«Я должен быть слугой Бога, а не политиком» — Блаженнейший митрополит Киевский Онуфрий о себе, о Церкви, о власти. 23 сильные цитаты

Сегодня предстоятелю Украинской Православной Церкви исполнилось 75 лет. На Киевскую кафедру его избрали в очень непростое время, когда многие политические силы пытаются сделать Церковь заложницей своих игр. Владыка Онуфрий по-монашески скромен в своих интервью. Он не любит говорить о себе, да и вообще много говорить. Мы отобрали самые яркие высказывания предстоятеля о себе, детстве, Церкви и угрозах, с которыми она столкнулась в наши дни.

Мое детство проходило в очень простой обстановке. Я родился и жил в селе. Помню, что мы никогда не закрывали дом на ключ.

Отец мой стал священником в 1956 году, а я был на тот момент в пятом классе. И конечно, мы попали под прицел — как дети священника. Нас начали прессовать. Смеялись, что мы поповские дети. Но я никогда на отца за это не обижался.

Я был не очень религиозным в детстве. Да, я ходил в церковь, но я жил и уличной жизнью. Я не был таким уж святошей.

Иеромонах Онуфрий (Березовский)
Троице-Сергиева лавра, 70-гг.

Я много раз задавал себе вопрос: как чувствует себя человек, который не знает Бога? И я себе на тот вопрос так и не смог ответить. Не знаю в своей жизни такого периода, такого момента, когда бы я не знал Бога. Возможно, я Его ощущал по разному в разные времена.

Из архива
Фото Юрия Жарикова

В детстве я никогда не встречал монахов. И у меня, естественно, не возникало и мысли о поступлении в монастырь. И все же, после того как прошел первый учебный год в Троице-Сергиевой лавре, Бог призвал меня. Я и сам не знаю почему. Может, Господь хотел сделать из меня хорошего человека?

Из архива
Фото Юрия Жарикова

Монашеское имя я себе сам не избирал, и к имени Онуфрий у меня не было поначалу никаких симпатий. А мне его дали. И теперь у меня есть симпатия большая. Не хочу менять это имя ни на какое другое.

В монастыре я провел лучшие годы своей жизни. Я поступил в монастырь, когда мне было 26 лет, а перевели меня в 44 года. Это самые лучшие годы человеческой жизни. И знаете, я никогда не жалел, что я провел их в монастыре.

В рабочем кабинете
Фото Юрия Жарикова

Я никогда не хотел начальствования, а Бог по другому судил. Сначала меня поставили настоятелем Афонского подворья с 1984 по 1985 год (Свято-Преображенского храма Афонского подворья в с. Лукине Московской области. — Прим. редакции). Потом я был благочинным в Троице-Сергиевой лавре с 1985 по 1988 год. А потом меня назначили наместником нашей Успенской Почаевской лавры. И я решил тогда, что, видимо, недостоин я жить простым монахом в монастыре. Не я так хотел, но Бог так всё устроил. Так я это понимаю.

Я люблю и уважаю власть, но прошу, чтобы она делала все возможное, чтобы прекратить войну. Я не иду на компромисс и не уступаю лишь в том, что перечит Божиему закону. А так я иду на компромиссы и уступаю в том, в чем могу.

Киево-Печерская лавра
Фото Юрия Жарикова

В Святом Евангелии сказано: «И волос с головы человека не упадет без воли Божией». Но это касается тех людей, которые живут по воле Божией. А те, кто живут без нее, сами рвут себе волосы на голове.

Меня вдохновляет молитва. Молитва — дыхание души. Если душа дышит, значит, она живая и может трудиться.

Некоторые политики считают, что я иду против них. Но если я иду к Богу и одновременно — против них, то куда идут они?.. Получается, они идут против Бога. И раз они идут против Бога, то я разве должен идти с ними?

Божественная литургия у Успенского собора
Киево-Печерской лавры
Фото Юрия Жарикова

Церковь консервативна для греховного человека, который привык жить в своих страстях. А для того человека, который привык жить по воле Божией, закону Божиему, для него это свобода. Я себя не чувствую ничем связанным, живя в Церкви… Церковь остается такой, какая она есть. А если кто хочет жизни другой, ну, вольному — воля, спасенному — рай.

Не только для меня, для любого Предстоятеля есть свои сложности. Они одинаковые. Я послушник Церкви. Находясь на этом послушании, я по своему долгу, по своим обязанностям должен общаться и с иноверными людьми, и с бизнесменами, и с политиками. И задача Предстоятеля в том, чтобы, общаясь с иноверными, я не потерял чистоту своей православной веры. Общаясь с бизнесменами, чтобы я не превратился в бизнесмена. Общаясь с политиком, чтобы я не превратился в политика. Чтобы я остался Божиим слугой, слугой Церкви.

В сане архиепископа
1990-е годы

Расскажу один такой анекдотический пример. Но это из жизни, нет, это не анекдот. Один архиерей постриг своего послушника в монашеский образ, то есть в монашество. Пришел его друг, другой архиерей, и поздравляет этого новопостриженного монаха и говорит ему: поздравляю тебя с принятием ангельского образа. При этом желаю, чтобы ты не потерял образа человеческого. Стать монахом — это хорошо. Но если ты потеряешь при этом образ человеческий, ты будешь не монах.

Я, неся послушание Предстоятеля, не должен потерять образ христианина настоящего. Но я не сказал, что я его не потерял. Я падаю, спотыкаюсь, я немощный, грешный. Но надеюсь на милость Божию, вот и совершаю это служение по мере сил своих, своих стараний. Ну, а Бог, Бог делает. Если что-то доброе сделано, это сделано Богом, а не мною. Вот.

Со своим духовником — архимандритом Кириллом (Павловым) и братией.
Троице-Сергиева лавра, 1979 г. Фото музея МДА

Святых людей я видел много. Все, кто жил в святых обителях, кроме меня нерадивого, были людьми святыми. Святым является тот человек, который ради Бога все терпит и который, попирая свою гордыню, старается подчинить себя Божественному закону.

С архимандритом Кириллом (Павловым)
Троице-Сергиева лавра, 1979 г. Фото музея МДА

Единственная черта, присущая всем святым, — это их смирение перед Богом и перед ближним, как носителем образа Божия.

Внешне человек может жить в любом ритме: большого города, малого городка, села, — но внутренне человек должен жить в ритме святого Евангелия.

Фото из открытых источников

Критерий, по которому человек должен устанавливать свою меру поста и молитвы, следующие: он должен оставаться трудоспособным, а не стать трупом, лежащим на постели от измождения постом, и он не должен стать чудаком, ментально оторванным от обязанностей своего жизненного креста и молитвенно блуждающим по плоскостям чужой жизни.

Первый Всеукраинский православный молодежный фестиваль
Фото Сергея Рыжкова

Сегодня общество ждет от духовенства, чтобы священники словом, а еще более своей жизнью, личным примером показывали людям путь, ведущий ко Христу. Возможно, общество этого не ждет, но оно в этом нуждается.

Раскол — это трагедия не только Украины, но и многих других христианских стран. Причиной всех расколов является грех. Чтобы уврачевать раскол, необходимо уничтожить грех. Сегодня мы много говорим о преодолении расколов, но не говорим об уничтожении собственно греха.

Всеукраинский крестный ход, 2016
Фото пресс-службы Святогорской Лавры

Желание стать священником у меня появилось еще в детстве. Отец как-то рассказывал мне о святом Василии Великом — какой он был молитвенник, какой он был священник. И у меня в сердце появилось такое чувство, что я хочу быть похожим на этого святого.

На заставке: Встреча в женском монастыре в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в селе Большая Ольшанка Киевской области. Фото Сергея Рыжкова

Подготовил Кирилл Баглай

Благодарим за предоставленные фотографии редакцию журнала «Фома» в Украине».

Наследник Святой Руси: К 75-летию Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия

Служение этого великого архипастыря, подлинного наследника святорусских монашеских традиций, ставшего Предстоятелем канонической Украинской Православной Церкви в годы самых сложных испытаний для Вселенского Православия, является поистине исповедническим. Сегодня Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия глубоко почитают в самых разных концах Православного мира. Более того, в условиях, когда священноначалие Константинопольского патриархата и Элладской церкви вступило в общение с украинскими раскольниками-националистами, именно Украинская Православная Церковь (самоуправляемая, но неотъемлемая часть Московского Патриархата) становится подлинным форпостом канонического Православия.

В день 75-летия Блаженнейшего Владыки Телеканал «Царьград» пообщался с известным московским пастырем и проповедником, настоятелем храма Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах, кандидатом богословия, протоиереем Андреем Новиковым. Отец Андрей был рукоположен и 12 лет совершал священническое служение в канонической Украинской Православной Церкви, а потому прекрасно осведомлён о положении дел в этой части Русской Церкви, а также о роли Митрополита Онуфрия в новейшей церковной истории.

* * *

Царьград: Пять с половиной лет назад в очень сложной, можно сказать, катастрофической ситуации для Украины, после продолжительной болезни отошёл ко Господу прежний Предстоятель канонической Украинской Православной Церкви, Блаженнейший Митрополит Владимир. И сначала местоблюстителем, а потом и предстоятелем стал Владыка Онуфрий. Насколько, на Ваш взгляд, избрание именно этого человека было промыслительно для Украинской Православной Церкви?

Протоиерей Андрей Новиков. Фото: Телеканал «Царьград»

Протоиерей Андрей Новиков: Безусловно, это был Промысл Божий. Потому что в последние годы жизни покойного Митрополита Владимира вокруг него сложилась команда из числа людей, в итоге перешедших в раскольническую ПЦУ. Совершенно очевидно, что эти люди очень много предпринимали, чтобы сделать Церковь союзницей Майдана, чтобы расшатать церковную ситуацию и в конечном счёте привести к тому расколу, к которому её привели сегодня.

К сожалению, Митрополит Владимир в последние годы своей земной жизни был крайне немощным человеком. И определённые силы, я уверен, не без помощи западных и украинских спецслужб (а мы знаем, что в спецслужбах Украины даже во времена Януковича было огромное количество националистически и проамерикански настроенных офицеров) сознательно работали на расшатывание ситуации в Церкви. В том числе через окружение Митрополита Владимира, а если конкретно, то через господина Драбинко, бывшего митрополита Александра, в прошлом году ушедшего в раскол.

И в тот самый момент, когда Церковь, казалось бы, была наиболее уязвима, Господь сделал так, что она получила удивительную духовную силу. Она сплотилась духовно, и её Предстоятелем стал Митрополит Онуфрий. По сути, ему не было альтернативы, и я, когда вспоминаю, кто бы мог ещё, прихожу к выводу: конечно же, только он. Это — высочайшая духовная личность, подлинный монах, наследник старых традиций Русской Церкви, русского духовничества. И одновременно это опытный административный руководитель, истинный Предстоятель.

Ц.: Украинская Церковь существует в трагических политических реалиях, сложившихся за последние годы. И мы видим, что с одной стороны, Митрополит Онуфрий и другие представители украинского епископата отказались вставать в Верховной Раде, чтобы почтить так называемых «героев АТО». Но с другой стороны, тот же Владыка Онуфрий вынужден возлагать цветы к памятнику «Небесной сотни». И в итоге оказывается под огнём как «справа», так и «слева». Что бы вы ответили этим людям?

Отец Андрей: Владыка Онуфрий, и это совершенно точно известно всем посвящённым в церковную жизнь людям, является сторонником единства Русской Православной Церкви и единства наших народов, русского и украинского. Вспоминаю 1993 год, когда, будучи семинаристом, на летних каникулах был в паломничестве в Почаевской Лавре.

Почаевская Лавра. Фото: Friedemann Kohler/Globallookpress

И когда мы молились у мощей преподобного Иова Почаевского, вдруг раздались голоса: пропустите к мощам, идут «святые»! Люди так называли двух владык: владыку Сергия Тернопольского и владыку Онуфрия Черновицкого, нынешнего Предстоятеля Украинской Церкви.

И я был поражён обликом этих архипастырей: на их лице была видна сосредоточенная молитва. И когда они клали земные поклоны, и когда молились, и когда с какой-то особой теплотой и любовью благословляли молящихся. Было видно, что это сегодняшние преемники преподобного Сергия Радонежского и преподобного Иова Почаевского, люди того же святоотеческого, святорусского монашеского духа.

Поэтому я никогда не смогу себе представить, чтобы со стороны владыки Онуфрия могло быть какое-либо предательство. Да, мы видим сейчас, что иногда возлагаются какие-то цветы, говорятся какие-то слова… Но нечто похожее было и в словах Святителя Тихона, Патриарха Московского, в первые годы советской власти. И тогда митрополит Антоний (Храповицкий), основатель и первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, издал замечательную статью, которая называлась «Не надо смущаться», где поставил на место не в меру ретивую эмиграцию за слова Патриарха Тихона, которые могли быть растолкованы в качестве комплиментарных и компромиссных в отношении советской власти.

Святитель Тихон, Патриарх Московский. Фото: pravoslavie.ru

Митрополит Онуфрий сегодня несёт колоссальную ответственность. И вы совершенно правильно заметили, что судить нужно по его наиболее знаковым свершениям. А ведь то, что он не встал в Верховной Раде в знак почитания «героев АТО», это было фактически «расстрельное» дело. Причём даже если бы он встал, никто никаких упрёков ему бы не высказал. И вот именно по таким поступкам можно увидеть, каковы его убеждения. А не по тому, что способствует выживанию Украинской Церкви, за которую он несёт полную меру ответственности.

По сути, Владыка Онуфрий выступил против героизации АТО, против героизации войны, которую я бы назвал «карательной операцией» по подавлению народного восстания. И этот поступок в Верховной Раде навсегда будет вписан золотыми буквами не только в его личную биографию, но и в историю Русской Православной Церкви на многие-многие годы, сколько Господь благословит ей существовать.

Ц.: В первые годы предстоятельского служения Митрополита Онуфрия в Украинской Церкви оставались сильны сторонники так называемой «канонической автокефалии», значительная часть которых в итоге ушла в раскол. Тем не менее Блаженнейший Владыка не пошёл по такому пути, не сделал шаг к тому, чтобы якобы «законно» отделиться от Московского Патриархата. В сегодняшних условиях это ведь тоже исповеднический поступок?

Отец Андрей: Вспоминая события 1993 года в Почаевской Лавре, я не могу не упомянуть ещё одного духовного соратника владыки Онуфрия и владыки Сергия. Это был владыка Алипий (Погребняк), сегодняшний схиархиепископ Краснолиманский, известнейший поборник церковного единства — очень был популярный в православном народе. Он и тогда, на заре украинской самостийности, не боялся говорить о единстве с Россией, единстве Русского Православия и Русского мира.

И тогда в Почаеве он на службе выступил с проповедью, сказав, что не может быть никакой автокефалии — ни канонической, ни неканонической. Любая автокефалия — путь в греко-католическую унию. Держитесь единства Русской Церкви, стойте на этом, всё остальное — от лукавого. И я помню, как огромный собор сказал владыке Алипию: «Спаси Господи!», это было общее настроение подавляющего большинства, ядра Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Оно всегда таким было, и я думаю, милостью Божией так будет и дальше.

Митрополит Онуфрий. Фото: patriarchia.ru

Для нас, как здесь, в России, так и у настоящих православных христиан на Украине, единство Русского Православия — не предмет для дискуссий, но то, что нам завещано нашими предками, и то, что мы вынесем в будущее. На сегодняшний день Россия, русская цивилизация — единственный оплот и защита Православия и вообще христиан во всём мире. Кстати, совсем недавно это публично признал венгерский премьер-министр, протестант Виктор Орбан, пригласив на встречу с Владимиром Путиным в Венгрии лидеров сирийских восточных церквей.

Конечно, единство Русской Православной Церкви — это колоссальный фактор мировой субъектности Православия. То, что произошло год назад со стороны Константинопольского патриарха Варфоломея, — шаг к разрушению этого единства. К сожалению, многие греческие иерархи не понимают, что их самих используют, чтобы, как в своё время планировал Гитлер, Православие развалилось на множество сект. И сейчас это планируют представители глобалистской элиты, которые заправляют внешней политикой Соединённых Штатов. У меня складывается твёрдое впечатление, что не Трамп управляет этим вопросом, а всё то же старое «вашингтонское болото», которое продолжает жёсткую русофобскую и одновременно православнофобскую политику.

То, что владыка Онуфрий сейчас стоит на высшей кафедре Украинской Православной Церкви, является её Предстоятелем, ещё раз повторюсь, — Промысл Божий. Этот человек «пропитан» убеждением незыблемости русского церковного единства, он никогда не пойдёт ни на какую «каноническую автокефалию», он любит Русскую Церковь, любит Троице-Сергиеву Лавру, где начинал церковное служение, и, конечно, глубоко почитает нашего Святейшего Патриарха.

Троице-Сергиева Лавра. Фото: Serguei Fomine/Globallookpress

В том числе осознавая ценность Московского Патриаршего престола, сохраняющего целый комплекс ценностей и идей, которые несёт в себе Русское Православие, выходящего далеко за любые этнические пределы.

И, конечно, владыка Онуфрий — выдающийся молитвенник, я верю, что во многом именно его молитвами сегодня хранится Церковь Украинская. Это подлинное чудо! Говорили, что в раскольническую ПЦУ уйдут десять иерархов или даже больше, но в итоге ушли только двое, те, кто и так мешал Церкви, разносил автокефалистскую бациллу, преследовал священников, которые борются за церковное единство. Слава Богу, что Церковь от них очистилась.

И сейчас я часто созваниваюсь со своими друзьями-священниками в той же Одессе и слышу от них, что эти гонения на Церковь вызвали удивительное состояние: духовно стало гораздо легче. Мы стали чаще общаться друг с другом, мы стали сплочённее, укрепилась духовная дружба, укрепилась связь с паствой. То есть эта трагическая ситуация последних лет поспособствовала духовному возрождению Украинской Церкви.

Киево-Печерская Лавра. Фото: Alexandr Altukhov/Globallookpress

Ц.: Но чем сегодня, в день юбилея Блаженнейшего Владыки Онуфрия, мы, православные журналисты, православные общественные деятели, помимо своих искренних молитв, могли бы поддержать этого великого современного Святителя Земли Русской?

Отец Андрей: Нам нужно чаще говорить, писать, проводить встречи, собрания, конференции, чтобы максимально привлекать внимание к теме церковного единства. И, конечно, просвещать церковный народ в вопросе, что такое церковные каноны и почему они важны для всех нас. Почему то дело, которое отстаивает Владыка Онуфрий, является абсолютно необходимым, является подлинным исповедничеством, за которое мы должны ценить и почитать эту часть Русской Православной Церкви.

Мы должны по-прежнему продолжать привлекать максимальное внимание к потребностям православных верующих на Украине, к тем гонениям, преследованиям, которые до сих пор существуют в отношении канонической Украинской Православной Церкви. К захватам храмов, к насилию в отношении духовенства и верующих. Оказывать максимальную поддержку, в том числе и материальную.

Но самое главное — мы все должны молиться словами церковной молитвы, звучащей во всех храмах России за Литургией, о единстве нашей Церкви. Должны свой ум, свою душу, своё сердце вкладывать в эти слова. А если нет возможности прямо, то хотя бы мысленно стоит положить земной поклон за наше церковное единство.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Фото: patriarchia.ru

И в заключение я хочу сказать, что сегодня сложилась уникальная ситуация, когда во главе всей нашей Поместной Русской Православной Церкви стоит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а во главе второй важнейшей кафедры, Киевской, находится Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Это два великих духовных лидера, которым нет равных в современном Православии, уникальные фигуры, которые Господь даровал нашей Церкви в такой час невиданных испытаний её единства.

Митрополит Онуфрий. Биографическая справка

Родился 5 ноября 1944 года в семье священника, в селе Корытное Вашковецкого, ныне Вижницкого района Черновицкой области.

В 1964 году закончил обучение в Черновицком техническом училище, по окончании которого работал в строительных организациях.

С 1970 года в течение 18 лет принадлежал к братии Троице-Сергиевой лавры, где одновременно с учёбой нес разные послушания. В 1972 году окончил Московскую духовную семинарию.

Пострижен в монашество 18 марта 1971 года с именем Онуфрий в честь преподобного Онуфрия Великого, менее через год — 29 мая 1972 года рукоположен в иеромонаха.

Окончил в 1978 году Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, которой удостоился за работу на тему «Пастырское служение преподобного Иова, игумена Почаевского».

Глава Киевского патриархата Филарет. Биографическая справкаС 20 июля 1988 года по ноябрь 1990 года — наместник Почаевской лавры.

Принял участие в Харьковском соборе Украинской церкви в 1992 году, занял бескомпромиссную позицию по отношению к низложенному на соборе и впоследствии анафематствованному Филарету. Возведен в сан архиепископа и назначен постоянным членом Священного синода УПЦ 28 июля 1994 года.

Священным синодом Украинской православной церкви 24 февраля 2014 года тайным голосованием избран на должность местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры в связи с невозможностью осуществлять исполнение обязанностей предстоятеля митрополитом Владимиром (Сабоданом) по состоянию здоровья, он скончался 5 июля того же года.

Избран и наречен новым предстоятелем Украинской православной церкви по результатам тайного голосования 13 августа 2014 года.

В тот же день патриарх Кирилл, согласно сообщению на официальном сайте Московского патриархата, «утвердил решение Собора епископов Украинской православной церкви и преподал митрополиту Онуфрию патриаршее благословение на вступление в должность предстоятеля Украинской православной церкви».

Неоднократно выступал за прекращение войны на востоке Украины.

Является сторонником единства канонической Украинской православной церкви и противником так называемой Православной церкви Украины, созданной Константинопольским патриархатом при активном участии Петра Порошенко. В сентябре 2018 включён в базу сайта «Миротворец» с обнародованием личных данных как «агент влияния РПЦ и противник создания независимой поместной Церкви на Украине».

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *