В подвешенном состоянии из-за пандемии оказались не только спортсмены, но и выпускники вузов. Лекции и семинары уже давно онлайн. А вот как быть с итоговой аттестацией? Кому она предстоит, ломают голову — как проявить себя в условиях самоизоляции, а преподаватели — как оценить реальные знания.

Тот момент, когда собственная жизнь — отличный материал для научных исследований. Ну или хотя бы для курсовой, если ты будущий психолог, как Катя. Она изучает влияние самоизоляции на поведение студентов и их привычки. Впереди новый этап эксперимента — сессия. И вот совсем ненаучный вопрос: дома списать будет проще?

«Наши преподаватели — это опытные психологи и психотерапевты с внушительным стажем работы, которые, конечно же, видят всякие наши незначительные изменения в поведении, которые выдают, что где-то ты лукавишь, где-то списываешь», — говорит студентка 4 курса РГГУ Екатерина Кленова.

Но читать язык тела могут далеко не все преподаватели, так что университеты сейчас пытаются придумать более универсальные методы, как провести сессию онлайн. В МГИМО, например, решили — если единственная возможность списать есть во время 30-минутной подготовки к ответу после получения билета, то эту подготовку надо просто исключить.

«Ряд наших дисциплин будет проводиться в принципиально ином формате, с применением технологий по решению бизнес-кейсов, которые предполагают, что вам не нужно время для подготовки», — сказал декан факультета управления и политики МГИМО Генри Сардарян.

Но это устные экзамены. Здесь можно и дополнительные вопросы задать. А ведь многие тестирования проводятся в письменной форме. В Уральском федеральном университете придумали, как в комнату к каждому студенту поместить персонального преподавателя, пусть и виртуального. Это компьютерная программа, от которой ничего не скроешь.

«Она смотрит, что там действительно сидит тот студент, который должен сдавать экзамен, что студент смотрит в экран и действительно делает задание, а не списывает ответ из какой-то книги или учебника рядом», — говорит проректор по развитию образовательной деятельности Уральского федерального университета Андрей Созыкин.

Программа поймет, если студент даже не будет отводить взгляд от монитора и попытается списать, найдя ответы в интернете.

В Министерстве науки и высшего образования заверили — к началу июня подобные технологии появятся во всех российских вузах. Но одно дело — сдавать обычную сессию, а совсем другое — выпускные экзамены.

«Многие вузы, учитывая беспрецедентный характер ситуации, приняли решение — там, где стандарт гособразования позволяет оставить на государственную итоговую аттестацию только защиту выпускной квалификационной работы, отказаться от госэкзаменов. Мы постоянно в контакте с крупными работодателями, никаких сложностей в этой связи не возникает», — сообщил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

Но вот многие учащиеся творческих и технических вузов дипломы, скорее всего, получат позже других. Тут работу надо, что называется, пощупать, прежде чем оценить. А на некоторых факультетах театральных университетов защита диплома — это спектакль. И онлайн его никак не сыграешь. Но студенты ГИТИСа решили поэкспериментировать и в качестве зачетной работы сделали радиопостановку. И все же кое-что изменить не сможет даже коронавирус.

Сын бросил институт. Что делать родителям и самому студенту?

Эта тема все чаще возникает в конференциях на 7е: студенту нравится учиться, но не получается сдать экзамены, или же институт разочаровал, и родители не знают, чем помочь подросшему ребенку. Понятно, что сколько людей — столько и ситуаций с учебой в вузе. Еще один типичный случай из серии «сын бросил институт» разбирает психолог Екатерина Мурашова.

— Пожалуйста, вы ведь меня примете? У меня ребенок уже большой, а у вас детская поликлиника, я понимаю, но мне очень надо, пожалуйста. Мы у вас были когда-то, много лет назад, два раза, но вы не помните, конечно. Пожалуйста…

От заискивающих ноток в голосе женщины (она стояла в коридоре и не переступала порог) мне стало неловко. Я молча и приглашающе махнула рукой и через предбанник ушла в кабинет. Она последовала за мной.

«Наверняка какая-то очень серьезная проблема», — подумала я. Может быть, что-то такое, о чем тяжело и стыдно рассказывать. Выбрала психолога, которого уже видела когда-то, так субъективно легче. Лишь бы не наркотики — с этим я работать совсем не умею, придется сразу отправить восвояси.

Женщина между тем уселась в кресле и как-то очень сноровисто вынула из сумочки и положила на колени пачку одноразовых носовых платков. «Либо плаксива по природе и давно знает об этом, либо я не первый психолог, к которому она обращается». Подумав так, я решила подождать, пока она сама заговорит.

— Вы знаете, у меня такая огромная проблема — мой сын бросил институт, — сказала женщина.

— Ага, — сказала я. Особой (а уж тем более огромной) проблемы я в этом пока не видела. Ну бросил и бросил, бывает. Может, он ему просто не понравился. Или не справился с программой. Неприятно, конечно, но не конец света. Женщина молчала.

— Речь идет о дальнейшей профориентации? — поинтересовалась я. — Парень сидит в коридоре?

— Нет, я пришла одна.

— Институт был по выбору вашего сына?

— Нет, так нельзя сказать. Он просто согласился. Его к концу школы в общем-то ничего, кроме компьютера, не интересовало.

— Ну, расскажите подробнее.

Три поколения технарей в семье

Вся история в ее изложении (женщину звали Марией, сына — Алексеем) выглядела вполне тривиально. Все в семье до третьего колена вглубь — с высшим техническим образованием. Дедушка до сих пор преподает в Электротехническом институте. Естественно, предполагалось, что Алексей после школы тоже пойдет учиться «чему-нибудь такому».

Тем паче что мальчик страстно увлекся компьютером сразу после его появления в доме, в школе преуспевал на уроках информатики и одно время даже писал какие-то несложные программки.

Однако к концу школы всякая увлеченность программированием пропала, в компьютере остались только игры и бесцельное зависание в соцсетях, а на энергичные подначки родных: ну, вот уже близится время «ч», ЛИАПП, или Политех, или вообще что? — следовало вялое: не зна-а-аю…

Семья взяла инициативу на себя. Репетитор по физике (математика и так шла неплохо), подготовительные курсы в институте — все энергичненько, под контролем, бегом-бегом. Нельзя сказать, что Алексей как-то сопротивлялся происходящему. Наоборот, казалось, что он даже выдохнул с облегчением: решать ничего не надо, все решилось как бы само, вот и славно, трам-пам-пам.

Когда стал студентом, явно радовался и гордился вновь приобретенным статусом. В институт шел явно «на подъеме», охотно рассказывал о новых знакомых, о предметах, о преподавателях. Все это закончилось где-то через полгода: учиться трудно и неинтересно, да там никто и не учится, зачем это вообще все…

Первую сессию сдал с одним «хвостом». Семья выступила единым фронтом — не бывает, чтобы все было интересно и на тарелочке, надо преодолеть себя, дальше втянешься, будет лучше и легче. К их удивлению, Алексей почти сразу перестал бунтовать, досдал «хвост» и вроде бы смирился. Больше года жили мирно и спокойно.

Только к концу второго курса стала ясна неприглядная правда: парень уже полгода не посещает занятия, досдать накопившиеся задолженности нет никакой возможности. Единственный выход — забрать документы. «Я там по некоторым предметам с самого начала ничего не понял», — сообщил Алексей.

— Ладно, ты не справился с программой, не смог учиться на этом действительно сложном факультете. Но почему ты молчал?! — возопили родные. — Можно же было давно перевестись куда-то попроще…

— Вот-вот, я так и подумал: какой вообще смысл вам говорить? — странно парировал Алексей.

Как я скажу на работе?

— У меня два вопроса, — сказала я. — Что, собственно, он делает сейчас? И второй: все это время (минимум полгода) он симулировал посещение института. Куда он ходил?

— Сейчас он не делает ничего, то есть сидит и играет в компьютер. Дедушка пытается найти возможность перевода в другой институт…

— Алексей опять согласен?

— Он говорит, что лучше пошел бы в армию, но вы же понимаете, что нормальная мать…

— Алексей слаб физически, плохо сходится с людьми?

— Что вы! Он почти два метра ростом, ходил качаться, и у него всегда была масса приятелей и приятельниц!

— Что он делал вместо института?

— Мы толком не знаем. Он говорил что-то про прогулки по крышам, по канализации и еще какая-то аналогичная дурость…

— С чем вы приходили ко мне в прошлый раз, много лет назад?

Мария аккуратно достала первый платочек:

— Можно я скажу вам, с чем я пришла сейчас?

— Ну разумеется! — слегка удивилась я.

— Мой единственный сын потерялся в этой жизни. Ему плохо, и я это вижу. Но я практически не испытываю к нему никакого сочувствия. Я злюсь, что он поставил меня, всех родных в такое неловкое положение. Единственное, о чем я все время думаю и что я чувствую вот уже два месяца, — стыд и социальная неловкость.

Как я скажу на работе, что моего сына выгнали из института? Скоро у нас встреча класса (я один из организаторов), там все будут рассказывать о своих детях, их успехах, а что скажу я? Как дедушке, при его безупречной репутации, неудобно просить за такого балбеса? Как он вообще всех нас подвел?..

Признаюсь, я не хотела к вам идти, у меня от прошлых визитов остались неприятные воспоминания. Я ходила к другим психологам. Один из них посоветовал мне оставить сына в покое, заняться собой и предоставить ему самому решать свои проблемы. Другой сказал, что Алеша еще незрелый, сейчас это среди молодежи распространено, и мы всё делаем правильно, и он нам потом еще спасибо скажет.

Но я… я вдруг словила вот все эти свои чувства и поняла, что я хожу к ним не за помощью Алеше, а только за тем, чтобы они меня, меня саму успокоили и сказали, что ничего такого социально страшного, если у тебя сына из института выгнали… И тут я поняла, что я отвратительная мать…

А он хотел быть спасателем

— Мария, я вас недооценила, — честно сказала я.

— Мы были у вас, когда Алеша в четырнадцать лет начал лазать по каким-то заброшенным зданиям. Там была взрослая компания, и это реально было очень, очень опасно. Мне тогда показалось, что вы вообще меня не поняли. Алеше вы рассказывали об инициациях и о том, как во дворе вашего детства все ходили по какой-то доске между зданиями на высоте пяти этажей.

А мне сказали, что ребенок в семье не может быть социальным функционалом — он в любом случае будет пытаться вырваться за границы, не сейчас, так позже. Предложили мне не запрещать, а как-то «присоединиться» к нему, прогуляться по его дороге, дать ему взрослую обратную связь о том, что он там ищет.

Мне тогда это показалось каким-то бредом. Что значит присоединиться к нему? Лезть вместе с ним на заброшенные стройки? Согласиться с тем, что ходить по балкам на высоте десять метров — это здорово и правильно? Моя старшая подруга посоветовала мне купить ему мощный компьютер. Я так и сделала. Стройки ушли в течение двух месяцев.

— А второй раз? Вы сказали, что были у меня два раза.

— Второй раз — это сам Алексей, когда мы к нему в десятом классе приставали с выбором института. О чем вы с ним говорили, я не знаю. Я потом зашла на пять минут, и вы мне сказали: отлично ориентированный парень, в училище МВД очень трудно поступить без блата, училище МЧС выглядит перспективней и гуманитарней, но в любом случае надо пытаться, и ему понадобится ваша помощь. Мы потом дома всей семьей долго смеялись…

— Он вообще никогда не говорил вам, что хочет быть МЧС-ником?

— Говорил, кажется, еще в школе. Но мы не относились к этому серьезно: разве это профессия? К тому же он ведь не предпринимал никаких практических шагов в этом направлении…

— Да? А инициация во взрослой группе полубродяг в четырнадцать? А занятия в спортзале? А диггеры и руферы, когда бросил институт? Это в нем было всегда, и он со старшей школы искал путь, чтобы вывести все это в социально приемлемую плоскость. Найдет ли теперь — бог весть…

— Я могу ему помочь? — Мария скомкала в кулаке второй использованный платок, смотрела решительно.

— Ну разумеется, можете! — я пожала плечами. — Кто же, если не вы?

— Как?

— Ну, для начала остановите семейную кампанию по запихиванию Леши обратно в институт и просто расскажите ему всё то, что только что рассказали мне.

— Типа покаяния?

— Типа объяснения того, что происходило и происходит с вами. В ответ вы, скорее всего, тоже услышите что-нибудь честное. От честной, даже однократной коммуникации всегда можно оттолкнуться.

Мария пришла через два дня.

— Он сказал, что пока хочет в армию, где все по распорядку. Это ведь от трусости, чтобы не решать? Тоже социальный функционал?

— Он же ваш сын.

— Так что же, я должна его отпустить?

— Думайте.

— Да, конечно. Я легко могу к этому присоединиться. Я же только что для своего спокойствия хотела запихнуть его хоть в какой-нибудь институт.

— Отлично, присоединяйтесь.

— Он сказал, что ему в седьмом классе снилось, как он, уже взрослый, спасает людей то ли на пожаре, то ли при землетрясении. По его словам, мы ему тогда (когда он нам рассказал свой сон) заявили с апломбом: «Ты сначала двойку по математике исправь, спасатель. Твое дело сейчас — учиться». А присоединиться — это было дать ему «Над пропастью во ржи», да?

— Не знаю, я сама почему-то не люблю эту книжку.

— А мне нравится, но я ее уже взрослой прочла.

Для любителей хороших концов: высокий и хорошо подготовленный физически Алексей благополучно отслужил в ВДВ и по направлению из армии поступил в училище МЧС. Мария встретила меня на улице и рассказала об этом.

Но хорошие концы в таких случаях бывают далеко не всегда; увы, я неоднократно видела и иное… Чем дольше ребенок, подросток, молодой человек остается «в поле» тех, кто решает за него, тем сложнее ему потом выбраться из-под всего этого и обнаружить, а потом и отстоять себя.

Отчислили из университета: какие действия предпринять студенту?  

Случилась неприятная ситуация – студента попросили больше не утруждать себя посещением вуза, поскольку за ним тянутся длиннющие @хвосты» еще с прошлой сессии, неуплата контракта или еще какой-то «грех». Для большинства студентов, если они не равнодушны к своему будущему, это настоящая катастрофа. Первые несколько дней или недель человек пребывает в шоковом состоянии: отчислили из университета, что делать? Этот вопрос постоянно крутится у него в голове, но адекватный ответ не приходит.

Психологический аспект у многих студентов какое-то время побеждает все другие, и, вместо того, чтобы искать решение проблемы, они зацикливаются на прошлом и обдумывают создавшуюся ситуацию с позиции «если бы, да кабы»: вот если бы я тогда не прогулял экзамен… или: если бы я вовремя нашла деньги… и так далее.

Казнить себя – это совсем не выход, но о психологической устойчивости мы поговорим чуть ниже. Сейчас предлагаем вам ознакомиться с причинами отчисления из вуза и действиями, которые необходимо предпринять студенту, когда его поставили перед фактом, что он уже не студент.

Основные причины отчисления из вуза

Огромное отличие высшего учебного заведения от средней школы – свобода, о которой грезят все старшеклассники. Никто вам не напоминает, не долбит: » Учись, учись, учись!». Вузовские преподаватели не станут, подобно школьным учителям, хватать вас за руки между парами: «А ты выучил? А ты сдашь?». Родители у иногородних студентов далеко – тоже не донимают замечаниями.

Но у этой пьянящей свободы есть одно нехорошее «побочное действие» – она настолько захватывает студента, что тот вообще забывает, для чего поступил в университет. То есть – не уделяет достаточного времени учебе. Как следствие – неуспеваемость и отчисление из вуза.

Кроме неуспеваемости, из университета можно «вылететь» за другие погрешности:

  • большое количество пропусков занятий без уважительной причины;
  • вовремя не внесенная оплата за обучение (для контрактников);
  • систематическое невыполнение студентом каких-либо возложенных на него обязательств.

Единственное, что может не огорчить отчисленного студента – ошибочно выбранный университет или специальность. Попавшие «не в тот» вуз очень быстро ориентируются в обстоятельствах и с легкостью находят новое учебное заведение.

Собираются отчислить – ситуация критическая, но не безнадежная

Официально отчисленным студента считают с момента подписания деканом соответствующего приказа. Пока документа нет, но до вас дошла информация о возможном отчислении, необходимо мобилизовать все свои силы и начинать действовать быстро и без суеты.

  1. Постарайтесь за несколько часов (в идеале – в перерывах между парами) найти преподавателей, по дисциплинам которых у вас «хвосты», и пообщаться с ними. Беседа с вашей стороны должна быть покаянная – иначе они вряд ли захотят исправлять ваши двойки. Договоритесь о конкретной дате пересдачи.
  2. После продуктивного диалога с преподавателями отправляйтесь в деканат и убеждайте, что вы не только готовы исправить плачевную для себя ситуацию, но и знаете, как это сделать, и обязательно успеете в срок.
  3. Если первые два способа оказались неэффективными, начинайте сбор справок, подтверждающих уважительную причину ваших неудов: от врача, если болели, от тренера, если занимаетесь спортом и были на выезде.
  4. Попробуйте добиться защиты через студенческий профсоюз.
  5. Можно попросить академический отпуск, но этот вариант непросто реализовать. Для предоставления студенту академотпуска необходима очень веская причина. Одна из таких – тяжелое материальное положение семьи. Возьмите справку о доходах, она и будет подтверждением того, что вы вынуждены были работать вместо посещения занятий, чтобы хоть как-то прокормиться. Взять академический отпуск можно еще по болезни и по беременности.

Если ни один из предлагаемых методов вам не подходит, или не возымел ожидаемого эффекта, придется обратиться за помощью к родителям. Как в школьные годы. У мамы всегда есть шансы слезами и уверениями уговорить строгого декана не отчислять нерадивого студента и дать ему возможность исправиться.

Отчисление как свершившийся факт

Если приказ декана уже издан, а доучиться именно в этом университете очень хочется, есть способы возвратиться в ряды студентов. Нельзя сказать, что это будет просто, или случится на второй день после отчисления, но не воспользоваться шансом неразумно.

По правилам большинства вузов студент может возвратиться на тот курс, из которого был отчислен. Но откладывать решение и поиск способов, как восстановиться в университете, в долгий ящик не советуем: раздумья слишком затягивают и расслабляют, что для отчисленного студента нежелательно. Чем активнее вы будете действовать, тем скорее займете свое место на студенческой скамье.

Итак, если вас отчислили из вуза не на первом курсе, перед началом нового учебного года подайте заявление о восстановлении. И если у вас будет достаточно доводов вынужденной неуспеваемости или вынужденной несвоевременной неуплаты за учебу, вы сможете продолжить учиться по выбранному направлению.

Первокурсникам в такой ситуации приходится несколько сложнее – студент, отчисленный в первый год обучения, должен поступать заново на общих основаниях.

Если студент успешно отучился три года, а затем был отчислен по какой-то причине, он может требовать предоставления вузом справки о неполном высшем образовании. Конечно, справка не может заменить диплом и не способна дать тех возможностей, которые есть у успешно закончивших университеты молодых специалистов, но она является каким ни каким документом, подтверждающим, что человек получил азы образования в определенной области. В некоторых случаях такую справку можно предъявлять при устройстве на работу или при поступлении в другой вуз.

В новом учебном заведении студент должен быть готов к некоторым отличиям по дисциплинам (даже в случае, что названия специальностей или факультетов совпадают) и к дополнительным экзаменам по тем предметам, которых не было в предыдущем вузе.

Еще один вариант – продолжить обучение заочно.

Неуспеваемость – сигнал неправильно выбранной специальности?

И университет престижный, и преподаватели замечательные, и что, казалось бы, еще нужно: учись, студент, создавай крепкий фундамент будущей профессии. Так – нет, неинтересно ему. Такое халатное отношение к учебе может означать, что человек выбрал не ту специальность, допустил банальную ошибку, или поступил в угоду родителям.

Ведь ситуация, когда повзрослевший ребенок видит свое жизненное предназначение в одной сфере деятельности, а родители упорно не соглашаются с его выбором и навязывают ему совершенно другое – далеко не редкость.

Результатом такого родительского доброго совета и становится неуспеваемость, которая обретает черты протеста. У деканата на такие «бунты» своя точка зрения – отчисление из вуза.

Что посоветовать отчисленному студенту, осознающему, что он просто попал не в свою тарелку?

  1. Освободившееся от учебы время посвятить занятиям на курсах (иностранного языка, бухгалтеров, парикмахеров) – таким образом, вы можете обрести или дополнительные знания для поступления в другой вуз, или временную профессию на период, пока будете искать себя.
  2. Пойти работать и продолжить учиться заочно или дистанционно.

Но более целесообразно какое-то время хорошенько подумать, выбрать интересную для себя специальность и начать все заново.

Как пережить отчисление

Уход из университета не по собственному желанию – это всегда шок. И как бы студент ни держал марку беззаботности или равнодушия, неприятный осадок в душе все же присутствует. И растерянность имеет место: как же так, вчера только был студентом, а сегодня лишился этого статуса?

Чтобы избежать переживаний и депрессии по поводу отчисления, обязательно поделитесь этой проблемой с близкими людьми, в идеале – с родителями. Для них эта новость тоже будет шоком, но вместе легче справляться с проблемами. Кроме того, вам не нужно будет жить в постоянном опасении, что они все равно узнают, и над головой вчерашнего студента разразится ураган родительского гнева.

Не стоит рассчитывать, что родители воспримут ваше отчисление легко, но можно рассчитывать на другое – вместе вы обязательно найдете выход из сложной ситуации.

Когда вы постоянно прокручиваете в голове мысль: меня отчислили из университета, что делать, как смотреть в глаза знакомым – это приводит лишь к боязни ситуации, зависимости от нее, а то еще и к самобичеванию.

Что бы с вами ни случилось, говорите себе: это просто сложный период, он пройдет, я сумею справиться с временными трудностями. И они ведь, правда, временные. А сколько будут длиться, полностью зависит от вас.

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Гуманитарно-Экономический и Информационно-Технологический Институт (ГЭИТИ)

Фармацевтический колледж

Современная научно-технологическая академия

Курский институт менеджмента экономики и бизнеса (МЭБИК)

Последний курс университета: хочется все бросить, но нельзя.

Здравствуйте, Мария!

Вы пишете «хочется все бросить, но нельзя». Давайте подумаем, когда появляется в нашей жизни слово «нельзя». Тогда же, когда появляется самостоятельность (с возраста, когда ребенок начинает ходить). Тут звучат первые нельзя «нельзя сувать пальцы в розетку, нельзя лезть головой в духовку, нельзя бежать через дорогу на красный свет». Давайте подумаем, действительно ли нельзя? В принципе, вполне в силах ребенка засунуть пальцы в розетку. Тогда почему нельзя? Можно, но последствия будут настолько нежелательными, что взрослые пытаются защитить ребенка словом «нельзя».

Теперь давайте поговорим об университете. Можно его бросить? Конечно, почему нет. Вы сейчас именно этим занимаетесь (не ходите в универ уже 3 недели). Никто не может заставить другого человека. Вы можете не ходить и не ходите. Чтобы этот поступок был взрослым осталось только максимально увидеть последствия. Давайте попробуем это сделать вместе. Ваши одногрупники в мае закончат вуз и выйдут на работу. Со специальностью переводчик многим из них не нужно будет оставаться в Вашем городе. Гораздо перспективнее искать работу в международных компаниях в Питере или Москве, где язык будет востребован. Они смогут уехать, зарабатывать деньги. Вы — бросаете 4 курс. Какие варианты у Вас? Пойти работать без специальности в Вашем городе. Это может быть работа продавцом, уборщицей, возможно офис-менеджером (если Вы хорошо знаете компьютер). Летом Вы будете снова сдавать вступительные экзамены, если сдавать их на другую специальность — все лето надо готовиться (желательно с репетитором). А дальше 4 года обучения с новыми людьми. Большинство из них будут 17-летними, Вам будет 21. Еще 4 года Ваши родители вынуждены будут Вас обеспечивать и в чем-то отказывать себе (например, в отпуске). Я могу увидеть не все последствия. Вы знаете свою жизнь лучше. Попробуйте дополнить меня. Только сделайте это честно, для себя, без приукрашиваний.

Можете ли Вы бросить? Конечно. Но у всего в этой жизни есть цена — те последствия, которые нам придется заплатить за наше решение. Если Вы готовы оплатить счет полностью и считаете, что платить имеет смысл — делайте. Не надо жить одной жизнью. а мечтать о другой. Вы как путешественник, который пошел по дороге в горы, но вместо того, чтобы наслаждаться видами и горным воздухом, мечтает оказаться в полях. При этом Вы видите только один вариант: бросить эту дорогу, вернуться по ней в начало и пойти по другой — в поле. Хотя на самом деле поля (переезд в новый город, возможность зарабатывать, жить самостоятельно, заниматься чем-то новым и интересным) будут и на этой горной дорожке. Это будут горные луга и дойти до них осталось немного — один горный перевал ( в виде госов и диплома). Это, конечно, непростой перевал, но это ближе, чем возвращаться. А горную дорогу можно сделать для себя привлекательнее (например, начинать переписываться на иностранном языке через интернет с друзьями из других стран, уже искать международные компании, где нужен специалист со знанием языка и смотреть, что еще нужно знать и уметь, чтобы выйти на хорошую работу). Сейчас для Вас Ваша учеба — неудача (Вы не поступили с друзьями в другой город, на другую специальность). Попробуйте посмотреть на это иначе (надо научиться быть благодарной- это важное качество, чтобы быть счастливой). Многие люди не могут получить высшее образование — заканчивают только школу или ПТУ. У них других возможности в выборе работы и образа жизни. Вы смогли поступить в вуз (знать язык было престижно в любое время). Это дает Вам возможности для работы и путешествий, для понимания других культур.

Решать и выбирать — только Вам. Главное помнить. что у каждого выбора есть последствия. Не надо закрывать на них глаза. Наоборот, постарайтесь увидеть их максимально трезво и решайте с открытыми глазами. Это и есть быть взрослым и нести ответственность. Удачи Вам. Пишите нам, если будут еще вопросы.

Оцените ответ психолога:

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *