Статистика аутизма в мире

Аутизм сегодня является довольно распространенным явлением. Ежегодно по всему миру увеличивается количество людей, которые страдают этим расстройством. Этот факт подтверждает статистика аутизма. В Америке и Европе эта проблема появилась давно. Поэтому для таких людей создаются условия, которые позволяют им быть полноценными членами общества. Россия же и страны ближнего зарубежья столкнулись с аутизмом сравнительно недавно.

Аутизм что это такое

Аутизм – это расстройство психического и психологического развития. У страдающего подобным заболеванием человека наблюдается ярко выраженный недостаток эмоций и сферы общения, в действиях часто нет социального смысла. Само слово переводится как «человек внутри себя» или «ушедший в себя».

Современная медицина старается избегать термина «аутизм», заменяя его другим словом – «расстройства аутического спектра».


Кто они аутисты


О таких людях в народе говорят: необычный или странный. Аутист – это человек с биологически обусловленным заболеванием, которое проявляется в состоянии «погружения в себя» и ухода от контактов с реальной жизнью и окружающими его людьми.

Чем аутист-ребенок отличается от ровесников? Он стремится к одиночеству, не играет с другими детьми, сторонится их. Так ему комфортнее. У ребенка нарушено проявление эмоций. Это яркий представитель группы интровертов – всегда в себе, не обращает внимания на то, что происходит вокруг. Особенности развития заметны в первые три года жизни. Проявления заболевания с возрастом усугубляются или сглаживаются. Основные причины:

  • своевременное лечение;
  • тяжесть протекания болезни;
  • обучение социальным навыкам;
  • раскрытие потенциала.

Взрослого аутиста можно распознать при первом контакте. Но это относится, скорей, к мужчинам. Выявить заболевание у женщины может только опытный психиатр. Основные отличия расстройства:

Мужчины Женщины
Полностью погружаются в хобби Обычное поведение представительниц их пола
Начинают что-то коллекционировать Могут часто страдать от депрессивных расстройств
Одну и ту же должность занимают на протяжении многих лет.

Кому и зачем нужна статистика

Свои исследования проводит Всемирная организация здравоохранения. Статистика позволяет выявить масштабы распространения заболевания (страна, регион). Однако статистические данные не точные. Диагноз ребенку ставится обычно, как только родители отметят первые признаки заболевания. С взрослыми людьми все не так просто. Часто они не желают обращаться к специалистам. Так что реальные цифры гораздо больше.

В таких условиях очень важно развивать диагностику заболевания. Это поможет своевременно начать лечение. Статистика позволяет:

  • выявлять причины заболевания;
  • создавать условия, позволяющие аутистам оставаться полноценными членами общества;
  • выработать рекомендаций по организации режима дня, быта и игровой деятельности детей для их родителей.

Масштабы трагедии

По статистике аутизмом в мире страдает более 10 млн человек. Несколько десятков лет назад на 10 000 жителей приходился один аутист. Каждый год их становится на 11–17% больше. На территории Китая эта цифра еще выше – 20%. Сегодня аутизмом страдает каждый сотый житель планеты. Представленная таблица отображает статистику аутизма в мире. Она позволяет увидеть, насколько сильно возросло количество страдающих психическим расстройством людей с 1995 по 2017 год:

Год Количество аутистов по всему миру
1995 1 из 5000
2000 1 из 2000
2005 1 из 300
2008 1 из 150
2010 1 из 110
2012 1 из 88
2014 1 из 68
2017 1 из 50

Число людей страдающих отклонением в развитии стремительно растет. Как показывает статистика аутизма в мире на 2016 год, больных стало в 10 раз больше, чем было десять лет назад.

По прогнозам ученых в 2020 году расстройством будет страдать каждый 30 житель планеты. А еще через 5 лет – каждый второй.

Статистики аутизма по странам

Анализ ситуации в мире показывает, что наибольшее количество людей страдающих данной патологией проживает:

  1. Южная Корея.
  2. Америка.

По состоянию на 2012 год в США каждый пятидесятый житель был диагностирован, как аутист. На территории Южной Кореи такой диагноз был поставлен каждому 38 жителю. Ниже представлен график, на котором показан рост числа детей с аутизмом в Америке.

Специалисты не связывают развитие аутизма с принадлежностью к определенной расе, социальным условиям жизни, материальному благополучию. Хотя влияние внешней среды и генетики исключить нельзя.

Возможно, наибольший рост аутистов наблюдается в этих государствах по той причине, что данные по странам не совсем достоверны. На территории других стран это расстройство просто менее изучено, а людям, которые страдают подобным отклонением, ставят ошибочные диагнозы. Поэтому выходит, что по данным статистики аутизм распространен больше всего на территории Америке и Южной Кореи.

Аутизм у детей

У малышей это заболевание возникает из-за нарушений в развитии головного мозга. Ребенок совершает повторяющиеся действия, его интересы ограничены, он практически или совсем не разговаривает. Также малыш не хочет и не может общаться с другими детьми. Признаки заболевания можно заметить у ребенка в возрасте до 3 лет.

По статистике детский аутизм диагностируется ежедневно каждые 20 минут. У мальчиков заболевание встречается гораздо чаще, чем у девочек. Среди детей мужского пола аутистов в пять раз больше, чем среди детей женского пола. Аутизм нередко сопровождается умственной отсталостью. Таким нарушением в развитии мальчиков страдает больше, чем девочек.

Статистика аутизма в России

Сегодня учет аутистов не ведется. Поэтому достоверных данных о том, сколько людей страдает заболеванием – нет. Предположительно в России аутизмом болен один человек из тысячи. Но, поскольку официальные подсчеты не ведутся, то эта цифра может отличаться от реальной картины.

Статистика детей с аутизмом в России также не ведется. Процент таких малышей гораздо больше, чем по примерным подсчетам некоторых специалистов. По мнению детского невролога Минздравсоцразвития РФ, профессора А. Петрухина, аутизм входит в число наиболее встречающихся болезней на территории России.

Детей, страдающих этим расстройством не намного меньше, чем больных эпилепсией, астмой или диабетом. Причины, по которым нет объективных данных о количестве аутистов:

  • отсутствие хороших психиатров, которые умеют ставить правильные диагнозы;
  • нежелание россиян обращаться к врачам;
  • несерьезное отношение к расстройствам нервной системы.

Детям с «легкой» формой расстройства не ставят диагноз аутизм, их просто считают странными и не оказывают никакой помощи. Взрослых аутистов признают недееспособными и включают в разряд шизофреников.

Статистика аутизма в России показывает, что в 2015 году было зарегистрировано около 18 тыс. детей страдающих этим заболеванием. Однако эта цифра значительно выросла. В 2016 году статистика аутизма в России показывает 22 тыс. зарегистрированных детей.

Аутизм в Украине и Беларуси

Проблема аутизма сегодня также встречается в Беларуси и Украине. По статистике в Беларуси аутизм серьезно прогрессирует. За период с 2005 по 2012 год количество детей страдающих этим заболеванием выросло почти в три раза. В 2015 году количество аутистов младше 18 лет увеличилось до 10 тыс. человек. Количество заболевших растет во всех регионах Республики, но больше всего в Минске.

Однако данные не достоверны, так как не все обращаются к врачам, многие просто стесняются признать, что в их семье есть подобная проблема. Зафиксированным оказывается только каждый 10 случай аутизма.

Статистика аутизма в Украине также не ведется, так как возможности поставить точный диагноз нет. Поэтому сложно сказать, сколько на самом деле людей страдает этим расстройством. По данным МОЗ на территории Украины проживает 3200 аутистов.

Но общественные организации считают, что эта цифра сильно занижена. На самом деле больных людей гораздо больше. По статистике дітей з аутизмом в Україні в 2005 году было 662, в 2010 – 1838, а в 2016 почти 6 тыс. человек. Отдельные эксперты утверждают, что по объективным оценкам сегодня в Украине людей страдающих отклонением в развитии минимум 78 тыс. человек.

Невзирая на спорные мнения экспертов, статистика аутизма по России и миру указывает на то, что это заболевание превращается в настоящую катастрофу 21 века.

Автор публикации

не в сети 11 Часы работы

Олег

Шкалы адаптивного поведения Вайнленд (VABS)

Vineland Adaptive Behavior Scale (VABS)

Вайнлендский опросник адаптивного поведения представляет собой полуструктурированное интервью, в ходе которого на вопросы исследователя отвечают родители или люди из ближайшего окружения исследуемого лица. Позволяет диагностировать уровень адаптивного функционирования человека, оценивая адаптивное поведение в четырех основных сферах жизнедеятельности: коммуникация, повседневные житейские навыки, социализация, моторные навыки. Адаптивное поведение понимается, как ежедневная деятельность индивида, обеспечивающая взаимодействие с другими и возможность заботиться о себе (то есть совокупность адаптивных навыков). Опросник содержит также шкалу проявлений дезадаптивного поведения. Дезадаптация рассматривается как поведение, приносящее определенные неудобства и проблемы.

С помощью шкалы оценивается общий уровень адаптивности индивида. Возможности человека детализируются и рассматриваются по 4 сферам. (ниже — иллюстрация, скан из брошюры с текстом теста)

Шкала дезадаптации состоит из двух частей. К первой части относятся проявления, встречающиеся у детей в норме, например, при явлениях педагогической запущенности, трудностей адаптации к школе и т. д. Во второй части представлены более значительные проявления дезадаптивного поведения, которые характерны для лиц с отклоняющимся развитием и, как правило, не встречаются у детей с нормой развития.

Основная возрастная категория, в которой используется Вайнлендский опросник — от 0 до 18 лет 11 мес.

Полученные результаты опроса представляются:

1. Количественно (в виде стандартных баллов и процентильных рангов в сравнении с группами нормы). Подсчитывается общий суммарный ранг, а также отдельные баллы по каждой их 4-х сфер.

2. Графически (в виде комбинированного профиля адаптивного поведения в сравнении с группами нормы).

3. Уровень адаптивного поведения характеризуется как высокий, умеренно высокий, нормативный, умеренно низкий или низкий. В той же форме оценивается и каждая из сфер, выделяются наиболее сильные и слабые области адаптивного поведения.

4. Уровень дезадаптивного поведения ребенка определяется как незначительный, средний или значительный.

Историческая справка:

Первая редакция Вайнлендской шкалы адаптивного поведения появилась в 1984 году, в результате пересмотра и рестандартизации Вайнлендской шкалы социальной зрелости, созданной в 1935 году Эдгаром Доллом (Vineland Social Maturity Scales by Edgar A. Doll). Вторая редакция вышла в 2005 году, а третья в 2016 году. Вторая и третья редакции шкалы измеряют уровень адаптивного поведения испытуемых от рождения и до 90 лет, в отличие от первой редакции, где старший возраст 18 лет и 11 месяцев. В настоящее время вторая редакция шкалы проходит адаптацию для Украины.

В России, как правило, используется первая редакция, которая переведена на русский язык в рамках диссертационного исследования (Сайфутдинова Л. Р. Шкала Вайнленд как метод комплексной оценки адаптивного функционирования детей с нарушениями развития // Известия РГПУ им. А. И. Герцена, 2007, № 45)

Было доказано, что использование этого опросника эффективно для выявления аутизма. Оценки в сфере социализации, полученные детьми с РАС, позволяют отличить аутизм от других видов нарушения развития, включая умственную отсталость, церебральный паралич и нарушения зрения. В 2000 году Гилхэм и коллеги провели исследования, которые доказали высокую дискриминантную валидность опросника. В исследовании участвовали 95 детей в возрасте от 4 до 13 лет, имеющих нарушения развития. У 44 из этих детей ранее было диагностировано РАС, а у остальных были другие типы нарушений развития. Группа детей с РАС набрала наименьшее значение в первых трех сферах (коммуникация, повседневные житейские навыки и социализация). В сфере «моторные навыки» существенных различий обнаружено не было. Было выявлено, что по шкале дезадаптации группа детей с РАС набрала самые высокие баллы. Данное исследование было опубликовано в Journal of Autism and Developmental Disorder (v.30) и подтвердило, что с помощью Вайнлендского опросника можно осуществлять скрининговые исследования аутизма.

Основные направления исследований.

• Раннее выявление РАС с целью осуществления раннего вмешательства.

• Дифференциация РАС от других видов расстройств, включая умственную отсталость, церебральный паралич и нарушения зрения.

• Изучение особенностей адаптивного поведения детей с различными нарушениями развития и РАС.

• Выявление уровня социализации детей с РАС и разработка программ психолого-педагогической коррекции, направленной на формирование социальных навыков.

Статью подготовил: Татьяна Медведовская, педагог-психолог МГППУ

Аутизм в России и в мире

Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от пяти до 26 случаев на 10 тысяч детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей. За 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз.

На сегодняшний день, по данным Американских центров по контролю и предотвращению заболеваний (U.S. Centers for Disease Control and Prevention), каждый 88-й ребенок в Америке болеет аутизмом — это на 23% больше, чем два года назад, и на 78% больше, чем в 2000 году.

Российская статистика о количестве детей с аутизмом отсутствует.

По статистике, до 80% семей, воспитывающих детей с аутизмом в России, — семьи с низким уровнем достатка. Это обусловлено неполным составом семьи и тем, что один из родителей вынужден оставить работу в пользу ребенка. Непомерные траты на реабилитацию ребенка с аутизмом, в сочетании с переживанием депрессивного состояния от кажущейся безысходности, часто являются поводом для развода. Для организации эффективного коррекционного воздействия, на одного ребенка с аутизмом требуется около 30-70 тысяч рублей в месяц. До 80% детей с аутизмом — инвалиды.

В ноябре 2007 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 апреля Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма.

Современная наука не может однозначно ответить на вопрос о причине возникновения аутизма. Существуют предположения, что он может быть вызван инфекциями в период беременности, тяжелыми или неправильно проведенными родами, прививками, психотравмирующими ситуациями в раннем детском возрасте.

Аутизм сохраняется на протяжении всей жизни человека, но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе, научить его справляться с собственными страхами, контролировать эмоции.

Если диагноз был поставлен до полутора лет, и своевременно проведены комплексные коррекционные мероприятия, то к семи годам можно выправить ситуацию — никто и не подумает, что мальчику или девочке когда-то ставили аутизм. Учеба в условиях обыкновенной школы, класса не доставит особых хлопот ни семье ни ребенку. Среднее профессиональное или высшее образование для таких людей — не проблема.
Если диагноз был поставлен позже пяти лет, то с большой вероятностью можно утверждать, что ребенок будет учиться по школьной программе индивидуально, а дальнейшая учеба и профессиональная деятельность будут полностью зависеть от среды — специально созданных условий, в которых будет находиться подросток.

В соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), принятой в нашей стране, аутизм отнесен к группе расстройств, характеризующихся нарушениями в социальном взаимодействии и общении и ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности. В большинстве случаев развитие нарушено с младенчества и только с небольшими исключениями расстройства проявляются в первые пять лет. У мальчиков расстройство развивается в три-четыре раза чаще, чем у девочек.

Наиболее просто основные симптомы аутизма можно выразить как: желание уйти от контакта, стремление к одиночеству, навязчивым стереотипным формам поведения, задержка речевого развития, неадекватная реакция на сенсорные, воздействующие на органы чувств, раздражители.

Существуют несколько методов коррекции аутизма. Наибольших результатов можно добиться, применяя несколько методов одновременно, и следуя четырем методологическим подходам, составляющим концептуальную основу коррекции аутизма — ТЕАССН, АВА, Son-rise, предметотерапия (сенсорная интеграция и стимуляция).

Методика ТЕАССН (Teaching children with Autism to Mind-Read) исходит из того, что взрослые должны создать ребенку особую среду для комфортабельного личного развития, изъяв из нее все раздражающие факторы. Весь день ребенка, воспитывающегося по данной системе, подчинен строгому расписанию, которое благодаря карточкам-подсказкам усваивает ребенок. Всем вещам присуждается определенное место. Положение вещей в комнате не меняется. Коррекционные занятия включают длительный этап адаптации ребенка и установления контакта с педагогом. Нажим или побуждение к действию недопустимы.

Эта методика активно развивалась в Университете Северной Каролины США и теперь используется в качестве государственной программы обучения аутичных детей в Бельгии, Дании и некоторых штатах США, а также в государственных учреждениях России.
АВА — методика модификации поведения, подходит для тяжелых форм аутизма. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные — строго пресекаются. Ребенок может осваивать одновременно два-три не связанных между собой навыка. Педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.

В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация. Конечная цель АВА — дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

В зарубежных странах по системе АВА с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт и т.п.).

Программа Son-Rise опирается на собственную мотивацию ребенка. Взрослый, не разбивая аутичный мир ребенка, присоединяется к нему — к повторяющимся (аутостимуляции) и ритуальным действиям, давая аутичным действиям новое понимание и осмысленность.

Методика сенсорной интеграции и стимуляции (СИС, предметотерапия) занимается проблемами, связанными с интерпретацией мозгом сигналов от всей нервной системы тела. Сенсорная стимуляция и интеграция обеспечиваются при проведении стимуляционных секвенций — комплексов упражнений, направленных на преодоление нарушений сенсорного восприятия и уменьшение аутостимуляций.

Также при коррекции аутизма применяется песочная терапия, кинезотерапия — лечение положением, массажем и активно-пассивной гимнастикой.

При коррекции аутизма применяют также анималотерапию (от латинского «animal» — животное) — вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи, ее виды: дельфинотерапию, иппотерапию (общение с лошадьми), канистотерапию (терапия с использованием собак).

Не существует медикаментозного лечения, позволяющего вылечить аутизм. Медикаментозная терапия может быть эффективной для решения сопутствующих проблем — агрессивности, навязчивости, тиков, тревожности, перепадов настроения, гиперактивности и т.д.

Одной из основных задач родителей и специалистов является развитие самостоятельности у детей с РАС. И это иногда возможно: среди аутистов есть программисты, конструкторы, музыканты — состоявшиеся в жизни люди.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Высокофункциональный аутизм — что мы знаем о гениях аутичного спектра?

На фото Джейкоб Барнет, гений физики — аутист

Слово «аутизм» у многих людей ассоциируется с чем-то страшным. Мало кто знает, что это довольно широкое понятие. Аутизм проявляется в тяжелых и легких формах. У детей и у взрослых. В этой статье речь пойдет о высокофункциональном аутизме.

Высокофункциональный аутизм – это одно из расстройств аутического спектра. Это легкая форма аутизма. Отсюда и название. У таких людей IQ выше 70. С виду они мало чем отличаются от обычных людей. Их когнитивные способности оцениваются как высокие.

Высокофункциональный аутизм не считается официальным медицинским термином или диагнозом. Он не включен в списки МКБ-10 и DSM-5. Не все специалисты считают, что нужно разделять высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера.

Образ аутистов-гениев довольно часто используется в кинематографе. Например, Шелдон Купер, доктор Хаус, Шерлок Холмс (сериал ББС). Также образ любят приписывать некоторым знаменитым людям (среди них Билл Гейтс, Альберт Энштейн, Вирджиния Вульф) и связывать с гениальностью. К сожалению, в реальности все не так радужно.

Аутисты гении:

Отличие от других форм аутичного спектра

Высокофункциональный аутизм сложнее диагностировать. Ребенок растет и развивается почти также как и его сверстники. В раннем возрасте может наблюдаться задержка речевого развития. При взаимодействии с другими людьми у ребенка могут возникать трудности.

Такие люди довольно самостоятельны в ежедневных действиях. Обычно проблемы с поведением дают о себе знать в непривычных ситуациях. Об инвалидности здесь речи не идет.

Причины специфической гениальности

В настоящий момент мало что известно о причинах аутизма. Он возникает вследствие нарушения развития головного мозга. Его невозможно приобрести в течение жизни. Им нельзя заразиться. Он не возникает после вакцинации. Совершенно точно его не вызывает воспитание или эмоциональные травмы.

Комплексная клиническая картина

Симптомы, которые проявляются при высокофункциональном аутизме, можно разделить на несколько блоков.

Проблемы в детстве

У ребенка может наблюдаться незначительная задержка речевого развития. А также гиперактивность. Ребенок может отлично проявлять себя в младших классах, но в средних и старших могут возникнуть проблемы.

Нарушенные ощущения

Часто наблюдается высокая чувствительность к сильным запахам, яркому свету, специфическим вкусам, прикосновениям, шуму, нахождению в толпе и т.д. Необязательно все и сразу. Например, человек может просто не выносить какую-то конкретную ткань.

Сложности с социумом

Такому человеку не очень легко дается социальное взаимодействие. Сложно поддерживать контакт глазами. Непонимание как, что и кому говорить. Например, речь может быть слишком тихой или громкой. Или что-то личное рассказывается малознакомому человеку.

Также характерный симптом – это увлеченность одной специфичной темой. Далеко не все захотят или сумеют поддержать длительную беседу, например, про поезда.

Плохое восприятие устной речи. Человек может просто не запоминать инструкцию, которую ему только что озвучили. Выполнить только часть или вовсе впасть в ступор.

Зависимость от рутины

Чем меньше чего-то неожиданного и непривычного – тем лучше. К примеру, человек смотрит сериал каждый вечер четверга, а каждый вечер пятницы он проводит за чтением. Но если что-то пойдет не так, то это может вызвать целую истерику.

Психологические проблемы

К сожалению, ко всему прочему у высокофункциональных аутистов довольно часто встречаются психологические расстройства. Например, депрессия, тревожность, ОКР. Пока неизвестно из-за чего так происходит. Либо это следствие аутизма, либо – сложностей при адаптации в обществе.

Образ типичного пациента

Попробуем описать два типичных случая – ребенка и взрослого.

Девочке, 9 лет

Когда она сидит за партой, то начинает раскачиваться из стороны в сторону. Зацепилась за одну тему. Пытается узнать об этом как можно больше. Может говорить об этом часами, при этом она активно машет руками. При беседе предпочитает смотреть по сторонам. Не может удержать зрительный контакт. Предпочитает нетипичные развлечения. Например, не ездить на велосипеде с другими детьми, а разбирать и собирать игрушки, при этом считает каждую деталь.

Молодой парень, ему 25

С друзьями как-то не вышло. В школе его считали странным. С возрастом он научился вести себя «как все». Но это отнимает силы. Прекрасно разбирается в быте славян 9-10 столетия. Предпочитает монотонную работу.

Уже два года работает в банке с документами. В понедельник он предпочитает надевать синий галстук, а в среду фиолетовый. Страдает ОКР. Перед тем как выйти из дома должен несколько раз убедиться, что газ выключен, вода не течет, дверь точно закрыта.

Диагностика

Диагностировать высокофункциональный аутизм не просто, поскольку у такого ребенка нет явных проблем с развитием. Такие люди хорошо умеют приспосабливаться. Они имитируют нормальность.

К тому же на данный момент нет стандарта для диагностики. Часто специалист просто проводит тест на способность к социальной коммуникации.

Обычно аутизм можно выявить у ребенка до 3-х лет. Но выскофункциональный аутизм чаще проявляется уже в школьном возрасте. Бывает, что ребенок ведет себя очень активно. Тогда ему ошибочно диагностируют СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Если ребенку не поставили правильный диагноз вовремя, то с возрастом он вполне может и сам обучиться «быть нормальным». Но тогда он уже может попасть к психиатру, например, с депрессией, где у него уже и выявят отклонения. Человек годами может думать, что с ним что-то не так.

Проблемы в жизни и некоторые преимущества

Преимущества гениев не по своей воле:

  • хорошая долгосрочная память;
  • увлеченность одной темой – позволяет стать отличным узконаправленным специалистом;
  • внимание к деталям;
  • преобладание логического мышления;
  • самостоятельность (в сравнении с остальным спектром аутизма).

Проблемы:

  • плохая кратковременная память;
  • может сопровождаться депрессией, тревожными состояниями, низкой самооценкой;
  • непонимание этикета общения;
  • сложно сходиться с людьми;
  • зависимость от рутины;
  • излишняя эмоциональность.

Как помочь ребенку и подростку?

Аутизм не лечится. Можно работать только с отдельными симптомами.

Коррекция симптомов включает в себя:

  • работа над социальными навыками;
  • лечение сопутствующих болезней;
  • лечебная физкультура, если наблюдаются проблемы с координацией;
  • необходим логопед, если есть проблемы с развитием речи;
  • работа над рутинными действиями, если они слишком навязчивы.

Советы аутистам:

  1. Составьте расписание и следуйте ему. Не стесняйтесь говорить вашим родным и знакомым, что вы не любите неожиданности. Просите предупреждать заранее о каких-либо планах.
  2. Постарайтесь минимизировать все раздражающие факторы.
  3. Старайтесь избегать людей, которые не хотят вас понимать и принимать все ваши особенности.
  4. Хорошо спите. Недостаток сна может ухудшить ваше состояние.
  5. При возникновении каких-либо проблем обращайтесь к психиатру/психотерапевту.

К сожалению, неизвестно что именно вызывает аутизм. Поэтому, если вы заподозрили у вашего ребенка высокофункциональный аутизм, то:

  1. Постарайтесь максимально проработать все «особенности» характера со специалистами. Это психолог, психиатр, психотерапевт, невролог, невропатолог, логопед.
  2. Не забывайте о себе. Если вас эта новость сильно огорчила, то обратитесь к психологу/психотерапевту.
  3. Не стоит винить друг друга.
  4. Не срывайтесь на ребенке.
  5. Не устраивайте «траур».
  6. Не ведите себя с ребенком как с больным. Но и не ждите от него «нормальности».

Аутисты среди известных людей

Поскольку спектр симптомов аутизма очень широк, и дать четкое определение этому заболеванию достаточно сложно, мы не можем с уверенностью утверждать, что тот или иной известный человек страдал или страдает аутизмом. И, тем не менее, очевидно, что поведение некоторых знаменитых людей явно отмечено аутистическими чертами: здесь можно вспомнить и Билла Гейтса, и Исаака Ньютона, и Альберта Эйнштейна и даже Стивена Спилберга.

Бесспорно, эти люди блестяще проявили себя в профессиональной деятельности и в сфере личных интересов, поэтому их часто называют аутическими савантами. Похоже, Альберт Эйнштейн догадывался, что принадлежит к категории людей необычных, ведь однажды он сказал: «Не стоит расстраиваться из-за того, что математика дается вам с трудом. Уверяю вас, для меня это вообще китайская грамота».

Результаты проведенных диагностических исследований пока недостаточны для того, чтобы безошибочно распознавать такое заболевание, как аутизм. И все же, многие из известных нам людей демонстрируют в своем поведении признаки и симптомы, которые свидетельствуют о наличии у них некоторых форм этой психической аномалии, в том числе и симптома Аспергера.

Аутисты среди известных людей

Список известных личностей, страдавших или страдающих аутизмом, все время пополняется. Несомненно, речь здесь идет об очень талантливых и успешных людях, но действительно ли их одаренность и успех обусловлены аутизмом? Ниже мы приводим имена людей, в поведении или образе жизни которых можно предположить (правда, с определенной долей сомнений) признаки аутизма.

  • Виржиния Вульф — Говорят, что эта писательница всегда работала над своими произведениями стоя.
  • Эндрю Джексон — Седьмой президент Соединенных Штатов верил, что земля плоская.
  • Дэрил Ханна — В детстве эта актриса страдала дислексией с сопутствием признаков аутизма.
  • Сью Рубин — Героиня документального фильма «Аутизм — это мир».
  • Вуди Аллен — Блистательный актер и кинорежиссер.
  • Боб Дилан — Музыкант, в поведении которого наблюдались аутические тенденции.
  • Энди Кауфман — Знаменитый комик и актер.
  • Винсент Ван Гог — Эксцентричный и исключительно одаренный художник.
  • Энди Уорхол — Особенности образа жизни этого талантливого художника позволяют предположить, что он был аутистом.
  • Кортни Лав — Вдова Курта Кобейна, лидера группы «Нирвана». В три года ей был поставлен диагноз — начальная стадия аутизма.
  • Хикари Оэ — Знаменитый японский композитор.
  • Дилан Скотт Пирс — Художник-анималист, в поведении которого отмечаются черты высокофункционального аутизма.
  • Донна Уильямс — Австралийская писательница, автор дилогии «Нигде никого», «Где-то кто-то». В двадцатилетнем возрасте ей поставили диагноза «Аутизм».

Знаменитости с синдромом Аспергера

Среди известных людей можно назвать многих, чье поведение характеризуется симптомами, связываемыми с синдромом Аспергера. И, хотя данное психическое нарушение у большинства из них не диагностировалось официально, в их поведении явно присутствуют характерные для аутизма признаки, например, навязчивое стремление следовать определенному распорядку дня или выполнять стереотипные действия. Такую форму аутизма, как симптом Аспергера, можно предположить у следующих известных личностей:

  • Гарри Труман — Поскольку в поведении родителей Трумана проявлялись яркие признаки аутизма, считается, что и он страдал от этого психического нарушения.
  • Авраам Линкольн — Шестнадцатый президент Соединенных Штатов страдал депрессией и приступами беспокойства, а это симптомы, которые многие исследователи связывают с аутизмом. Кроме того, нередко у Линкольна случались и нервные срывы.
  • Дэн Экройд — Как-то раз этот актер заявил, что страдает синдромом Аспергера, но его слова никто не принял всерьез.
  • Сатоши Тадзири — Говорят, что в поведении создателя Покемона отмечаются все основные признаки аутизма.

Знаменитые саванты-аутисты

Саванты — это люди, обладающие исключительными способностями. Некоторые из них известны всему миру.

  • Джеймс Гарфилд — Говорят, что двадцатый президент Соединенных Штатов мог писать обеими руками одновременно: правой — по-латыни, а левой — по-древнегречески.
  • Леонардо да Винчи — Его стремление к совершенству порой становилось навязчивой идеей. Утверждают, что он потратил целых двенадцать лет, чтобы написать губы Моны Лизы.

Конечно, здесь названы имена лишь немногих из известных людей, чье поведение характеризуется аутистическими чертами. Чем больше мы узнаем об этом состоянии психики, тем больше аутистов мы можем распознать среди знаменитостей.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *