Реферат на тему «Проблема самобытности и оригинальности русской культуры (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, А.С. Аксаков)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» с. Молчановка

(МКОУ СОШ с. Молчановка)

РЕФЕРАТ

на тему

«Проблема самобытности и оригинальности русской культуры

(И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, А.С. Аксаков)»

Выполнила учитель МХК

___________ К.А. Конченко

Введение

Религиозно-философское учение ранних славянофилов отличается своеобразием выдвинутых идей. Оригинальность их философско-исторических и социологических представлений является как предметом споров различных интеллектуальных направлений в обществе, так и существенным фактором влияния на формирование воззрений многих русских мыслителей.

Самобытность России была объектом философского анализа К.С. Аксакова, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова. Каждый из них внес свой вклад в формирование концепции славянофильства о самобытности российского народа и его соборности.

В работе выдвигаются задачи:

  1. Раскрыть философские идеи И.В. Киреевского.

  2. Рассмотреть идеи самобытности русского народа К.С. Аксакова.

  3. Изучить основные положения идеи соборности А.С. Хомякова.

1.1 Философские идеи И.В. Киреевского

Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) – русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из главных теоретиков славянофильства.

Иван Васильевич получил европейское образование, слушал лекции Гегеля, Шеллинга. В своих работах «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России», «О необходимости и возможности новых начал для философии» он отвергает западный путь развития по причине господства в нем католицизма. Католицизм Киреевский рассматривал как отклонение от истинного христианства.

Главенствующее место у Киреевского занимает идея цельности духовной жизни. Именно «цельное мышление» позволяет личности и обществу избежать ложного выбора между невежеством, которое ведет к «уклонению разума и сердца от истинных убеждений», и логическим мышлением, способным отвлечь человека от всего важного в мире. Вторая опасность для современного человека, если он не достигнет цельности сознания, особенно актуальна, полагал Киреевский, ибо культ телесности и культ материального производства, получая оправдание в рационалистической философии, ведет к духовному порабощению человека. Принципиально изменить ситуацию может только перемена «основных убеждений», «изменение духа и направления философии».

Киреевский связывал рождение нового мышления не с построением систем, а с общим поворотом в общественном сознании, «воспитанием общества». Как часть этого процесса общими («соборными»), а не индивидуальными интеллектуальными усилиями и должна была войти в общественную жизнь новая, преодолевающая рационализм, философия. Суть этого пути — стремление к сосредоточенной цельности духа, которая дается только верой: «осознанием об отношении человеческой личности к личности Божества». Этому должна помочь также и аскеза — необходимый элемент не только жизни, но и философии. В то же время Киреевский отнюдь не считал бессмысленным опыт европейского философского рационализма: «Все ложные выводы рационального мышления зависят только от его притязания на высшее и полное познание истины».

Русское Просвещение изначально ориентировано на оптимальное сочетание разума и веры, которое направлено на поддержание естественного отношения русского человека к природе, обществу и миру, где «созидание каждой личности созидает всех, и жизнею всех дышит каждая личность», а посему философия должна опираться на «верующий разум», а не на «умственный силлогизм» .

1.2. Идеи самобытности русского народа К.С. Аксакова

Другой приверженец идей славянофильства — Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860) – русский публицист, поэт, литературный критик, историк и лингвист, глава русских славянофилов и идеолог славянофильства.

В 1832 г. К.С. Аксаков поступил на отделение словесности Московского университета, который окончил в 1835 г.

В 1840-е гг. К. Аксаков сближается с И. В. Киреевским и А. С. Хомяковым, становится приверженцем идеи преобразования русского общества на национально-самобытных началах. Аксаков являлся активным участником славянофильского движения, его теоретиком, пропагандировал идеи славянофильства, принимал участие в их разработке.

В 1846 г. Константин Сергеевич Аксаков издает и 6 марта 1847 г. защищает магистерскую диссертацию «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка». К. Аксаков указывает здесь на историческое значение русского народа. В допетровские времена, по мнению мыслителя, русский народ был неразрывно соединен с Отечеством, любил его, но любовь

эта была не свободной, она имела односторонний характер, в ней был страх перед всем чужеземным. Преобразования Петра I выявили эту одностоpонность pусской жизни, продвинули Россию по пути общественного прогресса.

Но здесь в русской истории обнаружилась новая крайность: слепое подражание всему иностранному, отрицание собственных национальных традиций. Новая эпоха не будет иметь одностороннего характера. «…Не в удалении от иных стран, не в страхе ищет она опоры; нет, мы приняли в себя просвещение Запада, приняли его недаром и не боимся, чтобы оттого поколебался наш вновь возникший союз; односторонность исчезла, просвещение доводит всегда до истины; его сознательным путем дошли мы до необходимости национальной жизни, но не исключительной, как прежде, и, уступая вместе влечению нашего чувства, никогда нас вполне оставлявшего, мы возвращаемся, откинув далеко отчуждение предыдущего отрицательного периода, полные любви и разумного убеждения к отечеству…» . Логика рассуждений К.С. Аксакова, понимание механизма исторического процесса свидетельствуют о сильном влиянии на него философских идей Гегеля.

Основные положения, отстаиваемые К.С. Аксаковым в работах:

  1. Народ не нуждается ни в каких указаниях, в особенности со стороны наших, нахватавшихся верхов европейской цивилизации «культурных» людей.

  2. У народа есть свое стройное и устойчивое миросозерцание, не только вполне пригодное для ежедневной, серой крестьянской жизни, но способное выдержать натиск миросозерцания людей, бесконечно превосходящих мужика образованием и социальным положением.

  3. В частности, у народа есть своя самобытная нравственность и своя, если и не самобытная, то все-таки окрашенная самостоятельным пониманием, религиозность, на совокупности которых и строятся социальные отношения крестьянской общины.

4. Народная нравственность основана на чувстве справедливости. Это

чувство народ никогда не понимает в формальном математическом смысле. Вот почему, строго соблюдая интересы всей общины, он все-таки смотрит за тем, чтобы не только интересы меньшинства, но даже интересы отдельных личностей не страдали бы от соблюдения мирских выгод.

  1. Религиозность народа, как и нравственность его, не внешняя и не показная. Она есть удовлетворение внутреннего призыва к добру.

  2. Совокупность всего вышесказанного создала глубоко своеобразный правовой, экономический и нравственный институт – крестьянский «мир», который есть хранитель истинно народных традиций и панацея против тех зол, которые при ином строе повели бы к целому ряду социальных и индивидуальных несправедливостей .

Все эти положения о том, что К. Аксаков дорожил живою нравственною связью между людьми, которая поддерживается общинными укладами. При них нет формальной справедливости, защищающей лишь интересы большинства, при них есть полная свобода для проявления внутренних позывов к добру, есть место для непрестанно действующей религиозности.

1.3. Идея соборности А.С. Хомякова

Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) — развивал идею самобытности русского народа и его соборности. Критически оценивая европейский рационализм, Хомяков отдавал предпочтение естественной разумности и цельности российской культуры.

Алексей Степанович Хомяков — русский поэт, художник, публицист, богослов, философ, основоположник раннего славянофильства. Центральное понятие в его работах – соборность – является одним из главных понятий Святой Руси. Оно имеет основу в христианском учении о Церкви, которое присутствует в Никейском Символе веры: «Верую во святую, соборную и апостольскую церковь». Соборность в христианской традиции понимается как церковное единение христиан в любви, вере и жизни.

Святая Русь в своем развитии придала идее соборности особое значение и универсальность. Соборность — это цельность, внутренняя полнота, множество, собранное силой любви в свободное и органическое единство. Развивая идеи И.В. Киреевского о духовной цельности, Хомяков пишет об особом соборном состоянии человека, истинной вере, когда все многообразие духовных и душевных сил человека объединено в живую и стройную цельность его соборной волей, нравственным самосознанием, устремленностью к творчеству.

Соборность, по Хомякову, это – «единство по благодати Божией, а не человеческому установлению» . А.С. Хомяков считает, что причина всех бед мира заключается в расколе христианства на католицизм, православие и протестантизм. И «начало свободы» уже не принадлежит всей церкви. Католицизм подменяет свободу догматом о свободе. Напротив, протестантизм абсолютизирует свободу индивидуального начала. И только православие гармонически сочетает свободу и необходимость, опираясь на любовь к Богу и его истины, на любовь ко всем, кто любит Бога. Поэтому соборность — это не физическая совокупность людей, а их духовное единение.

Стержнем соборного сознания является верующий разум, требующий не противостояния религии и философии, а их единства. Это единство подпитывает естественную разумность и цельность русской культуры, замешанных на любви сердца, вере и надежде, а не холодном расчетливом европейском рассудке .

Заключение

Славянофильство, порожденное русским Просвещением, внесло свой вклад в обоснование самобытности российского народа и его соборности, заявило о целесообразности и необходимости пути развития России, отличного от Запада. Все это превратило славянофильство в мощный фактор развития русской философии, в том числе философии русского религиозного ренессанса XIX-XX вв.

Список литературы

А.С.Хомяков «О старом и новом»

В работе «О старом и новом» Алексей Степанович Хомяков, подобно Чаадаеву, не отрицал многих негативных черт в русской культуре, как и в новой, так и в древней. Его глубоко печалила далекая от идеалов христианства реальность культурно-исторической жизни — и в Западной Европе, и в России. Вместе с тем Хомяков был поклонником православия и по этой причине христианская, но ориентированная на Запад культурологическая концепция Чаадаева его не удовлетворяла. По этой же причине в совершенно ином контексте оказывается у него и представление-надежда о будущем великом предназначении России.
Но ни одна страна, по мнению автора статьи «О старом и новом» (1839), не в силах возглавить процессы воссоединения, соборности и консолидации человечества не механическим, а органически-духовным путем, кроме России, да и сама она должна еще «очиститься от скверны»: от «неправды черной» в судах, от крепостного права, от преклонения перед Западом.

Русский народ создал самое большое государство в мире, он завоевал и Сибирь, и Кавказ, и Крым, и Польшу, и много народностей присоединил к великой России. Св. Сергий Радонежский был христианским рыцарем, спасителем России. И священное рыцарство призвано ещё сыграть роль в судьбах России. Но нужно отметить, что у Хомякова не было такой идеализации Древней Руси, как обычно думают. По этому вопросу он решительно полемизировал с Киреевским, который видел в Древней Руси почти полное осуществление христианства. Хомяков против этого протестует. Он не предлагает вернуться назад. Он видит в Древней Руси высокий тип развития, но ступень развития не считает высокой.

Он очень чувствует грехи Древней Руси и иногда выражает это очень сильно. Так в статье «О старом и новом» он говорит: «Грамотность! Но на копии с присяги русских дворян первому из Романовых вместо подписи князя Троекурова, двух дворян Ртищевых и многих других, мне известных, стоит крест с отметкой — по неумению грамоте. — Порядок! Но ещё в памяти многих, мне известных стариков, сохранились бесконечные рассказы о криках ясочных; а ясочный крик был то же, что на Западе cri de guerre, и беспрестанно в первопрестольном граде этот крик сзывал приверженцев, родственников и клиентов дворянских, которые при малейшей ссоре высыпали на улицу, готовые на драку и на сражение до смерти или до синяков. — Правда! Но князь Пожарский был отдан под суд за взятки; старые пословицы полны свидетельств против судей прежнего времени; указы Михаила Федоровича и Алексея Михайловича повторяют ту же песнь о взятках и о новых мерах для ограждения подсудимых от начальства; пытка была в употреблении всеобщем, и слабый никогда не мог побороть сильного. — Довольство! При малейшем неурожае люди умирали с голода тысячами, бежали в Польшу, кабалили себя татарам, продавали всю жизнь свою и будущих потомков крымцам или своим братьям русским, которые едва ли были лучше крымцев и татар. — Власть дружная с народом! Не только в отдаленных краях, но в Рязани, в Калуге и в самой Москве бунты народные и стрелецкие были происшествием довольно обыкновенным, и власть царская частёхонько сокрушалась о препоны, противопоставленные ей какой-нибудь жалкой толпой стрельцов, или делала уступки какой-нибудь подлой дворянской крамоле. Несколько олигархов вертели делами и судьбой России и растягивали или обрезывали права сословий для своих личных выгод. — Церковь просвещенная и свободная! Но назначение патриарха всегда зависело от власти светской, как скоро только власть светская хотела вмешиваться в дела избрания; архиерей Псковский, уличенный в душегубстве и в утоплении нескольких десятков псковитян, заключается в монастырь; а епископ Смоленский метет двор патриарха и чистит его лошадей в наказание за то, что жил роскошно; Собор Стоглавый остается бессмертным памятником невежества, грубости и язычества, а указы против разбоя архиерейских слуг показывают нам нравственность духовенства в виде самом низком и отвратительном. Что же было в золотое старое время? Взгрустнется поневоле. Искать ли нам добра и счастья прежде Романовых? Тут встречают нас волчья голова Иоанна Грозного, нелепые смуты его молодости, безнравственное царствование Василия, ослепление внука Донского, потом иго монгольское, уделы, междоусобия, унижение, продажа России варварам и хаос грязи и крови. Ничего доброго, ничего благородного, ничего достойного уважения или подражания не было в России. Везде и всегда были безграмотность, неправосудие, разбой, крамолы, личности, угнетение, бедность, неустройство, непросвещение и разврат. Взгляд не останавливается ни на одной светлой минуте в жизни народной, ни на одной эпохе утешительной и, обращаясь к настоящему времени, радуется пышной картине, представляемой нашим отечеством». Потом следует перечисление всех светлых сторон Древней Руси.

Философия истории — наиболее разработанная часть философии Хомякова и всего мировоззрения славянофилов. Это объясняется исключительным интересом к проблеме истории как проблеме будущего России. Философия цельной жизни духа и должна была заинтересоваться проблемой смысла истории. В славянофильстве совершался акт национального самосознания, и уже потому судьбы истории, судьбы Востока и Запада должны были вызывать к себе исключительный интерес.

Заключение

Творцы искусства, которых сегодня относят к «серебряному веку», незримыми нитями связаны с обновленным мироощущением во имя свободы творчества. Единство искусства «серебряного века» — в сочетании старого и нового, уходящего и нарождающегося, во взаимовлиянии разных видов искусства друг на друга, в переплетении традиционного и новаторского.

Творчество Хомякова — воплощенная антитеза исходному тезису Чаадаева. Всем, включая образ жизни, он стремился доказать: Россия призвана дать урок другим народам, как нужно жить.

Литература:

Керимов В.И. Историософия А.С. Хомякова. М., 1989;

Лясковский В.Н. Алексей Степанович Хомяков, его жизнь и сочинения. М., 1897;

Сухов А.Д. Хомяков, философ славянофильства. М., 1993;

ХОМЯКОВ АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ

А.С.Хомяков. Конец 1850-х годов

Алексей Степанович Хомяков (1804–1860), русский религиозный философ, историк, экономист, разрабатывавший проекты освобождения крестьян, автор ряда технических изобретений, полиглот-лингвист, живописец, поэт и драматург, публицист, основатель славянофильства, член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1856)

Родился 1 мая 1804 г. в Москве. Предки его по обеим линиям принадлежали к родовитым семьям дворян-землевладельцев. Официально родословие Хомяковых восходит ко времени Василия III Ивановича, при котором Борис и Алексей, дети Хомяковых участвовали в Смоленском походе в качестве ловчих. Именно «ловитва» — охота – долгое время была основным занятием мужчин хомяковского рода.

Отец, отставной гвардии поручик Степан Александрович Хомяков (+ 1836), по описанию современников, отнюдь не придерживался почвеннического мировоззрения, но, напротив, был страстным англоманом и даже входил в число основателей знаменитого Английского Клуба в Москве. Однако другая страсть владела им куда сильнее – отец А.С. Хомякова был одержим карточной игрой и, в итоге, в своем же клубе, он проиграл почти все семейное состояние, больше миллиона рублей. После этого, как метко подмечает Сергей Хоружий в своей книге «Современные проблемы православного миросозерцания», «…в семействе произошла гендерная революция: мать философа, Мария Алексеевна Киреевская, дама сильного, властного, гордого характера, отстранила мужа от ведения дел и стала сама главою дома». Как отмечает в своей книге «Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев» Н.М. Зернов, Мария Алексеевна Хомякова (урожденная Киреевская, + 1858) «будучи воспитанной в консервативных традициях, сохранила подлинно русский дух и глубокую приверженность православному укладу жизни…». В семье Хомяковых неукоснительно соблюдались «обряды и традиции русского православия – постились, посещали церковь, читали творения св. отцов и житийную литературу, давали приют странникам». Мария Алексеевна во многом способствовала искреннему и последовательному воцерковлению сына, и, именно ей Хомяков, по собственным словам, был обязан «своим направлением и своей неуклонностью в этом направлении».

Имение А.С.Хомякова Липицы Сычевского уезда Смоленской губернии. Флигель господского дома

Семья жила зимой в Москве, летом – в имениях.

Е.М.Хомякова. Портрет работы неизвестного художника. 1830-е годы

В 1836 г. Хомяков женился на Екатерине Михайловне Языковой, сестре поэта Николая Михайловича Языкова. Брак был на редкость счастлив. Жена полностью разделяла убеждения Хомякова и поддерживала его во всех начинаниях. У них родились четыре сына и пять дочерей. Она скончалась в три дня от тифа, в возрасте 35-ти лет, в 1852 году.

Образование

А.С. Хомяков получил основательное домашнее образование. Особенное внимание обращено было на языки: французский, немецкий, английский и латинский. Последнему его учил французский эмигрант, аббат Boivin.

О фантастической способности А.С. Хомякова к языкам говорят многие исследователи. По расчетам одних, Хомяков владел более 20 иностранными языками, другие считали за 30. Он постоянно работал над собой и совершенствовал свои и без того огромные познания. Бесподобные знания позволили Алексею Степановичу доказать соответствие русского языка с санскритским, то есть с литературным языком древней и средневековой Индии.

В 1815 г. семья переехала в Санкт-Петербург. 11-летнему Хомякову Санкт-Петербург показался языческим городом. В Санкт-Петербурге Хомякова учил русской словесности драматический писатель Жандр, друг Грибоедова.

Образование Хомякова закончилось в Москве, где по зимам жили его родители после отъезда из Санкт-Петербурга (1817 — 1820).

В 1822 г. окончил физико-математическое отделение Московского университета и в 17 лет сдал экзамен на степень кандидата математических наук. В том же году начал печататься (перевод сочинения Тацита). Проявил большой интерес к литературному творчеству и к философии немецкого идеализма (он отрицательно относился к выводам Шеллинга и Гегеля, но пользовался ими как аргументами в спорах).

Военная служба. Декабристы

Когда в 1821 году началось восстание против турецкого ига в Греции, юный Хомяков, учившийся в Московском университете и получивший там степень кандидата математики, обзавелся фальшивым паспортом, накопил денег, купил нож и отправился на помощь угнетенным, однако был вскоре задержан и возвращен домой.

Так и не став ученым-математиком, молодой кандидат наук поступил на военную службу. С 1822 г. по 1825 г. он на военной службе: сначала в Астраханском кирасирском полку, в Херсонской губернии, а затем в лейб-гвардии Конном полку, в Санкт-Петербурге.

Вот что писал его командир:

«…образование его было поразительно превосходное. Какое возвышенное направление имела его поэзия. Он не увлекался направлением века к поэзии чувственной. У него все нравственно, духовно, возвышенно. Ездил верхом отлично, прыгал через препятствия в вышину человека. Обладал силою воли не как юноша, но как муж, искушенный опытом. Строго исполнял все посты по уставу Православной Церкви, в праздничные и воскресные дни посещал все богослужения. В то время уже было значительное число вольнодумцев, многие глумились над исполнением уставов Церкви, утверждая, что они установлены для черни. Но Хомяков внушил к себе такую любовь и уважение, что никто не позволил себе коснуться его верования. Впрочем, он был выше мелкого чувства ложного стыда, и жалкие насмешки не волновали бы его. Хомяков не позволял себе вне службы употреблять одежду из тонкого сукна, даже дома, и отвергал позволение носить жестяные кирасы вместо железных, полупудового веса, несмотря на малый рост и с виду слабое сложение. Относительно терпения и перенесения физической боли обладал он в высшей степени спартанскими качествами»

В это время Хомяков устанавливает знакомство с поэтами-декабристами, печатает в «Полярной звезде» (альманах Рылеева и Бестужева) стихотворение «Безсмертие вождя» (1824).

Один из современников вспоминал:

«Рылеев являлся в этом обществе оракулом. Его проповеди слушались с жадностью и доверием. Тема была одна — необходимость конституции и переворота посредством войска. Посреди этих людей нередко являлся молодой офицер, необыкновенно живого ума. Он никак не хотел согласиться с мнениями, господствовавшими в этом обществе, и постоянно твердил, что из всех революций самая беззаконная есть революция военная. Однажды, поздним осенним вечером, по этому предмету у него был жаркий спор с Рылеевым. Смысл слов молодого офицера был таков: «Вы хотите военной революции. Но что такое войско? Это собрание людей, которых народ вооружал на свой счет и которым он поручил защищать себя. Какая же тут будет правда, если эти люди, в противность своему назначению, станут распоряжаться народом по произволу и сделаются выше его?» Рассерженный Рылеев убежал с вечера домой. Князю Одоевскому этот противник революции надоедал, уверяя его, что он вовсе не либерал и только хочет заменить единодержавие тиранством вооруженного меньшинства. Человек этот — А.С. Хомяков».

В 1825 году Хомяков вышел в отставку и уехал за границу (Париж, Италия, Швейцария, Австрия).

В Париже он с увлечением занимался живописью, писал историческую драму «Ермак». Но к Парижу оставался холоден, Францию воспринимал как средоточие всех отрицательных сторон западноевропейской цивилизации. В одном из писем домой, относящихся ко времени его пребывания в Париже, Хомяков мимоходом упоминает, что он строго соблюдает правила Великого поста.

В 1828 году с началом Русско-турецкой войны вернулся в Россию на службу в Белорусский гусарский полк, служил адъютантом при генерале Мадатове и принимал участие в нескольких сражениях; был дважды ранен и за храбрость получил орден святой Анны с бантом и Владимирский крест. По заключении Адрианопольского мира вышел в отставку и занялся сельским хозяйством в своих имениях в Тульской, Рязанской и Смоленской губерниях.

Философские и общественно-политические взгляды

А.С.Хомяков. Портрет работы неизвестного художника. 1830-е годы

После русско-турецкой войны Хомяков постепенно все больше погружается в философские раздумья и научные занятия, в которых огромное место занимают вопросы соотношения и взаимодействия русской и европейской культур. Своеобразным толчком для кристаллизации его мыслей послужила публикация в 1836 году в журнале «Телескоп» первого философического письма П.Я. Чаадаева, резко критиковавшего историческое прошлое России и призывавшего к всецелому копированию европейского пути.

В течение 1830-х годов у мыслителя сложилась стройная система взглядов, которую несколько позднее критики назовут «славянофильством», термином, который сами ранние славянофилы использовали крайне редко. Итогом мировоззренческой эволюции Хомякова стало написание им статьи «О старом и новом», изначально не предназначавшейся для печати и прочитанной зимой 1838-1839 гг. на одной из «сред» И.В. Киреевского в Москве. Именно в этой работе Хомяковым были обозначены ключевые темы дальнейших дискуссий славянофилов и западников: «Что лучше, старая или новая Россия? Много ли поступило чуждых стихий в её теперешнюю организацию?.. Много ли она утратила своих коренных начал и таковы ли были эти начала, чтобы нам о них сожалеть и стараться их воскресить?»

В начале 1840-х годов славянофильская доктрина получает выработанный и стройный вид во время споров Хомякова с западниками (Герценом, Грановским и др.) в салонах Елагиной и Свербеевых. Обладая огромной эрудицией, особенно в сфере церковной истории и богословия, и необыкновенными диалектическими способностями, Хомяков был на голову выше западников и легко опровергал их схемы.

Взгляды Хомякова тесно связаны с его богословскими идеями и в первую очередь с экклезиологией. В истории подлинный идеал церковной жизни сохраняет, по убеждению Хомякова, только православие, гармонически сочетая единство и свободу и тем самым реализуя центральную идею Церкви – идею соборности. Напротив, в католицизме и протестантизме принцип соборности исторически нарушен. В первом случае – во имя единства, во втором во имя свободы. Но и в католицизме, и в протестантизме, как доказывал Хомяков, измена соборному началу привела только к торжеству рационализма, враждебного «духу Церкви».

В конце второй половины 1840-х годов он написал «Опыт катехизического изложения учения о Церкви»; этот труд был издан только после его смерти в «Православном Обозрении» 1864 г. К 1844–1855 гг. относится переписка Хомякова с англичанином Пальмером, вызванная желанием последнего оставить англиканскую Церковь. В эти годы Хомяков с особенной обстоятельностью рассматривает Православие в его отношениях к католичеству и протестантству в трех брошюрах, вышедших по-французски за границей в 1853, 1855 и 1858 гг. под общим заглавием: «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях». Во второй брошюре результатом нравственного братоубийства, выразившегося в разделении церквей, выставляется, между прочим, союз Запада с исламом против Православия.

Наиболее полно взгляды Хомякова на природу и роль Церкви раскрыты в знаменитой статье «Церковь одна» (впервые опубликована в Берлине в 1867 году, в России — в 1879 году). При построении всех философских положений Хомяков исходил из учения Святых Отцов Православной Церкви.

«Хомяков первый раскрыл основные черты русского православного сознания – в категориях, привычных европейской мысли того времени. Этот отставной ротмистр, воспитанный французским аббатом, изучавший математику в Москве и живопись в Париже, стал главным проводником славянофильской философии жизни и в то же время первым оригинальным богословом и истинным глашатаем Русской Церкви.»

Славянофильская историософия представлена в основном в «Семирамиде» Хомякова. Название произведению дал Н.В. Гоголь: заглянув однажды в рукопись Хомякова, он увидел там имя древней царицы и пошутил: «Алексей Степанович Семирамиду пишет». В этой незавершенной работе (опубликована уже после смерти автора) была сделана попытка целостного изложения всемирной истории, определения ее смысла.

У Хомякова было очень глубокое сознание не только особого пути России, но и всемирной задачи России. Эта всемирная задача, по мнению Хомякова, состояла в том, чтобы освободить человечество от того одностороннего и ложного развития, какое получила история под влиянием Запада. «Западная Европа, — отмечал Хомяков, — развивалась не под влиянием христианства, а под влиянием латинства, т. е. христианства односторонне понятого».

А.С. Хомяков, безусловно, считал православную монархию единственно приемлемой для России формой государственного устройства, хотя при этом выступал за созыв Земского собора, связывая с ним надежду на разрешение противоречия между «властью» и «землей», возникшее в России в результате западнических реформ Петра I. Как и другие славянофилы, Хомяков был убежденным противником крепостного права, обосновывая эту позицию Евангельским учением, что отразилось в 1854 г. в его стихотворении «России» с обличительными строчками: «В судах черна неправдой черной / И игом рабства клеймена…».

В 1858 г. на дворянском съезде в Туле он поддержал вместе с И.С. Тургеневым, Л.Н. Толстым и другими, предложение прогрессивной группы тульских дворян о необходимости освобождения крестьян с наделом земли за выкуп.

С 1856 по 1860 годы славянофилами издается журнал «Русская беседа» (издатель-редактор А.И. Кошелев, соредакторы — Т.И. Филиппов, затем П.И. Бартенев). «Русская беседа» выступала за сохранение крестьянской общины после реформы, освобождение крестьян с землей за выкуп, за отмену смертной казни; пыталась связать проповедь религии в народе с распространением всеобщей грамотности.

Титульный лист первого номера журнала «Русская беседа» (1856–1860), созданного по инициативе А.С.Хомякова

Интересны мысли А.С. Хомякова о необходимости разностороннего, гармонического, университетского образования юношества, изложенные в его статье «Об общественном воспитании в России» (1850г.). «Строй ума ребенка, которого первые слова были: Бог, тятя, мама – будет не таков, как у ребенка, которого первые слова были: деньги, наряд или выгода».

Только с 1879 года, по ходатайству графа Д.Толстого и при содействии великого князя Константина Николаевича, богословские сочинения Хомякова разрешили печатать в России. Положительный отзыв Св. Синоду о Хомякове дал харьковский архиепископ Нектарий. Первое русское издание трактата «Опыт катехизического изложения учения о Церкви» (М., 1880) сопровождалось следующим примечанием: «…неопределенность и неточность встречающихся в нем некоторых выражений произошли от неполучения автором специально-богословского образования». Примечание сохранялось во всех последующих изданиях, включая последнее одиннадцатое (М., 1918). Однако имеются свидетельства, что трактат одобрен был святителем Филаретом, митрополитом Московским.

Поэтический дар

Высокую оценку поэтического (именно лирического) дара Хомякова дали: Пушкин, Гоголь, Тютчев,Л. Толстой и Достоевский, не говоря уже об оценках близких друзей: Шевырева, Погодина, Аксаковых, Киреевских, Языкова, Самарина и др. Пушкин, здраво, трезво и справедливо-объективно указав на отсутствие у Хомякова драматического элемента в его трагедиях (представляющих собой чистую лирику), назвал стихи трагедии «Ермак» «очаровательной прелестью поэзии». Хомяков как «поэт славянофильства» во 2-й пол. XIX — н. XX в. был чрезвычайно популярен в славянских странах, уступая место по силе своего влияния только Пушкину и Лермонтову. В 1854 г. он написал замечательное стихотворение «России», вызвавшее бурю гнева в правительственных кругах, в дворянском обществе, в среде консервативных либералов. Помимо стихов патриотического, гражданского звучания, у Хомякова немало стихотворений о природе, любви и других человеческих чувствах. В своих прекрасных стихотворениях Хомяков нередко высказывал и глубоко религиозные чувства.

Кончина

Алексей Степанович, занимаясь лечением крестьян во время холерной эпидемии, заболел и умер 23 сентября 1860 года. За несколько секунд до кончины он твердо и сознательно осенил себя крестным знамением. Был похоронен в Даниловом монастыре, под одним памятником со своей женою, им самим же поставленным, со словами псалма: «Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит» . К этим словам после его кончины было дописано: «Блажени алчущии и жаждущии правды». После закрытия монастыря его останки были перенесены на Новодевичье кладбище.

Интересные факты

  • Однажды, в детстве, читая по-латыни средневековую папскую буллу, Хомяков обнаружил грамматическую ошибку и в разговоре с воспитателем подверг сомнению доктрину о папской непогрешимости; иначе каким образом в официальный документ могла вкрасться ошибка? Мальчику было строго выговорено за столь непочтительное отношение к религиозным убеждениям своего учителя. В этом эпизоде уже проявились некоторые черты будущего идеолога славянофильства: способности к языкам, интерес к истории и любовь к дискуссиям
  • Биографы А.С.Хомякова описывают, например, такой удивительный факт из его жизни. Один преступник, совершивший немало злодеяний, а впоследствии раскаявшийся и воцерковившийся, рассказал о том, что его подтолкнуло к этому шагу. Однажды он задумал ограбить барскую усадьбу в Тульской губернии. Несколько дней он прятался в лесу и следил за распорядком жизни обитателей усадьбы. В конце концов наметил ночь, в которую намеревался совершить свое преступление. Как он сам говорил впоследствии, он не остановился бы перед «душегубством» (убийством), если бы кто-то попытался помешать ему совершить намеченное. Ближе к ночи преступник подобрался к дому и спрятался в саду среди деревьев. Он ждал, пока обитатели дома улягутся спать. Постепенно одно за одним гасли окна большого дома. Только в одном из них продолжал гореть неяркий свет. Разбойник подкрался к дому и заглянул в окно: в комнате горела свеча, и средних лет бородатый мужчина, стоя на коленях, молился перед иконами. «Подожду еще», — решил разбойник и ушел в сад. Но бесплодным было его ожидание. Всю ночь в окне горел свет, и молитва мужчины спасла обитателей дома от грабежа, а может быть, и от более тяжкого преступления. Летняя ночь коротка. На рассвете разбойник ушел из сада и образ человека, всю ночь возносившего молитвы к Богу, неотступно стоял перед его глазами. Впоследствии, по описанию места, где находилась барская усадьба и внешности человека, всю молившегося перед иконами, было с абсолютной точностью установлено: человеком этим был Алексей Степанович Хомяков.
  • Н.В. Гоголь был очень близок к семье Хомяковых и даже был крестным отцом их сына.
  • Будучи Председателем Общества Любителей Российской Словесности (избран в 1850-х годах) Хомяков принимал в члены общества Льва Толстого.
  • А.С. Хомяков изобрёл дальнобойное ружье и новую паровую машину, получившую патент в Англии, занимался винокурением, сахароварением и гомеопатическим лечением, успешными поисками полезных ископаемых в Тульской губернии, проектами улучшения благосостояния жителей Алеутских островов и созданием хитроумных артиллерийских снарядов в период Крымской войны.

  • Единственный дошедший до нас беллетристический текст, принадлежащий перу А.С. Хомякова, — переложение повести Диккенса «Рождественская песнь в прозе» («A Christmas carol in prose»), под названием «Светлое Воскресенье» . Действие повести перенесено в Россию с ее характерными приметами, праздник Рождества заменен православным праздником Пасхи — Светлого Христова Воскресенья. Книга увидела свет в 1844 году, получила известность и надолго стала книгой для детского чтения.

Мемуарист Д.Н. Свербеев о А.С. Хомякове:

Поэт, механик и филолог, Врач, живописец и теолог, Общины русской публицист Ты мудр, как змий, как голубь чист.

Сочинения

Философские и богословские произведения

  • Несколько слов о «Философическом письме» (1836)
  • Церковь одна (1838)
  • О старом и новом (1839)
  • Опыт катехизического изложения учения о Церкви (1840-е)
  • Мнение иностранцев об России (1845)
  • Мнение русских об иностранцах (1846)
  • О возможности русской художественной школы (1847)
  • По поводу статьи И. В. Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» (1852)
  • Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях (1853)
  • Об общественном воспитании в России (около 1858)
  • О современных явлениях в области философии (1859)
  • К Сербам. Послание из Москвы (1860)
  • Семирамида (незавершенная работа)

Трагедии

  • Ермак (1826)
  • Дмитрий Самозванец (1832)
  • Прокофий Ляпунов (1834)

Стихотворения

В 1900 году издательством «Университетская типография» опубликовано полное собрание сочинений А.С. Хомякова в 8 томах.

Литература

Использованные материалы

Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. С. 29.

Зернов Н.М.Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. -СПб,2010, с.134-135

Церковь одна: Хомяков и Гоголь.

Зернов Н.М.Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. -СПб,2010, с.117

Алексей Степанович Хомяков

Алексей Хомяков родился в Москве, на Ордынке, в старинной дворянской семье Хомяковых; отец — Степан Александрович Хомяков, мать — Марья Алексеевна, урождённая Киреевская. Получил домашнее образование. В 1821 году сдал экзамен на степень кандидата математических наук при Московском университете. Ко времени учения в Москве относятся первые стихотворные опыты Хомякова и перевод «Германии Тацита», напечатанный в «Трудах Общества Любителей Российской Словесности». В 1822 году Хомяков определился на военную службу сначала в Астраханский кирасирский полк, через год перевёлся в Петербург в конную гвардию. В 1825 году временно оставил службу и уехал за границу; занимался живописью в Париже, написал историческую драму «Ермак», поставленную на сцене только в 1829 году, а напечатанную лишь в 1832 году. В 1828—1829 годах Хомяков участвовал в русско-турецкой войне, после окончания которой в чине штаб-ротмистра вышел в отставку и уехал в своё имение, решив заняться хозяйством. Сотрудничал с различными журналами.

В 1836 году, 5 июля, он обвенчался с сестрой поэта Языкова, Екатериной Михайловной.

В статье «О старом и новом» (1839) им были выдвинуты основные теоретические положения славянофильства. В 1838 году он приступил к работе над своим основным историко-философским сочинением «Записки по всемирной истории».

В 1847 году Хомяков посетил Германию. С 1850 года особое внимание стал уделять религиозным вопросам, истории русского православия. Для Хомякова социализм и капитализм были в равной степени негативными отпрысками западного декадентства. Запад не смог решить духовные проблемы человечества, он увлекся конкуренцией и пренебрёг кооперацией. По его словам: «Рим сохранил единство ценой свободы, а протестанты обрели свободу ценой единства». Считал монархию единственно приемлемой для России формой государственного устройства, выступал за созыв «Земского собора», связывая с ним надежду на разрешение противоречия между «властью» и «землёй», возникшее в России в результате реформ Петра I.

Занимаясь лечением крестьян во время холерной эпидемии, заболел. Скончался 23 сентября (5 октября) 1860 года в селе Спешнево-Ивановском Рязанской губернии (ныне в Липецкой области). Похоронен в Даниловом монастыре рядом с Языковым и Гоголем. В советское время прах всех троих был перезахоронен на новом Новодевичьем кладбище.

Ю. Самарин писал о нём:
«Раз я жил у него в Ивановском. К нему съехалось несколько человек гостей, так что все комнаты были заняты и он перенес мою постель к себе. После ужина, после долгих разговоров, оживленных его неистощимою веселостью, мы улеглись, погасили свечи, и я заснул. Далеко за полночь я проснулся от какого-то говора в комнате. Утренняя заря едва-едва освещала ее. Не шевелясь и не подавая голоса, я начал всматриваться и вслушиваться. Он стоял на коленях перед походной своей иконой, руки были сложены крестом на подушке стула, голова покоилась на руках. До слуха моего доходили сдержанные рыдания. Это продолжалось до утра. Разумеется, я притворился спящим. На другой день он вышел к нам веселый, бодрый, с обычным добродушным своим смехом. От человека, всюду его сопровождавшего, я слышал, что это повторялось почти каждую ночь…»

Со времён Древней Руси философские запросы русского человека разрешались в рамках религиозного сознания. Такое положение существовало, пока постепенный распад традиционного мировоззрения не привёл к перелому в церковном сознании, произошедшему в ХVIII веке. В результате к началу XIX века русская философия стала вполне светской, черпая идеи из просветительской литературы Европы. Славянофилы же пытались реализовать традиционную идею православной культуры через философскую систему, а затем и через практическую деятельность.

Символично, что первые попытки осмысления славянофильства появились в 1804 году, в котором родился один из основателей славянофильства А. С. Хомяков. В то время шло сербское восстание против турецких поработителей. В Санкт-Петербург пришло официальное послание митрополита австрийских сербов Стратимировича, в котором иерарх указывал на сходство языка, образа жизни сербов и русских и призывал «добрых славяно-русских родичей» к политическому содружеству. В том же, 1804 году в письме И. Дмитриева к Д. Языкову впервые появился термин «славянофил».

Алексей Степанович Хомяков прожил недолгую жизнь. Он родился в Москве, на Ордынке, 1 (13) мая 1804 года. Происходил Хомяков из старинной русской дворянской семьи, в которой свято сохранялись и дедовские грамоты, и родовые рассказы «лет за двести в глубь старины». О пращурах, которые ещё с XV столетия верой и правдой служили Василию III и иным московским государям ловчими и стряпчими.

Отец Алексея Степановича, Степан Александрович Хомяков, был человеком европейски образованным, способным и ярым англоманом, одним из основателей московского Английского клуба. С. А. Хомяков был человеком незаурядным, но игроком и мотом, проигравшим более миллиона, после чего был отстранён женой от дел и воспитания детей.

Мать А. С. Хомякова, Мария Алексеевна, происходила из рода Киреевских. Она отличалась глубокой религиозностью, твёрдой верой и духовной цельностью, получила в Москве известность радетельницы патриархальных и православных устоев и, по признанию сына, сыграла важную роль в его нравственном становлении. С юности и всю дальнейшую жизнь Хомяков строго соблюдал все посты, посещал в воскресные и праздничные дни все богослужения.

Когда в 1815 году семья временно поселилась в Санкт-Петербурге, Хомякову и его брату показалось, что их привезли в языческий город, и они твёрдо решили скорее претерпеть мучения, но чужой вере не подчиниться.

В годы учёбы в Московском университете (1818–1820) Алексей сблизился с молодыми людьми, составившими позже кружок «любомудров». Хомякова привлекали их идеи о народе как субъекте исторического развития, о своеобразии каждого народа, о необходимости борьбы с подражательством, о создании собственной культуры, о народности литературы и искусства вообще.

Юноша пылкий и независимый, Хомяков с молодости стремился служить Отечеству. Весной 1822 года он был зачислен на службу в Астраханский кирасирский полк, затем в октябре этого же года перевёлся в Санкт-Петербург, в лейб-гвардии Конный полк. Однако успешно начав офицерскую карьеру, вскоре вышел в отставку.

Любопытны воспоминания его командира, генерала Д. Е. Остен-Сакена: «В то время было уже значительное число вольнодумцев, деистов, и многие глумились над исполнением уставов Церкви, утверждая, что они установлены для черни. Но Хомяков внушал к себе такую любовь и уважение, что никто не позволял себе коснуться его верования». Легко ли было убеждённому христианину среди деистов, даже уважавших его лично?

Служба в кавалерии продолжалась с 1821 по 1825 год. Выйдя в отставку, Алексей Степанович предпринял заграничную поездку, посетив и Восточную Европу. Впоследствии вспоминал, что, проезжая по землям славянских народов, ощутил единство славянского мира. За границей Хомяков узнал о восстании 14 декабря, которое оценил как результат легкомыслия молодёжи. Вернувшись в 1826 году в Москву, он с головой ушёл в литературную жизнь.

В 1828–1829 годах Хомяков был на службе в армии, в звании штаб-ротмистра Белорусского гусарского полка участвовал в Балканской войне с турками, получил ранение, удостоился наград. Кстати, первая попытка с оружием в руках отстаивать свои взгляды была им предпринята ещё в 1821 году, когда он тайком отправился воевать на стороне греков против турок. В тот раз семнадцатилетнего Алексея с фальшивым паспортом задержали на одной из московских застав.

Переломным в творчестве Хомякова следует считать 1836 год, когда в журнале «Телескоп» появилось «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева. Это письмо стало скандалом. Радикальная часть молодёжи была воодушевлена силой обличений, консервативные круги негодовали, даже либералы были шокированы. Известна отповедь, которую дал своему другу Пушкин. Хомяков готовил к печати «громовое опровержение». Однако, узнав о мерах, принятых правительством против «Телескопа» и самого Чаадаева, отказался от публикации, говоря, что «и без него уже Чаадаеву достаточно учтиво ответили».

Около 1839 года Хомяков опубликовал в одном из московских салонов статью «О старом и новом». В ней содержались основные постулаты будущего славянофильства: о том, что наше давнее прошлое разрушено и разрушается; что этот процесс резко усилился во времена Петра I; что без восстановления «национальной памяти» невозможна цивилизованная жизнь народа и, соответственно, его будущее.

Зачастую славянофилам приписывают близость к идеологии официальной народности, символом которой является знаменитая триада: «православие, самодержавие, народность». Однако эта идеология всё более эволюционировала в сторону власти бюрократов с их культом параграфа, ранжира, с их умением в корыстных целях разворачивать «закон, что дышло». Славянофилы же ненавидели любой формализм, обращались к душе и интеллекту каждого человека, призывали к взаимной любви, совместной работе на благо страны.

Единомышленники и оппоненты Алексея Степановича сходились в том, что он – «тип энциклопедиста». Его страстная, темпераментная натура не давала ему возможности обстоятельно и системно изложить философские взгляды, но они щедро были рассыпаны на страницах его произведений.

Изредка появлявшиеся в журналах и сборниках статьи Хомякова поражали читающую публику глубиной эрудиции и обескураживали необыкновенной пестротой и кажущейся «необязательностью» шутливым тоном сообщаемых сведений, за которым не разберёшь, где автор говорил всерьёз, а где издевался.

Алексей Степанович был социологом и правоведом, сумевшим в самое глухое время николаевской России опубликовать в открытой печати острейшие политические статьи, отразившие идеи русского славянофильства. Ещё в 1840-е годы он разрабатывал практические планы уничтожения крепостничества и позже активно влиял на подготовку «великой реформы» освобождения крестьян.

Хомяков был талантливым инженером-изобретателем, получившим в Англии патенты за принципиально новые конструкции паровой машины, создавшим во время Крымской кампании дальнобойное ружьё. Он был медиком, много сделавшим в области практической гомеопатии и лечения холеры, помещиком-практиком, разрабатывавшим новые способы севооборота, винокурения, сахароварения. Алексей Степанович был поэтом, автором лирических стихов и стихотворных драм, входивших в хрестоматии и ставившихся в театре. Он был автором неоконченного труда по всемирной истории «Исследования истины исторических идей», который современники, с легкой руки Гоголя, прозвали «Семирамидой». Он был первым светским богословом на Руси, идейным предшественником В. С. Соловьёва, прославился знаменитыми французскими брошюрами, выходившими под названием «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях». Личность Хомякова важна для верного понимания русской истории, для постижения русской культуры.

В сентябре 1860 года в селе Ивановском Даниловского уезда Рязанской губернии разразилась холера. Оказывая помощь своим крестьянам, заразился и Хомяков. Это ещё один символ, которыми была наполнена жизнь Алексея Степановича, – смертельную болезнь он принял, спасая других, действительно положил «живот свой за други своя». Умирал он мучительно, но мирно, в сознании, и за мгновение до смерти успел осенить себя крестным знамением. Похоронен был в Москве, на кладбище Даниловского монастыря, рядом с могилой жены. На их надгробном памятнике выбита строка из Нагорной проповеди: «Блаженны алчущие и жаждущие правды».

Литература и источники

1. Егоров Б. Ф. Алексей Степанович Хомяков. Избранное. Тула, 2004.

2. Кошелев В. А. Алексей Степанович Хомяков. Жизнеописание в документах, в рассуждениях и разысканиях. М., 2000.

3. Кошелев В. А. Этические и литературные воззрения русских славянофилов (1840 –1850-е годы). Л., 1984.

4. Кулешов В. И. Славянофилы и русская литература. М., 1976.

5. Пирожков Т. Ф. Славянофильская журналистика. М., 1997.

6. Цимбаев Н. И. Славянофильство. М., 1986. Свято-Данилов монастырь.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *