Имя Антуана де Сент-Экзюпери стало известно благодаря очень взрослой сказке «Маленький принц», покорившей воображение детей, а взрослых заставившей о многом задуматься. Это самое известное и единственное произведение писателя для детей. Другие его романы были всецело посвящены авиации, небу, полетам. Этому же была посвящена его жизнь с самого первого подъема в воздух на самолете в возрасте 12 лет. К сожалению, авиация – причина смерти Экзюпери. Он потерпел не одно крушение за свою жизнь, но его полет в июле 1944 оказался последним. Разбитый самолет писателя затонул в Средиземном море.

Дата и причины смерти

Рисунок 1. Экзюпери перед полетом

Долгое время Экзюпери считался пропавшим без вести. Он не вернулся из своего последнего полета, стартовавшего 31 июля 1944 года с корсиканского аэропорта Борго. Миссия пилота была разведывательная. Его командиры и товарищи по службе долго не могли смириться с фактом исчезновения писателя – ведь именно этот девятый полет должен был стать последним.

На этом настаивали все друзья Экзюпери: пора оставить лётную карьеру и посвятить себя творчеству. К 44 годам к писателю уже пришло мировое признание, у него были действующие контракты с издательствами, он был обладателем литературных премий. Но Вторая мировая война, тяжелое положение родной Франции не могли оставить Экзюпери равнодушными, он рвался на фронт.

Поиск обломков самолета

Рисунок 2. Самолет боевой части Экзюпери во время разведывательной операции

Что случилось нечто страшное, стало понятно, когда в назначенное время пилотируемый Экзюпери самолет не вернулся на аэродром. Коллеги и командование тешили себя надеждами, что причиной задержки могла стать авария, поломка или, в худшем случае, плен. Вплоть до 1948 года писатель считался пропавшим без вести. Несмотря на то, что никаких подтверждений гибели Экзюпери найдено не было, в апреле 1948 года его объявляли погибшим.

Обстоятельства гибели писателя на протяжении долгих лет оставались для всех загадкой. Наиболее часто высказывавшееся предположение указывало на возможную аварию в районе Альп. Ситуация прояснилась лишь в 1998 году, когда некий марсельский рыбак привез с уловом необычную находку – именной браслет. На серебряном украшении были выгравированы три важных детали, не оставивших сомнений относительно владельца браслета:

  • имена «Antoine», «Consuelo»;
  • а также адрес издательства, выпускавшего сочинения Экзюпери.

В течение нескольких лет после обнаружения ключевой находки, указанный район Средиземного моря неоднократно обследовался. Действительно, на дне были обнаружены обломки самолета. Лишь в 2003 году их, наконец, подняли на поверхность и тщательно обследовали. Ситуацию поисков и извлечения деталей воздушного судна осложняло то, что разбросаны они были по дну на протяжении целого километра в длину и почти полкилометра в ширину. В результате тщательных исследований удалось восстановить серийный номер самолета, который окончательно подтвердил – это действительно был пилотируемый в 1944 году Экзюпери самолет. Примечательно, что следов обстрела на обломках кабины и других частей не было обнаружено.

Восстановление деталей гибели Экзюпери

Рисунок 3. Браслет писателя, находящийся сегодня в музее

Именно отсутствие явных повреждений от атаки другого самолета позволило рассматривать версию крушения в результате неисправности самолета или поломки как основную.

Позже в 2008 году в прессе неоднократно появлялась информация о том, что некий ветеран фашистской армии сбил самолет Экзюпери. Это был немецкий пилот Хорст Рипперт, по иронии судьбы являвшийся большим поклонником творчества Антуана де Сент-Экзюпери. В момент атаки немец не мог видеть пилота вражеского самолета. Он сбил противника и наблюдал как тот на огромной скорости почти вертикально опрокинулся в воду, непосредственно перед погружением взорвавшись. Этой версией нельзя руководствоваться как абсолютно достоверной, т.к. она имеет ряд несостыковок. В архиве германских военно-воздушных сил эта победа не значится.

Детство писателя

Рисунок 4. Писатель в молодости

Будущий всемирно-известный писатель родился в 1900 году 29 июня. Он стал третьим ребенком в семье. Позже у маленького Тонио, именно так ласково звали его родители, появились младший брат и сестренка. Семья была среднего достатка, но происходила из древнего дворянского рода. Жили Сент-Экзюпери в Лионе. Когда Антуану миновало 4 года, не стало его отца – виконта Жана-Марка. Эта смерть стала внезапной и заставила семью сменить место жительства. На какое-то время приют многодетной матери дали её родственники. В 1909 году Мари с детьми переехали в город Ле-Ман. Там Антуан с братом Француа учились в колледже.

Самым ярким впечатлением детства писателя стал первый полет на самолете. Его прокатил знаменитый в то время летчик Габриель Роблевски. Должно быть, пилот, решивший ради забавы поднять мальца в воздух на своем аэроплане, даже не подозревал, что тем самым определил дальнейшую судьбу маленького Антуана.

Пилот, журналист, писатель

Рисунок 5. Экзюпери возле своего самолета

Таким образом, две главные страсти Экзюпери с самого детства были авиация и литература. Любовь ко второй привила ему мать, так заботившаяся о том, чтобы все её дети получили блестящее образование. Антуан учился в престижном швейцарском пансионе, затем в Парижской школе изящных искусств. Но сам он стремился стать летчиком.

Попытка стать студентом военного училища стала для него неудачной. Но вскоре юношу призвали в армию, где он записался в авиационный полк. Там Антуан за короткое время освоил необходимые навыки и сдал экзамен, получив звание гражданского, а позже военного летчика.

С октября 1922 года он служил в авиационном полку под Парижем. Но всего через несколько месяцев активных полетов произошла первая авиакатастрофа, в которой Экзюпери получил серьезное ранение головы. Однако именно эта вынужденная передышка заставила будущего автора «Маленького принца» заняться литературой.

Свой первый роман «Южный почтовый» он написал в 1926 году, будучи пилотом почтового рейса компании «Аэропосталь» на маршруте из Франции в Африку. К слову, в указанной авиакомпании Экзюпери сделал неплохую карьеру. Он начал работать обычным пилотом, затем возглавлял работу промежуточной почтовой станции в северной Африке, а с 1929 года являлся техническим директором Южно-Американского филиала.

С 1935 года Экзюпери работал корреспондентом французской газеты «Пари-Суар». В этом качестве он побывал в СССР. Визит в страну Советов вдохновил его на написание нескольких очерков, посвященных диктатуре советской власти. Позже в качестве корреспондента уже другого издания он побывал в Испании, где освящал проблемы гражданской войны.

Военный летчик

Рисунок 6. За штурвалом

После банкротства «Аэропосталь» Антуан де Сент-Экзюпери становится летчиком-испытателем. Это именно то, чего ему всегда хотелось – полеты, риск и приключения.

Надо сказать, что эта деятельность не раз угрожала его жизни. В 1932 году он испытывал новый гидроплан и едва не погиб при падении в воду. В следующий раз писатель встретился со смертью лицом к лицу в Ливийской пустыне, где потерпел аварию на собственном самолете при попытке установить рекорд времени перелета из Парижа в Сайгон. И вновь обошлось: пилота и его механика спасли обнаружившие их местные жители.

С сентября 1939 года Сент-Экзюпери – военный пилот боевой авиационной части французский войск. Он выполнял задания дальней разведки. После поражения Франции в 1941 он отбывает в США. Но оставаться в стороне от происходящего на родине долго не может.

В 1943 он становится участником патриотического движения «Свободная Франция» и с большим трудом всё-таки добивается возможности участия в боях. Абсолютно всё его окружение препятствовало возвращению немолодого уже писателя к военной карьере. Даже непосредственное командование со скрипом давало разрешение на каждый следующий полет. Все отчетливо понимали: профессиональные летчики – ресурс восполняемый, в отличие от талантливых писателей.

Вам может быть интересно: Причина смерти Михаила Булгакова

Личная жизнь

Рисунок 7. Свадьба писателя

Антуан де Сент-Экзюпери был женат на Консуэло Сунсин, писательнице из Сальвадора. Они познакомились во время командировки писателя в Южную Америку в Буэнос-Айресе. Бракосочетание датировано апрелем 1930 года. Несмотря на частые разлуки и необходимость зачастую жить вдали друг от друга, это был удачный брак. Супругов роднила общность интересов.

Достижения в литературе

Рисунок 8. Сказка с рисунками автора

Как писатель признается в своём знаменитейшем произведении, талант действительно начал проявляться в нем очень рано. Пробы пера Антуан начал лет в 12. В юношестве его рассказы печатались в литературных журналах. Настоящая популярность пришла после выхода в свет второго его крупного романа «Ночной полет» в 1931 году. Произведение получило не только признание среди читателей, но и принесло автору премию в области литературы «Фемина».

В 1938 – новый роман «Планета людей» и вновь признание. Строго говоря, это произведение стало сборником очерков, собранных за бурную карьеру автора, большую географию его путешествий не только как пилота, но и как корреспондента. В других вариантах перевода «Земля людей» или «Ветер, песок и камни» стало для читателей по всему миру настоящим откровением. Экзюпери получил «Большую премию Французской академии», а также «Национальную книжную премию США» за эту работу.

Парадоксально, но в крайне непростой для себя период, когда Антуан де Сент-Экзюпери страдал депрессиями и переживал оккупацию Франции, именно литература помогала ему находить в себе силы. За 1942 и 43 года он написал два военных романа «Военный летчик» и «Письмо заложнику», а также сказку «Маленький принц», опубликованную одновременно на английском и французском языках. Сегодня эта знаменитая аллегорическая повесть переведена более чем на 300 языков.

Отрывок из книги «Маленький принц»

20 марта, 2020

Однажды лётчик, самолёт которого потерпел крушение в пустыне, встретил там необычного мальчика. Так начинается история про Маленького принца с далёкой планеты.

***

Однажды мой самолёт сломался.
Пришлось приземляться прямо в пустыне Сахара.
Починить самолёт требовалось срочно — воды у меня с собой было маловато, всего на несколько дней.

Первую ночь в пустыне я спал прямо на песке.
На рассвете меня разбудил голос:
— Ты не нарисуешь мне барашка? Пожалуйста!
Я вскочил на ноги и увидел удивительного мальчишку.
Он вовсе не выглядел потерявшимся.
— Ну, пожалуйста! Нарисуй!
Я попытался объяснить, что не рисовал никогда в жизни.
— Это не важно. Рисуй и всё!
Я попробовал. Потом ещё раз и ещё. Мальчугану рисунки не нравились.
Тогда я изобразил деревянный ящик.
— Он там, — пояснил я. — Твой барашек сидит внутри.
К моему удивлению лицо мальчика озарилось радостью:
— Да-да! Это именно то, чего я хотел!

Так в моей жизни появился Маленький Принц.
Увидев мой самолёт, он сразу посерьёзнел.
Я объяснил, что на этой штуке летают, а сейчас она сломалась.
— Так ты тоже с неба? — спросил он меня. — И какая у тебя планета?
— Значит, ты сам прилетел с другой планеты?! — воскликнул я, поражённый.
— Это очень маленькая планета, — отвечал он. — Не больше обычного дома.
И потом спросил: «Правда, что барашки объедают кусты?»
— Да, это так.
— Вот здорово! А, может быть, они и баобабы едят?
— Пожалуй, нет.
— Тогда плохо! В почве моей планеты много семян баобабов, и я боюсь, когда деревья вырастут, их корни разорвут её!
На пятый день починки самолёта я понял, что один болт ну никак не откручивается. Настроение моё было хуже некуда.
А Маленький Принц вдруг спросил:
— Если барашек ест кусты, он, наверно, и цветы может съесть?
— Баран ест всё, что попадается ему на глаза!
— А если у цветов есть шипы, он съест их тоже?
— Ну, конечно.

— Тогда какая польза от шипов?
— Никакой. Цветы выпускают их, когда злятся.
— Нет, неправда! Цветы просто слабые!
Я знаю один цветок…такой есть только на моей планете…
Что, если барашек, которого ты нарисовал, съест его?
И Маленький Принц горько заплакал.
Я обнял его. Я старался его утешить:
— Не бойся за свой любимый цветок!
У твоего барашка будет намордник! Я нарисую!

Отрывок из книги «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери

Антуан де Сент-Экзюпери (Antoine de Saint-Exupéry)

Антуан де Сент-Экзюпери – писатель, мыслитель, поэт, летчик.

Антуан Мари Роже де Сент-Экзюпери родился 29 июня 1900 года в Лионе и был третьим ребенком графа Жана де Сент-Экзюпери и Марии де Фонсколомб. Мать Антуана из старинной провансальской семьи. Еще древнее род Сент-Экзюпери — это имя носил один из рыцарей святого Грааля. В 1904 году после смерти мужа госпожа де Сент-Экзюпери с пятью детьми: Мари-Мадлен семи лет, Симоной — шести, Антуаном — четырех, Франсуа — двух и Габриэль, которой не исполнилось еще и года, перебирается из Лиона сначала к своей матери в замок Ла Молль подле Коголена в Массиве Мор, а затем в замок Сен-Морис де Реманс, принадлежащем ее тетке госпоже де Трико. Здесь маленький Антуан провел детство, необычайно счастливую пору своей жизни. Маленький Антуан, порывистый, импульсивный, страстно привязан к матери. Именно от нее Тонио унаследовал дар воображения, поэтические и художественные способности, музыкальный слух — он хорошо играл на скрипке. Очень рано в Антуане проснулся вкус к изобретательству. Однажды он сконструировал «велосипедолет», приделав к велосипеду экран из ивовых прутьев и старой простыни. Попытка подняться в воздух, конечно, не удалась, но это событие уже предвещает большие приключения с самолетами.

В 1909 года Антуан с братом Франсуа поступает учиться в иезуитский коллеж Сен-Круа в Ле Мансе. Коллеж не оставил заметного отпечатка в жизни Тонио. У него даже не появилось новых друзей, он общается только с братом. Товарищи быстро дают Антуану прозвище «Лунатик» за его задумчивый вид и привычку смотреть в небо. Однако дразнить Антуана опасно: он приходит в ярость, и обидчикам достается по заслугам.

В архиве коллежа сохранилось первое серьезное сочинение Антуана в прозе — школьная работа на довольно забавную тему: приключения цилиндра. Сама тема была сказочной, и Антуан, чувствовавший себя тем более свободно, чем фантастичнее был предложенный сюжет, написал изящную сказочку. Цилиндр в ней рассказывал о себе сам: как его сделали на фабрике и как он после путешествовал, побывав и у достопочтенного господина, и у кучера, и у старьевщика и даже у ужасного короля Нигера – Бам-Бума.

Когда Антуану исполнилось двенадцать, ему довелось впервые полетать на самолете. Так Антуан получил «воздушное крещение». Летчика, который его «прокатил», звали Жюль Ведрин. До Первой мировой войны он был едва ли не самым известным авиатором мира. Но «воздушное крещение» не произвело на Антуана сильного впечатления, такого, какое подчас определяет дальнейшую судьбу человека. Тонио сочинил стихи по поводу этого события, да и забыл его ради новых забав.

Началась Первая мировая война. Госпожа де Сент-Экзюпери, будучи дипломированной сестрой милосердия, отправляется в военный лазарет, а мальчиков отправляют в коллеж Монгре в Вильфранш-на-Соне на полный пансион, и тут только выясняется, насколько дети не приспособлены к жизни в закрытом учебном заведении: мальчики привыкли к дому, слугам, к довольству, и их пугает скромный образ жизни. И тогда мать отправляет их в нейтральную Швейцарию, во Фрибур, где устраивает их в маристский коллеж «Вилла-Сен-Жан». Здесь детям хорошо: отсутствует строгая дисциплина, хотя конечно есть правила и распорядок, в распоряжении воспитанников теннисные корты, зал для фехтования, плавательный бассейн, они могут кататься на лыжах по заснеженным горам… У некоторых учеников — в их числе у Антуана — имеются отдельные комнаты.

1917 год останется в памяти Антуана омраченным печальным событием: от ревматизма сердца умирает его пятнадцатилетний брат Франсуа. Смерть брата ошеломила Антуана. Его смерть писатель Сент-Экзюпери опишет в «Военном летчике». О смерти ребенка будет размышлять и в «Цитадели».

Получив в коллеже гуманитарное образование и основательную подготовку в точных и естественных науках, Антуан едет в Париж, где слушает курс математики сначала в школе Боссюэ, затем в лицее Сен-Луи, готовясь поступать в Высшее военно-морское училище.

В Париже он живет в привычной среде: друзья из аристократических семей, светские знакомства, обеды, музыка — таков круг занятий и впечатлений восемнадцатилетнего Экзюпери. Но его главная страсть – сочинительство. Уже с шестилетнего возраста Антуан сочиняет стихи и сказки. В Париже он прочел друзьям целую драму в стихах. В ней действовали благородные разбойники, наводившие ужас на всевозможных носителей зла.

Эта любовь к писательству, принесенная Антуаном из детства, становится теперь грузом в его душе, лишает равновесия. Избавиться от него можно единственным способом — писать. Разумеется, Антуан не помышляет о профессиональном писательстве, он сознает, что оно ему недоступно с любой точки зрения: еще ничего не пережито, не найден способ приложения сил в жизни.

В 1919 году Антуан сдает экзамены в Высшее военно-морское училище. Письменная по математике признана лучшей работой всего конкурса. Тема сочинения – «Расскажите о впечатлениях эльзасца, возвратившегося в родную деревню, снова ставшую французской» – приводит Антуана в бешенство, и вместо того, что написать псевдопатриотическую белиберду, чтобы получить хорошую оценку, Сент-Экзюпери пишет всего несколько строк. Он получает самый низкий балл, но его все же допускают к устным экзаменам, на которых он также проваливается.

Антуан растерян, он сомневается относительно правильности выбранного пути. Решая совместить любовь к искусству и влечение к технике Антуан поступает на архитектурное отделение Академии искусств. И вот пятнадцать месяцев в Академии искусств в Париже. Еще пятнадцать месяцев, в которые Антуан ищет и не находит себя. В этот период он читает Достоевского, Ницше, Платона. Он восстает против той жизни, которую он и его друзья ведут в Париже. Так, воюя со своим окружением, а на самом деле борясь с самим собой, со своими привычками, с внешними обстоятельствами, толкающими его по гладкому пути, Антуан одерживает свою первую внутреннюю победу: в 1921 году, прервав действие отсрочки, полученной им при поступлении в высшее учебное заведение, он бросает занятия на архитектурном факультете и записывается добровольцем в 2-й полк истребительной авиации в Страсбурге. Нельзя сказать, что его привлекает авиация. Пока это прыжок в неизвестность.

Антуан начинает брать частные уроки пилотирования. Сент-Экзюпери быстро овладел пилотажем. Закончив курс подготовки гражданского летчика, Экзюпери просит направить его в Марокко, там он намеревается получить права военного летчика: гражданская школа этих прав не давала. В феврале 1922 года Антуан получает диплом военного летчика и чин капрала. А осенью того же года он в чине младшего лейтенанта получает назначение в 34-й авиационный полк в Бурже под Парижем.

В этот период Антуан испытывает свое первое сильное чувство влюбленности. Это была девушка из богатой аристократической семьи. Они помолвлены. Но планам молодого человека не суждено сбыться: во время одного из тренировочных полетов самолет Сент-Экзюпери, едва оторвавшись от земли, теряет скорость и падает на землю. Антуан получает тяжелые ранения. Родители невесты, узнав об этом, ставят его перед выбором: семейное счастье или опасная профессия. Антуан отказывается принимать предложенный выбор. Ни семья, ни самолет. Любовь принесла только раны, профессия — тоже. Он отказывается от военной карьеры, но отказывается и от девушки. И снова, как несколько лет назад, он не знает, что делать, кем быть?

В марте 1923 года он поступает в контору черепичного завода Буарона в Париже, в 1924 — в фирму «Сорер» рабочим на завод грузовых автомобилей Сорера, затем коммивояжером от этого же завода в Монтлюсон. Но есть и другое занятие, то, которым он занимается по ночам в своей комнатке: он пишет.

В апреле 1926 в журнале «Ле навир д’Аржан» опубликован первый рассказ Сент-Экзюпери – «Летчик», а точнее, это отрывок из повести (впоследствии утерянной), которую сам Антуан назвал «Бегство Жака Берниса». Почему бегство? В этом названии — нравственный смысл повести: молодой пилот бежит от пустой и никчемной жизни салонов к простому и прекрасному делу, которое приносит ему новую жизнь, новую и крепкую связь с землей.

11 октября 1926 Анутан представляется директору авиалинии в Тулузе Дидье Дора. Больше всего он хочет летать, но здесь, на аэродроме Монтодран, надев голубую блузу механика, Антуан работает в ангаре, разбирает моторы, чистит цилиндры и свечи, работает смазчиком. Сент-Экзюпери безропотно несет свою службу. Именно в этот период зарождаются первые ростки настоящей дружбы с Гийоме и Мермозом, основанной на общности дела и полном доверии. Несколько недель спустя Дора доверяет Антуану почтовый рейс на Касабланку. Антуан возит почту на линии Тулуза — Касабланка (Марокко), затем Касабланка — Дакар (Сенегал).

В 1927 году Сент-Экзюпери назначают начальником аэродрома в Кап-Джуби.

В тот период побережье Африки было небезопасно из-за кочевых племен, промышлявший грабежом и насилием. Не редкостью была и гибель летчиков. Новому начальнику аэродрома было поручено установить дружеские отношения с кочевниками. В октябре Сент-Экзюпери прибыл в Кап-Джуби (Западная Сахара). Пренебрегая всякой осторожностью, наперекор окружающей враждебности он добился согласованности действий от летчиков-спасателей, обязанных выручать экипажи потерпевших аварию самолетов, а главное, установил добрососедские отношения с кочевниками. А ночами Сент-Экзюпери пишет «Южный почтовый».

Возвращаясь во Францию в марте 1929 года, он с замиранием сердца несет свою первую книгу в издательство Гастона Галлимара. По прочтении рукописи издательство подписывает с автором договор на семь книг.

После публикации «Южного почтового молодого писателя очень волнуют отзывы, а они весьма лестны. Знатоки литературы снисходительны к слабостям романа и, наоборот, обнаруживают в нем истинные достоинства: новый круг проблем, новый, индивидуальный взгляд на мир, своеобразное видение, свой, ни с чем не сравнимый голос. Сознание того, что твои достоинства не прошли незамеченными, что их оценили, весьма воодушевляет писателя.

В сентябре 1929 по приказу Дора Сент-Экзюпери направляется в распоряжение компании «Аэропоста-Аргентина» и отплывает в Буэнос-Айрес. Будучи техническим директором, он отвечает за полеты над огромным Южно-Американским континентом. Сент-Экс много летает сам, осваивает новые трудные маршруты, проверяет новые машины. Он очень хорошо понимает, что чувствует и переживает летчик, нахо¬дясь один в безбрежном просторе неба и зная, что под ним бездна океана. Несмотря на все опасности, летчики бесстрашно вылетают на единоборство со стихией. Об этом писатель Сент-Экзюпери расскажет в своей следующей книге «Ночной полет». Книга, которая выйдет в 1931 году, получит во Франции премию «Фемина» и принесет Сент-Экзюпери литературную известность и славу.

Но это будет не скоро, а сейчас Антуану одиноко. Желание жениться становилось у него все острее, все настойчивее. И не черствостью сердца, не неспособностью любить, а высокими требованиями в любви — и к себе и к женщине, которую он полюбит, — объясняются его любовные неудачи. В ноябре 1930 Бенжамэн Кремье, известный критик, член редколлегии журнала «Нувель ревю франсэз», знакомит его с Консуэло Сунцин – маленькой, изящной женщиной с огромными выразительными глазами. Весной 1931 года, по возвращении во Францию, они женятся.

Молодой человек, опасавшийся брака с женщиной, которая создаст ему мещанский уклад и спокойную, уравновешенную жизнь, получил больше того, что искал. Эксцентричная, вздорная, импульсивная Консуэло создавала для Антуана ту атмосферу внутренней тревоги и беспокойства, которая была ему так необходима, чтобы творить.

В 1931 году после увольнения из Линий Сент-Экзюпери решает посвятить себя целиком литературному труду, но очень скоро выясняет для себя, что «если он не летает, то и не пишет».

С февраля 1932 он снова работает в авиакомпании, но на этот раз на гидроплане, обслуживающем линию Марсель — Алжир, в качестве второго пилота. В мае 1933 все французские авиакомпании объединяются в одну – «Эр-Франс». Недоброжелатели Дора в «Эр-Франс» отказываются принять Сент-Экзюпери на службу. Дора устраивает Сент-Экса летчиком-испытателем в конструкторское бюро Латекоэра. Погруженный в свои заботы, в подавленном состоянии Сент-Экс приступает к этой опасной работе, требующей от летчика особенной собранности. Характерен один случай. Однажды Сент-Экзюпери должен был испытать новую модель трехмоторного самолета. Он поднимается в воздух. В полете мотор забарахлил, и из него пошел дым. Сделав разворот, Сент-Экс пошел на посадку. Наблюдавшие за ним с земли с ужасом заметили, что от самолета что-то отделилось — не то часть крыла, не то оторвавшийся от фюзеляжа лист обшивки. Между тем самолет продолжал спуск вполне нормально. На земле выяснилось: оторвавшийся предмет был дверцей кабины, которую Сент-Экс забыл закрыть при взлете.

В ноябре при испытании гидроплана Сент-Экзюпери чуть не гибнет в бухте Сен-Рафаэля. Своим спасением Сент-Экс поистине обязан чуду. Это чудо — «купание в Сен-Рафаэле» — он описал в «Земле людей». Следствием этой аварии явился временный вынужденный отдых. Сент-Экзюпери заканчивает сценарий фильма «Анн-Мари», начатый еще в Буэнос-Айресе, и пишет либретто сценария фильма «Игорь». Но ни к каким практическим результатам попытки Сент-Экзюпери писать специально для кино не привели: продюсеры и режиссеры расправляются с творением писателя по своему усмотрению, корежат его произведения, как им заблагорассудится в угоду вкусам широкой публики. Сент-Экзюпери не по душе это, и он отказывается от дальнейших попыток в этой области.

Сент-Экзюпери возвращается на работу у Латекоэра. У него появляется некоторый досуг, и в это время он пишет предисловие к книге Мориса Бурде «Величие и кабала авиации».

В апреле 1934 Сент-Экзюпери принимают в «Эр-Франс» в качестве инструктора-пропагандиста.

Ища заработка, он пробует себя и на поприще журналистики. В апреле 1935 газета «Пари-суар» отправляет его на месяц корреспондентом в Москву. В мае разбивается советский агитсамолет-гигант «Максим Горький» — Сент-Экзюпери откликается на это трагическое событие сочувственной заметкой в «Известиях». Затем следует серия очерков об СССР в «Пари-суар» — бытовые зарисовки в мягких юмористический тонах. Но лекции и журналистика не удовлетворяют Сент-Экса, ему необходимо летать.

Он решается побить рекорд, установленный французским летчиком Андре Жапи, который связал Париж с Сайгоном за 47 часов. После двухнедельной подготовки 29 декабря 1935 года Сент-Экс с Прево вылетают из Бурже и через 4 часа 15 минут самолет терпит аварию в Ливийской пустыне. С большими трудностями, без капли воды, они добираются до караванного пути, где их подбирает караван. Антуан возвращается в Париж. В этот период Сент-Экзюпери делает первые заметки для «Цитадели».

В августе 1936 газета «Энтрансижан» командирует его в Испанию, где бушует гражданская война. Наряду с передовыми людьми своего времени Сент-Экс выступает на стороне испанских республиканцев, отстаивающих свою свободу в борьбе с фашизмом. В испанских корреспонденциях и очерках звучит искренняя тревога за судьбы Европы, над которой уже нависла мрачная тень фашизма. В результате вторичного посещения Испании в 1937 году появляется очерк «Мадрид».

В январе 1938 года Сент-Экзюпери в Нью-Йорке. На следующий день портовый кран выгрузил на пристань огромный ящик, в котором находился его «Симун». На этом самолете Сент-Экс хотел попытаться установить прямую связь Нью-Йорк — Огненная Земля. 15 февраля в сопровождении Прево Сент-Экс вылетает из Нью-Йорка и после короткой посадки в Броунсвиле берет курс на Веракрус, а оттуда летит в Гватемалу. Но сразу после взлета с аэродрома в Гватемале самолет теряет скорость, заваливается и врезается в землю.

Сент-Экс спасается чудом: он весь изранен, сломана нижняя челюсть, несколько проломов черепа, поломана левая ключица. К тому же у него сотрясение мозга, и ему угрожает заражение крови. Несколько дней он находится в коматозном состоянии. Но крепкий организм превозмогает недуг. Как память о случившемся, у него остался анкилоз левого плеча. Это лишало его возможности выпрыгнуть с парашютом в случае необходимости. Не исключено, что это обстоятельство и сыграло не последнюю роль в его преждевременной смерти.

Сент-Экса доставляют в Нью-Йорк. Гватемальская катастрофа, чуть не окончившаяся трагически, благодаря счастливой развязке вернула Сент-Эксу бодрость духа, веру в свою звезду. Он начинает приводить в порядок свои черновые наброски, заметки, статьи, очерки, опубликованные в разное время. Жан Прево знакомит его с директором издательства «Рейнал Хичкок» Кёртисом Хичкоком. Между издателем и Сент-Экзюпери заключается соглашение, по которому писатель обязуется сдать в кратчайший срок новую книгу. Придумано уже и название будущего произведения, или, вернее, название, под которым оно появится в Америке: «Ветер, песок и звезды».

25 мая 1939 года Французская академия присудила «Большую премию романа» Антуану де Сент-Экзюпери за его книгу «Земля людей», вышедшую за три месяца до этого, в феврале. Почетная награда снова привлекла внимание общественности к писателю-летчику.

Началась Вторая мировая война. Здоровье Сент-Экзюпери после многочисленных аварий в таком состоянии, что врачи не допускают его как летчика в военную авиацию. Ему опять приходится проявить необычайную настойчивость, чтобы отстоять свое право летать, свое право вступить в борьбу с фашистами, с врагами Франции и всего человечества. В составе авиагруппы 2/33 он ведет разведку и аэрофотосъемку положения противника. Однако из-за позорного перемирия, заключенного в ноябре 1940, проводится демобилизация французских войск, и Сент-Экзюпери эмигрирует из Франции.

Теперь для Сент-Экзюпери оружием является только слово. В 1942 выходит в свет «Военный летчик». Любопытно, что эту книгу сразу запрещают как нацисты, так и сторонники де Голля. Причем первые — за пропаганду непокорности и сопротивления, а вторые — за якобы «пораженческие настроения».

В феврале 1943 выходит в свет «Письмо заложнику», написанное в виде монолога, обращения к другу писателя коммунисту Леону Верту, где писатель стремится выразить свое отношение к войне, к фашизму. Леону Верту Сент-Экзюпери посвящает и свою поэтическую сказку «Маленький принц».

Весной 1943 года летчик Антуан де Сент-Экзюпери с американским военно-транспортным конвоем отплывает в Северную Африку, в Алжир. Ему 42, здоровье подорвано, но он не может остаться в стороне, когда другие воюют. Здесь он снова среди товарищей по эскадрилье 2/33. Он снова летает, но после аварии его увольняют в запас. Но Сент-Экс не может бездействовать: если летчик Сент-Экзюпери не может летать – перо берет писатель Сент-Экзюпери и продолжает работать над своей последней книгой «Цитадель», которая так и осталась не законченной. Это книга раздумий, размышлений, книга-притча. Однако весной 1944 года летчик Сент-Экзюпери благодаря друзьям вновь получает разрешение на боевые разведывательные вылеты.

31 июля 1944 года в 8 часов 30 минут самолет поднимается в воздух с аэродрома на Корсике. Курс – на Южную Францию. В баках горючего на 6 часов. Его возвращения ждали до 14 часов 30 минут, но уже после 15 часов было ясно, что Сент-Экзюпери вернуться не может.

В сентябре 1998 года в Средиземном море, близ о. Риу в акватории Марселя, на палубу судна «Горизонт», принадлежащего Ж.-К. Бьянко, был поднят браслет-цепочка с металлической пластинкой. После очистки на ней проступили слова «Antoine de Saint-Exupery (Consuelo) — c/o Reynal and Hitchcock Inc. — 386 4th Ave N.Y. City — USA».

В октябре 2003 года группа исследователей смогла поднять на поверхность обнаруженные части самолета. На деталях был заводской номер – 2734. Проверка номера по заводской технической документации подтвердила версию о том, что это был самолет Сент-Экзюпери. Тело так и не было найдено.

Красивая легенда о сгинувшем в небе Франции писателе-летчике, человеке, которого арабы прозвали Капитаном птиц, продолжает жить: он исчез, растворился в средиземноморской лазури, ушел навстречу звездам — так же, как и его Маленький принц…

Фантастика в творчестве автора:

В последний период жизни Сент-Экзюпери в своем творчестве оторвался от суровой реальности жизни и обратился к языку иносказаний. Так появилась символичная сказка-притча «Маленький принц». «Прообразом» этой сказки можно считать фольклорную волшебную сказку с бродячей фабулой: прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам. Маленький принц, пришелец с астероида-«планеты детства», в поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь и познать мир отправляется в свое путешествие по чужим мирам-планетам.

Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с человеческими пороками в их обнаженной, доведенной до абсурда, гротесковой форме: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью… Так и не найдя на предыдущих планетах того, что искал Маленький принц отправляется на планету Земля.

Первое встреченное здесь существо – мифологическая змея. Змее отведена особая роль в сказке: она символизирует чудодейственную силу и горестное знание судьбы человеческой. Змея показывает принцу дорогу к людям, а в конце повествования она, дав своего яда, помогает ему вернуться на родную планету. Но если змея здесь — некий метафизический элемент, то персонаж Лис не имеет ничего общего с древней мифологией. Он — фигура из народных сказов, олицетворение жизненной мудрости. Он знакомит Маленького принца с человеческим сердцем, с тем, чем оно руководствуется, учит его ритуалам любви и дружбы, о чем люди забыли, а потому лишились друзей и потеряли способность любить.

Третья наряду со змеей и Лисом символическая фигура — роза, которую Маленький принц выращивает на своей планете и которая доставляет ему столько забот и беспокойства. Прекрасная и капризная роза символизирует, разумеется, женщину. Многие критики полагают, что роза — даже не столько отвлеченное олицетворение женственности, сколько вполне конкретное лицо, жена писателя, Консуэло де Сент-Экзюпери. И, пожалуй, это не расходится с правдой. Неприятности Маленького принца с розой в известной мере отражают и трудности, которые в этом плане довелось испытать самому писателю. Только более глубокое понимание психологии любви, к которому с помощью мудрого Лиса приходит Маленький принц, позволяет разрешить существующий конфликт и пробуждает в нем желание вернуться на покинутую планету.

«Маленький принц» — типичная сказка с моралью, а вернее — со многими нравственными поучениями, сказанными простым языком. Она написана не столько для детей, сколько для взрослых, которые еще не вполне утратили детскую впечатлительность, по-детски открытый взгляд на мир и способность фантазировать.

Другое произведение, которое часто сравнивают с «Маленьким принцем», «Цитадель» — философская утопия о мудром правителе, который «защищает» свой народ от суетливого и неспокойного мира свободы и ведет его к Богу. Центральное место в повествовании занимает вера в лучшее будущее. Но эта утопия основана не на внешнем регулировании, а на внутреннем — изменении сознания человека, признавая необходимость мудрого царя и духовного наставника. Утопия Сент-Экзюпери — это вера в человека-творца и служителя Высшего.

Биография Антуана де Сент-Экзюпери

Получив в коллеже степень бакалавра, несколько лет Антуан учился в Академии искусств на архитектурном отделении, затем поступил рядовым в авиационные войска. В 1923 году ему выдали удостоверение пилота.

В 1926 году его приняли на службу в Генеральную компанию авиационных предприятий, принадлежащую известному конструктору Латекоэру. В этом же году в печати появился и первый рассказ Антуана де Сент-Экзюпери «Летчик».

Сент-Экзюпери летал на почтовых линиях Тулуза — Касабланка, Касабланка — Дакар, затем стал начальником аэродрома в форте Кап-Джуби в Марокко (часть этой территории принадлежала французам) — на границе Сахары.

В 1929 году он на полгода вернулся во Францию и подписал договор с книгоиздателем Гастоном Гиллимаром на издание семи романов, в этом же году вышел в свет роман «Южный почтовый». В сентябре 1929 года Сент-Экзюпери был назначен директором отделения французской авиакомпании «Аэропосталь Аргентина» в Буэнос-Айресе.

В 1930 году был произведен в кавалеры Ордена Почетного легиона Франции, а в конце 1931 года стал лауреатом престижной литературной премии «Фемина» за роман «Ночной полет» (1931).

В 1933-1934 годах он был летчиком-испытателем, совершил ряд дальних перелетов, терпел аварии, несколько раз был тяжело ранен.

В 1934 году он подал первую заявку на изобретение новой системы посадки самолетов (всего у него было 10 изобретений на уровне научно-технических достижений своего времени).

В декабре 1935 года во время длительного перелета из Парижа в Сайгон самолет Антуана де Сент-Экзюпери разбился в Ливийской пустыне, он чудом остался жив.

С середины 1930-х годов работал как журналист: в апреле 1935 года в качестве специального корреспондента газеты «Пари-суар» побывал в Москве и описал этот визит в нескольких очерках; в 1936 году, будучи фронтовым корреспондентом, написал серию военных репортажей из Испании, где шла гражданская война.

В 1939 году Антуан де Сент-Экзюпери был произведен в офицеры ордена Почетного легиона Франции. В феврале вышла в свет его книга «Планета людей» (в русском переводе — «Земля людей»; американское название — «Ветер, песок и звезды»), которая представляет собой сборник автобиографических эссе. Книга была отмечена премией Французской академии и Национальной премией года в США.

Когда началась Вторая мировая война, капитан Сент-Экзюпери был мобилизован в армию, но его признали годным только для службы на земле. Используя все свои связи, Сент-Экзюпери добился назначения в авиационную разведгруппу.

В мае 1940 года на самолете «Блок-174» он совершил полет на разведку над Аррасом, за что был награжден Военным крестом «За боевые заслуги».

После оккупации Франции немецко-фашистскими войсками в 1940 году эмигрировал в США.

В феврале 1942 года его книга «Военный летчик» вышла в США и имела большой успех, после чего Сент-Экзюпери в конце весны получил заказ от издательства Рейналь-Хичхок написать сказку для детей. Он подписал контракт и начал работу над философско-лирической сказкой «Маленький принц» с авторскими иллюстрациями. В апреле 1943 года «Маленький принц» был опубликован в США, в этом же году вышла повесть «Письмо к заложнику». Затем Сент-Экзюпери работал над повестью «Цитадель» (не закончена, опубликована в 1948 году).

В 1943 году Сент-Экзюпери уехал из Америки в Алжир, где проходил курс лечения, откуда летом ввернулся в свою авиагруппу, базирующуюся в Марокко. После больших сложностей с получением разрешения на полеты, благодаря поддержке влиятельных деятелей французского сопротивления, Сент-Экзюпери было разрешено выполнить пять разведывательных полетов с аэрофотосъемкой коммуникаций и войск противника в районе его родного Прованса.

Утром 31 июля 1944 года Сент-Экзюпери на оборудованном фотокамерой и не имевшем вооружения самолете «Лайтнинг П-38» отправился в разведывательный полет с аэродрома Борго на острове Корсика. Его задачей в том вылете был сбор разведданных в рамках подготовки операции по высадке десанта на юге Франции, оккупированной фашистскими захватчиками. Самолет не вернулся на базу, и его пилот был объявлен пропавшим без вести.

Поиски останков самолета велись много лет, лишь в 1998 году марсельский рыбак Жан-Клод Бьянко случайно обнаружил близ Марселя серебряный браслет с именем писателя и его жены Консуэло.

В мае 2000 года профессиональный ныряльщик Люк Ванрель сообщил властям, что обнаружил на 70-метровой глубине останки самолета, на котором совершал свой последний полет Сент-Экзюпери. С ноября 2003 года по январь 2004 года специальная экспедиция извлекла со дна останки самолета, на одной из деталей удалось обнаружить маркировку «2374 Л», которая соответствовала самолету Сент-Экзюпери.

В марте 2008 года бывший летчик «Люфтваффе» 88-летний Хорст Рипперт заявил, что это он сбил этот самолет. Высказывания Рипперта подтверждаются некоторыми сведениями из других источников, но то же время в журналах германских ВВС не было найдено записей о самолете, сбитом в тот день в местности, где пропал Сент-Экзюпери, найденные обломки его самолета не имели явных следов обстрела.

Антуан де Сент-Экзюпери был женат на вдове аргентинского журналиста Консуэло Сунцин (1901-1979). После исчезновения писателя она жила в Нью-Йорке, затем переехала во Францию, где была известна как скульптор и художник. Много времени посвящала увековечению памяти Сент-Экзюпери.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Гибель Антуана де Сент-Экзюпери была красивой: он улетел в направлении моря и исчез. Ни мертвого тела, ни похорон — один из самых знаменитых летчиков Европы словно растворился на линии горизонта. Это был последний его вылет (и, соответственно, последний шанс погибнуть военным героем): на следующий день ему собирались запретить подниматься в воздух, потому что не позволяли ни возраст, ни физическое и душевное состояние. В конце концов, он был одним из самых известных людей во Франции, его обожали в эскадрилье и хотели просто уберечь. Но не уберегли.

Слава его после этого только расцвела. Вот несколько фактов из его жизни.

КАК ОН ЗАБЫЛ О БЛОНДИНКАХ РАДИ ПЫЛКОЙ БРЮНЕТКИ

Главной любовью всей жизни Сент-Экзюпери считается Консуэло — импульсивная латиноамериканка родом из Сальвадора, к моменту встречи с писателем схоронившая уже двоих мужей (а было ей всего 30 лет). Фантазия у нее была бешеной и совершенно неконтролируемой. Ксения Куприна, дочь знаменитого писателя, рассказывала, что Консуэло установила у себя в квартире посмертную маску одного из мужей и гипсовый слепок с его руки: маска будто бы издавала нехороший треск каждый раз, когда Консуэло начинала с кем-то флиртовать, а рука по ночам сама собой писала какие-то тексты. Отношения с Сент-Экзюпери были бурными с самого начала («Я хотела бы приобрести красные простыни и зар-резать его на этих простынях!.. На простынях цвета кр-рови…»)

Главной любовью всей жизни Сент-Экзюпери считается Консуэло (на фото справа).Фото: EAST NEWS

Однажды, когда они еще не были женаты, Консуэло находилась во Франции, а Сент-Экзюпери — в Латинской Америке. Заподозрив из-за океана, что Сент-Экзюпери ей изменил и ее бросил, Консуэло моментально навертела целую историю о том, как его расстреляли в Аргентине во время революции и напугала этой рассказом Куприну до смерти. Консуэло вопила, что теперь, после расстрела любимого, ей не остается ничего, кроме как покончить с собой, и дочь автора «Гранатового браслета» несколько суток пыталась уберечь подругу от суицида. Ксения была немало изумлена, когда Консуэло внезапно получила письмо от «расстрелянного» друга и начала танцевать по комнате: «Он приезжает! Он приезжает!..»

Между Сент-Экзюпери и Консуэло вечно происходили ссоры, о супружеской верности не шло и речи, она была совершенно не в его вкусе (он всю жизнь любил блондинок, а она была миниатюрной брюнеткой), но что-то их притягивало друг к другу — и считается, что именно Консуэло стала прообразом Розы в «Маленьком принце».

КАК «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ» ПОКОРИЛ МЕРТВЫЕ ЯЗЫКИ

Самая знаменитая книга Сент-Экзюпери — «Маленький принц», но автор прославился задолго до нее: еще в 1931 году повесть «Ночной полет» принесла ему всеобщее признание. Его друг, выдающийся парфюмер Жак Герлен, выпустил духи Vol de Nuit, названные в честь этой книги (они стали очень популярны и продаются до сих пор). Успех вышел далеко за пределы Франции: голливудская студия Metro-Goldwyn-Meyer выпустила экранизацию «Ночного полета», несколько лет спустя в Италии по его мотивам написали оперу.

Портрет писателя на банкноте в 50 франков.Фото: EAST NEWS

А «Маленький принц» родился при обстоятельствах, которые едва не стали трагическими. Под новый, 1936 год самолет Сент-Экзюпери потерпел крушение в Сахаре. Из провизии у писателя и его второго пилота Андре Прево были только несколько виноградин, апельсин, термос с кофе и немного вина. Вскоре у них от обезвоживания начались галлюцинации; на четвертый день, когда гибель была совсем близка, их спас бедуин.

Изначально «Маленький принц» не пользовался большим успехом — его значительно опережало в популярности более раннее произведение Сент-Экзюпери «Планета людей». Зато потом вокруг сказки началось форменное безумие. Во Франции ее не так давно назвали лучшей книгой ХХ века. Она ежегодно продается огромным тиражом в два миллиона экземпляров и переведена на рекордные 300 языков и диалектов, включая латынь, майянский и конголезский язык алур. Существует 47 разных переводов ее на один только корейский язык, и 50 — на китайский. Ее издание, вышедшее в 2007 году на португальском, занесено в Книгу рекордов Гиннеса — это самая большая книга на планете, размером 3 на 2 метра.

КАК ПИСАТЕЛЯ ПОГУБИЛ ЕГО ГОРЯЧИЙ ПОКЛОННИК

Как погиб Сент-Экзюпери? Долгое время это оставалось тайной. Но в 1998 году рыбак с юга Франции поднял из моря вместе с сетью браслет, на котором были выгравированы имена писателя и Консуэло. Еще через два года близ этого места были найдены обломки самолета Сент-Экзюпери, ныне они хранятся в музее Ле Бурже. Тело писателя рядом с обломками найдено не было. Правда, еще в 1944 году, через несколько дней после его исчезновения, из моря был выловлено тело летчика в военной форме, но опознать его уже не представлялось возможным — то, что это был Сент-Экзюпери, осталось лишь предположением.

Да, но что все-таки случилось с самолетом?.. В 2008 году Лино фон Гартцен из Баварского общества подводной археологии последовательно связался с 1200 престарелыми летчиками Люфтваффе и членами их семей, чтобы выяснить — не знает ли кто-нибудь что-нибудь о «Локхиде», сбитом 31 июля 1944 года. Наткнулся на 88-летнего пилота по имени Хорст Рипперт — и тот внезапно заявил: «Можете больше не искать, Сент-Экзюпери сбил я». Оказалось, что в тот самый день он расстрелял самолет, в точности подходивший по описанию на самолет писателя. «Я не видел пилота, и даже если бы видел, не смог бы узнать Сент-Экзюпери. Я надеялся, и все еще надеюсь, что это все-таки был не он. Когда я был мальчиком, в школе мы все читали его книги и очень его любили…» Только значительно позже Рипперт заподозрил, что погубил своего кумира, и хранил эту тайну десятилетиями, опасаясь, что другие поклонники Сент-Экзюпери вместе с журналистами его просто растерзают.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *