборот.

Апостол завершает эту тему обнадеживающим предложением: «впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (ст. 15).

Греческий текст имеет здесь одну особенность, которая ускользает от нас в переводе. Предложение содержит неожиданный переход от единственного к множественному числу: «спасется…, если пребудут». О ком речь? В стихах 13 и 14 говорится о Еве, которая преступила Божью заповедь и заслужила наказание смертью. Но, говорит Павел, она (то есть Ева) спасется, и спасется именно чадородием. Ева была достойна своего имени и стала матерью всех живущих (Быт. 3:20). Впоследствии именно ее дети должны пребывать в вере и целомудрии. Очевидно, апостол подразумевает дочерей Евы, то есть женщин, для которых он и пишет эти строки.

Таким образом, Павел не имеет в виду, что женщины в целом спасаются через рождение детей. Выражение «через чадородие» указывает скорее на то, как осуществилось спасение нашей прародительницы Евы. Бог осуществил Свой замысел спасения через людей. Для женщин после Евы, то есть для ее потомков, важно стоять в вере и любви, стремясь к благопристойности (целомудрию). О целомудрии Павел уже упоминал ранее (2:9), говоря о приличествующем христианке одеянии. Повторяя то же самое в стихе 15, он как бы завершает цикл своих наставлений для женщин (ст. 2:9-15).

Этот непростой текст апостола Павла играет большую роль в дискуссиях о том, могут ли женщины служить в церкви старейшинами и пасторами. Часто повторяется, что эти наставления даются Павлом именно на случай христианских собраний. Это приводит к тому, что возникает довольно противоречивая ситуация: если женщина работает учителем или руководителем, то нас это не беспокоит, а вот если заходит разговор о проповедовании в церкви, то сразу возникают большие проблемы.

Но Павел, несомненно, предполагал более широкое применение своих наставлений. Он не ограничивал сферу их применения только собранием христианской общины. Как мы уже отмечали, мысль о подчинении встречается и в других наставлениях апостола, где обсуждается вопрос женского поведения. Такие наставления были прочно укоренены в тогдашних представлениях об отношениях между мужчиной и женщиной и о том, как они должны относиться друг к другу в присутствии других. Возможно, именно потому, что христианские собрания были открытыми и публичными, Павел и делает акцент на этих формах взаимоотношений мужчин и женщин.

Поэтому в этой дискуссии важно не только то, что Павел указывает на пример Адама и Евы. Не менее важен и такой вопрос: почему апостол Павел требует, чтобы женщины-христианки вели себя на людях так, как то предполагалось в то время в обществе? Очевидно, он не хотел вызывать излишнее противостояние со стороны нехристиан, которые посещали христианские собрания. По этой же причине апостол пытался, например, упорядочить говорение на иных языках в церкви (см. 1 Кор. 14:23). Нельзя допускать, чтобы посторонних людей раздражало просто неприемлемое для них поведение христиан. Единственное, что может их раздосадовать – это крест Христа (1 Кор. 1:18).

Таким образом, надлежащее поведение христианок может способствовать тому, что люди будут приходить ко Христу. Ведь именно этим мотивом руководствуется апостол, когда сам приспосабливается к своей аудитории (см. 1 Кор. 9:19-22). Он хочет убедить как можно больше людей в том, что Бог хочет спасти всех людей (1 Тим. 2:4). Эта мотивация проявляется и тогда, когда апостол Петр призывает христианок подчиняться (опять то же слово!) своим неверующим супругам: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были» (1 Петр. 3:1).

Наряду с этим, в наше время важным остается следующий вопрос: а что в нашей культуре является общепринятым и желательным, и какие бы выводы извлек из этого апостол Павел?

Как именно женщины спасаются через чадородие?

Что имел в виду апостол Павел, когда написал в 1-м послании Тимофею 2-й главе 15-и стихе: «Впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием»?

Толкование этого стиха Генри Алфордом не известно широкому кругу читателей, но мне оно нравится, и я хочу предложить его к изучению. Генри Алфорд был британским англиканским библеистом; в 1863 он написал комментарий к греческому языку Нового Завета.

Контекст, в котором звучит этот стих – это призыв и аргументация апостола Павла ставить церковными учителями и начальствами мужчин, а не женщин:

«Учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.» (1-е послание Тимофею 2:12-15)

Что же означает стих 15?

В другой своей статье я уже разбирал 14-й стих. Сейчас же вопрос про 15-й стих. Что значит «впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием»?

Речь в 14-м и этом стихе о женщине и вообще всех женщинах. Такое толкование можно считать верным, поскольку в оригинальном тексте слово «останется» (пребудет) употребляется во множественном числе. В греческом, как и в русском, значение лица и числа берет на себя глагол, поэтому даже с учетом того, что в оригинале нет местоимения «она» или «они», речь идет о женщинах, то есть, стих можно перевести как «женщины спасутся через чадородие».

Есть версия толкования, что спасение через чадородие указывает на рождение Чада, Богочеловека. Но слово «чадородие» используется в Библии только два раза – в этой главе, и в пятой, где Павел пишет, что желает, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рожали детей (стих 14).

Генри Алфорд обращает внимание на то, что слово «через» в оригинале не означает «с помощью», но «в течении, сквозь». Как например, прожить «через» времена опасности. Он сравнивает это место с 15-м стихом 3-й главы 1-ого послания Коринфянам: там Павел употребляет такую же конструкцию «спасется через» в словах: «а у кого дело сгорит, то потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (в оригинале «через огонь»).

Таким образом, можно посчитать, что женщина спасется через чадородие не благодаря чадородию, а пережив чадородие, то есть несмотря на чадородие.

Чувство отчаяния

Алфорд отмечает, что когда после грехопадения (см. Бытие 3:16) Бог озвучивает дьяволу, женщине и мужчине последствия проклятия, наказание в деторождении достается женщине: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей».

Давайте остановимся и представим роды в домедицинскую эпоху. Никаких гигиены, обезболивающих средств, швов, кесарева, антибиотиков, и, зачастую, шансов на выживание при родах. Огромное количество женщин умирало при родах, еще огромнее количество страдало всю жизнь из-за пост-родовых осложнений, невозможности повторно родить, не говоря о возможности вести интимную жизнь.

Иными словами, тогда еще в большей степени, чем сейчас, роды казались проклятьем Божьим, и что думать, если учесть, что это проклятье могло длиться всю оставшуюся жизнь? Не удивительно, что женщины впадали в отчаянье и думали, что отвержены Богом. Он проклинал, не спасал.

И вот на это отчаяние Павел отвечает надеждой Евангелия. Проклятье не восторжествует. Боли чадорождения, даже если они длятся всю жизнь – не последнее слово Бога женщинам. В плане Бога для них отведен пункт спасения. Бог предназначил женщине быть сонаследницей благодати (1 Петра 3:7)

Вот как резюмирует свое толкование Генри Алфорд:

Проклятьем женщины за ее грех стала боль во время деторождения (Бытие 3:16). Деторождение – процесс, дающий ход проклятью. Что же тогда в этом стихе является для нее благим обещанием? Не просто избавление от тяжелейших последствий проклятья, не просто обещание возможности рождения детей. Нет, апостол Павел употребляет слово «спасется» в значении вечного спасения по аналогии со спасением из огня (см. 1-е послание Коринфянам 3:15).

Как человек спасется из огня, оказавшись в нем, пройдя через него, как через тяжкое последствие греха – так и женщина спасется, пережив чадородие, как наказание, препятствие, но никак не средство к спасению (Греческий Завет Альфорда: экзегетический и критический комментарий).

Проклятье будет снято

Я бы резюмировал вывод таким образом:

Хотя сегодня и вообще за всю историю человечества каждая женщина и ощущает боль во время родов, а после этого различные постродовые травмы остаются с ней на всю жизнь, я призываю всех христианок не отчаиваться. Божье обращенье к вам – надежда, не проклятье. Бог задумал для вас спасение, не уничтожение.

Так же, как мужчина спасется, не смотря на усталость от труда (см книга Бытие глава 3 стихи 18-19), миллионы женщин обретут спасение, даже пережив боли и неудобства от родов. Путь спасения христианки такой же, как пути всех остальных святых: оставаться в вере, любви, святости и в рассудительности.

Иисус Христос – Спаситель, который сам взял на себя наше проклятье (см. Галатам 3:13). Жало проклятья было уничтожено. Оно больше не может нас погубить. Вера в Иисуса – связь со Спасителем. Любовь, святость, самоконтроль – вот настоящие плоды такой веры.

В последний день всякое проклятье будет снято, и каждая рана исцелится. И это тоже – спасение через веру в Христа.

Слово спасения

Хочу добавить сюда пару слов о применении разобранного стиха. Даже если современная медицина и может устранить большую часть боли и постродовые последствия, каждая мать знает, что грех проникает повсюду – в наш брак, в роды, в воспитание ребенка. И этого достаточно, чтобы женщина впала в отчаяние.

Мне кажется, хорошим применением этого стиха будет следующее:

Богу не угодны боль и страдания. Они – не последнее обращение к нам. Он предлагает нам спасение. Его слово будет с нами во всякой нашей скорби, чтобы спасать, хранить и дать нам будущее и надежду. Все это – через веру в Иисуса Христа.

Толкования Священного Писания

Спасется же чадородия ради, аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием

Отяготив таким образом жену и виною, и вследствие того подчиненным положением относительно мужа, Апостол утешает ее тем, что все сказанное не затворяет пред нею двери спасения: спасется. По грамматическому строю речь сия относится к Еве; а по смыслу обнимает весь род женский. Праматерь согрешила и за это подпала каре Божией. Но как милостивому Богу благоугодно было устроить дивный образ спасения падшим, то и ей открыто спасение, а в лице ее и всему женскому роду. Всякая жена, говорит Апостол, спасется. Как? Для женщин — не особые условия спасения, а те же, какие определены вообще человечеству: вера и любовь,— аще пребудет в вере и любви: в вере в Господа Спасителя, о Коем благовестие услышала первая жена, указанном в будущем семени жены (см.: Быт. 3, 15); в любви к Богу и ближним, родительнице, питательнице и содержательнице всех добродетелей. Что к сему присовокупил Апостол: и во святыни с целомудрием, — не есть какая-либо особенность в условиях спасения, а есть только внешнее или видимое облачение спасающейся женской души, верующей и любящей. Святыня — у Апостола означает и вообще святую и праведную жизнь, и в особенности святыню телесную, чистоту от плотских похотений и грехов. В настоящем месте общая женская святость указана уже в вере и любви; потому под святынею остается разуметь особенную святыню,—чистоту, в каковом смысле она будет однозначительна с целомудрием. Отличие между ними можно положить разве такое, что святыню принять за верность брачному ложу или замужнюю непорочность тела и души, а целомудрие за разделение с мужем брачного ложа не в угоду похоти, а из покорности закону естества, Богом данному, с намерением плоды сего посвящать во славу Божию. Блаженный Феофилакт пишет: «под: святынею — Апостол разумеет чистоту тела. Но поелику не все — девы, то прибавил: с целомудрием. Ибо целомудрие не отрицается у тех, кои законно пользуются браком». Есть и брачное целомудрие чистое,—когда брачная жизнь проводится трезвенно, а не в сластях похотных. Оба же эти слова употребил Апостол, чтоб яснее выставить, чем видимо должна отличаться спасающая душу свою жена. Так указывает условия спасения жен блаженный Феодорит. «Если захотят,—пишет он,— то не только не потерпят от Евы никакого вреда, но приобретут еще весьма великую пользу своею верою и любовию, сохраняя святыню и целомудрие». Он не касается вопроса, почему Апостол сказал: чадородия ради спасется. Что за спасение от чадородия, это решают другие наши толковники.

Само собою разумеется, что чадородие само по себе не может содевать спасения, как и всякое другое дело естественное,— пища, питие, сон. Но как пища, питие и сон могут быть употребляемы так, что будут или содействовать, или вредить спасению, так и чадородие. Как же чадородие обратить в пособие ко спасению? Можно бы так сказать: чадородие дано естеству четы первозданной, и, как делу естества, ему следовало бы происходить не только легко, но и приятно. Но привзошло падение и привнесло в сие дело естества болезни: в болезнех родиши чада (Быт. 3, 16). Болезни — наказание, естественная женам епитимия. Если теперь жена, мучась болезнями рождения, будет переносить их в этом именно смысле, то есть как наказание, напоминающее о грехе и призывающее к покаянию, то чадородие ее будет происходить в порядке спасения.— Но этого одного мало. В таких расположениях подъемлема будучи, тягота чадородия только не будет мешать спасению; а ему надобно не только не мешать, но и содействовать спасению. Как же это оно может делать? Если, по рождении, к нему будет присоединяемо и воспитание детей — в страхе Божием во славу Божию. Святой Златоуст говорит: «Апостол говорит как бы: вы, жены, не сокрушайтесь о том, что пол ваш подпал осуждению; Бог даровал вам особое некое средство ко спасению, именно воспитание детей, так что вы можете заслужить спасение не только сами чрез себя, но и чрез других».— И несколько ниже: «деторождение есть дело природы. Но жене даровано не только это (зависящее от природы), но и то, что относится к воспитанию детей.— В том не малая, но великая будет состоять для них награда, что они воспитали ратоборцев Христу». Экумений пишет: «под деторождением Апостол разумеет не только рождение, но и воспитание детей. — Что же, скажет кто, девы, бездетные вдовы (лишившиеся мужа до рождения детей), жены бесплодные погибли? Да не будет! Не то говорит Апостол, что жены не спасутся (без чадородия) собственною своею добродетелию, но что и чадородие будет для них пособием ко спасению, если,—что само собою разумеется,— они содевают спасение собственною своею добродетелию». Блаженный Феофилакт прибавляет к сему нечто особенное: «не родить только, но и воспитать должно. И это есть настоящее деторождение; иначе же это не деторождение, а деторастление. Воспитание, впрочем, детей способствует спасению жен не без собственной их добродетели. Жена добродетельная воспитывает и детей в добродетели. Сущая в ней добродетель чрез воспитание переходит и в детей. Мне кажется, что Апостол, запретив выше женам учить в церкви, теперь в утешение дает им, кого учить. Если хочешь учить, учи детей.— Некоторые, впрочем, незнать как, деторождение поняли, как рождение, бывшее от Пресвятой Богородицы. Она, говорят, родивши Спасителя, спасла жен. Но такое понимание не сообразно с последующею за сим речью».

rusbaptist


9 Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением , не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, 10 Но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. 11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; 12 А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. 13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; 14 И не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; 15 Впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.

(1 Тим. 2, Синодальный)

Под словом «женщина» в данном отрывке усматривается именно женщина в общем смысле, а не Ева или Мария.

Но, разумеется, больше всего переживаний возникает в вопросе «от чего же именно она спасется».

Сделаем анализ имеющихся мнений, подобно тому, как мы делали анализ в прошлой статье.

Комментарии Женевской Библии на 1-е послание Тимофею

2:15 «спасется». Вероятно, это не означает буквально: «будет спасена». Павел использует слово, означающее «избавление от греха», и тем самым противопоставляет впадению в грех через обман (ст. 14) спасение от этого греха.

Комментарии учебной Библии МакАртура на 1-е послание Тимофею

В данном контексте слово «спасется» лучше перевести как «сохранится». Греческое слово может также означать «избавлять», «хранить в безопасности», «исцелять» или «освобождать». Оно встречается в Новом Завете несколько раз вне связи с духовным спасением (ср. Мф. 8:25; 9:21, 22; 24:22; 27:40, 42, 49; 2Тим. 4:18). Павел не утверждает, что женщины получат вечное спасение от грехов через рождение детей или что они утвердят свое спасение, имея детей. Оба эти утверждения противоречат новозаветному учению о спасении по благодати через веру (Рим. 3:19, 20), и о вечном спасении (Рим. 8:31‑39). Павел учит, что, хотя женщина и несет пятно, послужив причиной впадения человечества в грех, женщины через чадородие могут быть избавлены или освобождены от этого пятна, воспитав поколение благочестивых детей (ср. 5:10).

Комментарии МакДональда на 1-е послание Тимофею 2 глава

Из всех толкований этого стиха наиболее приемлемым, на наш взгляд, является следующее. Прежде всего, спасение здесь относится не к спасению ее души, а к спасению ее положения в церкви.

Толковая Библия Лопухина

В «чадородии», по апостолу, возможность спасения для женщины, а не в ее порывах к учительству церковному. Можно бы думать, что здесь апостол намекает на те страдания, какие сопутствуют рождению детей у женщин и какие составляют для нее как бы наказание за ее грех и напоминают ей о необходимости покаяния и самоусовершенствования. Но следующее выражение: «если пребудет» также содержит мысль об усовершенствовании и, след., в предыдущем выражении «чадородия ради» заключается какая-то другая мысль. Естественнее поэтому полагать, что апостол здесь указывает женщине на то, что она спасение или счастье может найти в семейной жизни, рождая и воспитывая детей, причем должна сохранять всегда чистоту, веру и любовь христианскую.

Иоанн Златоуст

Немного трудно понять витиеватую речь древнего учителя церкви, но если сделать выжимку из его объяснений, то, скорее всего, речь идет о вечном спасении.

Мнение православной церкви (архимандрит Ианнуарий Ивлиев)

Разумеется, смысл высказывания не в том, что «чадородие» является для женщины необходимым условием спасения. Это был бы абсолютно нехристианский взгляд на природу спасения

…насколько жена держится веры, для нее путь к спасению открыт так же широко, как и для мужа. Речь идет, разумеется, о верующих христианках. Таким образом, деторождение следует понимать не как средство спасения или путь спасения, но как некое событие, сквозь которое для женщины проходит путь к спасению…

Павел Бегичев

Поэтому ап. Павел всего-навсего сообщает нам, что через чадородие женщина СПАСЕТСЯ ОТ ИСКУШЕНИЯ ВЛАСТВОВАТЬ над мужчиной.

Алексей Прокопенко

Алексей считает, что речь идет именно о спасении вечном от грехом, но это относится не к женщине в частом случае, к Еве и ко всем женщинам в целом. Спасение через Иисуса Христа.

Итак, мы видим, что есть два мнения:

  1. Речь идет о спасении вечном, от грехов.
  2. Речь идет о спасении женщины в этой жизни. Спасение от искушений властвовать над мужем, восстановления положения женщины, утверждение её истинного служения в церкви.

Давайте немного сместим акцент. Оба эти мнения объединяет то, что женщина будет действительно спасена. Оба мнения утверждают, что чадородие — важнейшая составляющая жизни женщины. Ни одно из мнений не утверждает то, что чадородие неважно. Слушая голоса сегодняшних «апологетов» складывается впечатление, что если чадородие не определяет вечного спасения, то значит можно не обращать на него внимания. Но, допустим, мы не можем точно определить, что именно имел ввиду Павел, когда говорил, что женщина спасется через чадородие, но мы можем точно определить, что он это говорил, а значит это важно. Еще раз: не важно, какое из мнений верно, важно, что для женщины очень нужно чадородие. Оно не просто помогает ей, оно её спасает (не важно от чего).

Даже если предположить, что из всех вышеприведенных мнений истинно мнение Павла Бегичева, а он утверждает, что в данном тексте вообще не сказано о многом, но сказано лишь о том, что чадородие спасает женщину от искушения властвовать над мужем, то разве одно это уже не достаточный аргумент, чтобы превознести чадородие на должную высоту? Сколько бы бед мы избежали, если бы женщины спаслись от искушения властвовать над мужем!

То что сейчас мы наблюдаем в либеральном богословии не что иное, как отрицание одного, за счет доказательства ложности другого. Допустим, врач прописал некое лекарство. Кто-то сказал (не врач), что эти лекарства спасут жизнь, но потом оказалось, что это неправда, а эти лекарства нужно лишь для того, чтобы жизнь была полноценной. Разве это меняет отношение к лекарству? Стоит ли бросить принимать его только на основании того, что без него ты все равно не умрешь, но проведешь в инвалидной коляске?

Итак, мы можем сделать вывод, что данный стих в любом случае утверждает важность чадородия для женщины.

Есть еще одно соображение. Дело в том, что эти два мнения легко объединяются, если принять спасение не как единовременный акт в прошлом (при возрождении), а как процесс всей жизни. Это большая тема, требующая отдельного изъяснения. Но в общих чертах опишем её здесь.

Спасение — это сам Христос. Даже не путь к Нему, а именно Он Сам. Таким образом, путь спасения, можно сказать, является путем преображения человека из образа телесного Адама в образ небесного Христа. Совершает это преображение (то есть, наше спасение) в течение всей нашей жизни Бог, ибо мы не знаем ни средств, ни пути. Как об этом сказано в 1 Тим. 5:23-24:

Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит .

От человека же, который тоже принимает участие в своей спасении («совершайте спасение»), требуется смирение, выраженное в послушании Его воле и заповедям. В этом плане очень уместно вспомнить, что слово грех означает не только прямое нарушение какого-нибудь закона, но и любое действие, которое не способствует достижению цели. Проиллюстрируем это примером. Допустим, студент, которому завтра сдавать химию, весь вечер учил математику. Делал ли он что-то плохое («грех»)? Да, но не потому, что математика плоха, а потому что она не химия.

Любое действие человека на земле или способствует его преображению во Христа, тогда является путем спасения, либо нет, тогда является грехом именно в этом смысле слова.

Бог больше всего переживает о том, чтобы мы достигли вечного спасения, поэтому устраивает обстоятельства нашей жизни таким образом, чтобы достигать в нас нужного для этого спасения результата.

Именно таким образом можно объединить добрые дела и спасение. Добрые дела являются не только следствием нашего нового состояния, но и средством, через которые Бог достигает в нас нужного плода. Единственный способ правильных взаимоотношений с Богом это вера. Именно через неё мы получаем спасение и благодать. Но как обрести веру, и главное, как возрасти в ней, как не через послушание слову Божьему? А это послушание и есть добродетель.

Вообще, очень трудно разделить путь спасения для христианина от его земного пути. Вот, например, взаимоотношения одного человека с другим — это дело его земной жизни или дело его спасения? Казалось бы, только земной жизни. Ну, ссорюсь я с кем-то, ну испортил отношения, ну такой у меня характер. Ничего, переживу как-нибудь один. В мире много людей, буду знакомиться все время с новыми. Так и жизнь пройдет. Но ведь на вечное спасение это не влияет. Или влияет? «…Вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия… поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:20-21). Поэтому Бог и ведет нас так, чтобы избавить от всех плодов плоти.

У каждого человека свой путь. Но есть нечто общее для всех. Когда Адам и Ева согрешили, то Бог определил для них наказание. Это наказание Бог выбрал не случайно. В отличие от человеческого наказания, основная задача Божьего наказания это исправление, спасение. Поэтому Бог и предназначил человеку то, что послужит к его исправлению. Сказано: «сын мой! не пренебрегай наказания Господня» (Евр. 12:5). Что это за наказание? Для Адама — тяжелая работа, а для Евы — тяжелое бремя рождения детей. Именно эти средства являются теми помощниками, которые восстанавливают мужчину как мужчину, а женщину как женщину в этой жизни (вот что превращается мужчина, если не работает, и во что превращается женщина, если уклоняется от деторождения!), так и помощниками для воспитания терпения, смирения, любви и веры, то есть духовных плодов в мужчинах и женщинах соответственно.

Важно отменить, что для женщины должно быть ценно именно чадородие. Сейчас не будем говорить о том, в каких случаях можно воздерживаться от рождения детей, а в каких нет. В любом случае, воздержание от рождение детей должны быть именно исключением, вызванным исключительными обстоятельствами, а не правилом, которое применяется при любом даже малозначительном поводе. Кстати, слово «чадородие» означает именно деторождение, а не их воспитание. Конечно, детей нужно воспитывать и воспитывать нужно правильно, но некоторые толкователи пытаются склонить нас на то, что в данном тексте идет речь о воспитании детей. О воспитании детей идет речь в других текстах, в этом тексте идет речь именно о рождении.
Мужчина должен работать, а женщина должна быть матерью! Ленивый мужчина перестает быть мужчиной, а женщина, не желающая иметь детей, перестает быть женщиной.

К сожалению, образ этого мира внушает нам другое мировозрение. Мужчины должны отдыхать и расслабляться, а женщины — быть кокетливыми и заниматься «шопингом».

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *