Блаженнейший Архиепископ Московский, Митрополит Всероссийский
МИХАИЛ
Ординарий приходов и общин западного обряда Православной Кафолической Церкви

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Православная Кафолическая Церковь, которая в своём учении о Церкви не признаёт действенности и канонических последствий т.н. Великого Раскола 1054 года, традиционно учит о равноправии и равноспасительности восточного и западного богослужебных обрядов. Поэтому в юрисдикции Православной Кафолической Церкви православные общины и приходы западного обряда неизменно живут полноценной литургической жизнью, бережно сохраняя традиции и обычаи Православного Запада, и почитая святых Единой Нераздельной Церкви.
Православные общины и приходы западного обряда в составе Всероссийской Митрополии объединены в Генеральный викариат, ординарием (правящим епископом) которого по традиции является Глава Церкви.
В общинах кафоликов западного обряда сохраняется богослужебная практика служения различных древних литургических чинов. В дни памяти святых учителей Церкви, с именами которых связано составление того или иного чина Евхаристии, а также в иные, определённые традицией, дни года совершаются:
– Литургия св. Германа Парижского (Галликанская Литургия);
– Литургия св. Амвросия Медиоланского (называемая также Амброзианской Литургией)
– Мозарабская Литургия (называемая также Готской, которая в основе своей является древним чином испанской литургии в редакции св. Исидора Севильского);
– Литургия Апостола Петра (Римская Месса в различных редакциях);
– Литургия Патриарха Тихона (по Книге общих молитв Англиканской Церкви).

Галликанская церковь

Смотреть что такое «Галликанская церковь» в других словарях:

  • ГАЛЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ — Французско католическая церковь, имеющая собственное самоуправление, в отличие от римско католической. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГАЛЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ лат. Тоже, что французско католическая.… … Словарь иностранных слов русского языка

  • Галликанская церковь — Апостольская Галликанская церковь французско католическая церковь, имеющая собственное самоуправление, в отличие от римско католической. В XIV XV вв., в связи с рядом религиозно политических событий (в том числе Авиньонским пленением пап), в… … Википедия

  • Галликанская церковь — см. Галликанизм … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ГАЛЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ — см. в ст. Галликанство … Советская историческая энциклопедия

  • Церковь — можно рассматривать 1) по этимологическому значению слова, 2) как предмет учения веры, религиозных воззрений и науки, 3) как факт в истории и в современной жизни и 4) как общество и учреждение в области права. 1) Слово церковь (наравне со словами … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Католическая Церковь — Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец … Википедия

  • Католическая церковь — Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец … Википедия

  • Католицизм — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый Завет … Википедия

  • Католик — Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец … Википедия

  • Католики — Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец … Википедия

Католицизм во Франции

Папа Урбан II на Клермонтском соборе с Livre des Passages d’Outre-mer

Католицизм во Франции или Католическая церковь во Франции — крупнейшая религиозная община страны, преимущественно латинского обряда.

История

Согласно преданию, Лазарь и его сестры Мария и Марфа, которые были изгнаны из Святой Земли, пересекли Средиземное море на маленькой лодке и высадились в Сент-Мари-де-ла-Мер близ Арля. Провансальская традиция именует Лазаря первым епископом Марселя, а Марта, по легенде, укротила своими волшебными песнями дракона Тараски, что не давал покоя жителям окрестных сел.

Первые летописные упоминания о христианах во Франции датируются II в веком — Ириней Лионский описывает смерть 19-летнего епископа Лугдунума (современный Лион) и других мучеников во времена преследований в 177 году. В 496 году святой Ремигий крестил Хлодвига I — короля франков, который считается основателем Франкского королевства. Хлодвиг I стал союзником и защитником папства и положил начало христианизации Галлии.

Рождеством 800 года Римский папа Лев III короновал Карла I императором Священной Римской империи. До Французской революции католицизм считался государственной религией Франции, а саму страну называли «старшей дочерью церкви».

В 1095 году во французском городе Клермон-Ферран состоялся собор, на котором папа Урбан II призвал к Первому крестовому походу.

В 1309—1377 годах резиденция пап была перенесена в город Авиньон на юге Франции. Этот период в истории церкви называют Авиньонское пленение пап и характеризуют политической зависимостью пап от французских королей. В 1378 Авиньон оставался папской резиденцией в условиях Западной схизмы, которая была преодолена на Констанцском соборе в 1415 году. Выбранному на этом соборе папе Мартину V удалось вернуть апостольский престол в Рим.

Реформация обрела во Франции своих сторонников — гугенотов. Борьба гугенотов с католиками вылилась в религиозные войны, длившиеся между 1562 и 1598 годами. Окончание конфликта было положено в 1598 Нантским эдиктом, что защищал право на свободу совести и восстанавливал протестантам гражданские права.

Во время Французской революции 1789 года национальной ассамблеей было принято решение о национализации церковного имущества, а также закон о Гражданском устройстве духовенства, согласно которому должность епископа провозглашалась выборной и не нуждалась в согласии Папы. Церковные реформы вызвали недовольство папы римского и привели к расколу в стране.

Конкордат Наполеона I 1801 года частично возвращал церкви связь с Папой, закреплял за католицизмом статус религии большинства французов, оставляя право свободы совести, и обязывал государство платить духовенству заработную плату. В 1825 году во времена реставрации Бурбонов во Франции действовал закон против богохульства и святотатства, однако в 1830 году в начале периода июльской монархии он был отменен.

В 1905 году в Франции был принят Закон о разделении церквей и государства. Согласно этому закону государство прекратило финансирование церкви и закрепило свободу вероисповедания.

Современность

Административное деление Римско-католической церкви во Франции

По состоянию на 2007 год около 51 % французов называют себя католиками. На территории Франции Католическая церковь насчитывает 98 структурных единиц (из них 70 епархий, 9 архиепархий, 15 митрополий и 4 прочих) с 18 844 приходами. Общее число священников — 21 930

Список латинских митрополий

  • Митрополия Безансона;
  • Митрополия Бордо;
  • Митрополия Клермона;
  • Митрополия Дижона;
  • Митрополия Лилля;
  • Митрополия Лиона;
  • Митрополия Марселя;
  • Митрополия Монпелье;
  • Митрополия Папеэте — располагается во Французской Полинезии;
  • Парижская митрополия;
  • Митрополия Пуатье;
  • Митрополия Реймса;
  • Митрополия Ренна;
  • Митрополия Руаны;
  • Митрополия Тулузы;
  • Митрополия Тура;
  • Митрополия Фор-де-Франса — располагается в Заморском регионе.

Церковные структуры Восточных католических церквей

Во Франции действуют также церковные структуры Восточных католических церквей:

  • Апостольский экзархат Франции — экзархат Украинской грекокатолической церкви;
  • Епархия Святого Креста в Париже — епархия Армянской католической церкви;
  • Ординариат Франции для верных восточного обряда — ординариат для верующих восточного обряда.
  1. International Religious Freedom Report 2007. Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 12 февраля 2011.
  2. Статистика Католической церкви во Франции на сайте gcatholic.com
  3. Статистика Католической церкви во Франции на сайте catholic-hierarchy.org
  • Галликанизм
  • Франция в долгом XIX веке

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Страны Европы: Католицизм

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Зависимые территории

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Непризнанные и частично признанные государства

Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹

¹ Частично или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы ² Также в Азии

Франция в темах
Вооружённые силы • Наука
История Галлия • Средние века • Абсолютизм • Великая французская революция • Реставрация Бурбонов • Третья республика • Франция в XX веке
Политика Государственный строй • Конституция • Внешняя политика • Местное самоуправление • Президент Франции • Социальная политика
Cимволы Герб • Флаг • Гимн • Символы Французской Республики
Экономика Налогообложение • Валюта • Транспорт • Почта (история и марки) • Туризм (национальные парки • всемирное наследие)
География Столица • Административное деление • Департаменты • Города • Реки • Население (французы) • Заморские владения (колонии)
Культура Языки • Образование • Литература • Музыка • Архитектура • Спорт • Праздники • Кухня • Кино • Телевидение
Религия Католицизм • Ислам • Протестантизм
Портал «Франция» • Проект «Франция»

ЗАПАДНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ

О западном обряде в Православной Церкви уже написан ряд статей. Есть среди них и явно одобрительные (например, статья о. Георгия Максимова «Западный обряд в Северо-Американской Архиепископии Антиохийского Патриархата»), есть и содержащие критику, вплоть до обвинений в «униатстве», «филокатолицизме», «модернизме» и т.п. В этой короткой заметке мне бы хотелось сделать некоторые выводы моего изучения этого феномена в Православии, и выразить свое отношение к данному обряду в рамках мирового Православия.

1) Западный обряд является неотъемлемой частью Священного Предания Православной Церкви. Под ним следует понимать несколько обрядов, возникших в странах Западной Европы в первое тысячелетие от Р.Х. — римский, амвросианский, галликанский, мозарабский, сарумский и некоторые другие. Интересно, что в Антиохийской Православной Церкви употребляются также и службы, основанные на англиканской Книге Общей Молитвы, в которую были внесены соответствующие коррективы, оправославившие данные чинопоследования. В рамках данных служб, например, совершается Литургия Патриарха Тихона, названная так по имени святителя Тихона Московского, начавшего работу по исправлению англиканского богослужения для употребления теми англиканами, кто принял Православие. Это показывает, что Предание Православной Церкви не является чем-то застывшим, неподвижным и безжизненным музейным экспонатом, но развивается и живет как все то, что исполнено Жизнью. Сам факт заимствования чего-то, возникшего не на византийской почве, не должен нас смущать. Мы спокойно почитаем иконы, имеющие западное происхождение (например, Умиление Серафимо-Дивеевская, Остробрамская, Прибавление ума, Калужская и др.), спокойно воспринимаем западный барочный или классический, а то и готический антураж в архитектуре и интерьере православного храма, академические «живоподобные» иконы, не восстаем против засилия партесного пения, которое родилось отнюдь не в Византии или Древней Руси, не требуем запретить великопостные пассии — службы чисто западные… Все это наша Церковь приняла и у себя оставила.

2) Западный обряд благословлен очень многими святыми. Следует учитывать то, что службы по западному обряду (по нескольким обрядам) совершали все святые, просиявшие на Западе в первое тысячелетие неразделенной Церкви. Даже святые равноапостольные просветители славян Кирилл и Мефодий переводили на славянский язык не только тексты восточного богослужения, но и западного. На Святой горе Афон вплоть до 12 века существовал латинский монастырь (а по некоторым сведениям их там было даже два), в котором богослужение совершалось по западному обряду. В 19 и 20 веках богослужение по западному обряду одобрено и благословлено такими святыми людьми, как святитель Филарет Московский, святитель Тихон Московский, святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, священномученики Иоанн (Кочуров) и Горазд (Павлик), выдающимися иерархами, такими как Патриарх Московский Сергий (Страгородский), Патриарх Румынский Юстиниан (Марина), митрополит Иоанн (Вендланд), митрополит Антоний Сурожский, архиепископ Алексий (Ван дер Менсбрюгге) и многими другими. Одобрительно о западном обряде отзывался и выдающийся миссионер современности, мученически окончивший свою жизнь, иерей Даниил Сысоев.
Помимо всего прочего, в настоящий момент под омофором Патриарха Кирилла находятся около 30 западнообрядных приходов, расположенные главным образом в США и Канаде.

3) Может возникнуть вопрос: литургическое богатство и многообразие — это конечно все хорошо и прекрасно, но какова практическая цель западного обряда в Православии? Зачем он нам? Здесь важно сказать, что западный обряд — он миссионерский. Его назначение — помочь людям западного мира, западной культурной традиции войти в Православную Церковь. И не просто войти и затем выйти, а в ней остаться. Есть конечно и на Западе те, кто всей душой полюбили литургию Иоанна Златоуста. Но есть и те, кто хотел бы быть православным, сохраняя при этом знакомые ему литургические формы. И вот ради этих людей Церковь идет к ним навстречу и предлагает им православный западный обряд.
Высказываются опасения, что те, кто посещает приходы западного обряда, рано или поздно все равно уйдут — либо обратно к католикам и англиканам, либо в раскол. К сожалению, в истории новейшего Православия в 20 веке такое действительно происходило. Но лично мне думается, что не западный обряд был тому виной, а именно умонастроение людей, покинувших нашу Церковь. Если бы они служили и по восточному обряду, он бы их тоже не удержал. К сожалению, нередко случается, что в раскол уходят и те, кто служит по восточному обряду.
Ни Господь Иисус Христос, ни апостолы не оставили нам Типикона. Господь же сказал, что Утешитель, Дух Святой, придет и научит нас всему. Если признать, что только восточный устав богослужения имеет происхождение от Святого Духа и угоден Богу, то получается, что в первое тысячелетие от Рождества Христова на Западе Христианства вообще не было, Святой Дух не действовал, и западное богослужение является человеческим установлением. Духовно же чуткие люди и на Западе видят проявление Духа. Например святитель Иоанн Шанхайский, который вообще с большим интересом относился к западным христианским древностям, любил и почитал западных святых, сказал, что западная литургия древнее любой западной ереси. В конце концов, обряд — это то, что обряживает, облачает собой духовные действия. А облачение может быть различным, выражение действий может быть различным, но суть — одна и та же. Все литургии по всей земле ведут свое начало от апостолов, ими установлены и учреждены.

4) Нужны ли западнообрядные приходы в России? Я думаю, что нужны. Хотя бы по одному в Москве и Санкт-Петербурге, возможно в других крупных городах, где много «западников», людей, хоть и русских по национальности, но ориентированных на Запад по своему мировоззрению, где существуют большие инославные общины и есть риск прозелитизма со стороны инославных. Сейчас распространена практика, когда на одном участке земли строятся сразу несколько храмов, и получается целый храмовый комплекс — один большой храм и несколько маленьких. Так вот один из маленьких храмов в таком храмовом комплексе можно было бы построить как раз для совершения западнообрядного богослужения и посвятить его какому-нибудь западному святому первого тысячелетия, например, Патрику Ирландскому или Мартину Турскому. В таком храме росписи можно было бы сделать в романском стиле, в окна вставить витражи, по стенам повесить иконы западных православных святых. В этом храме звучали бы песнопения на славянском языке, но западных распевов — староримского, амвросианского, григорианского… На мой взгляд, это помогло бы предотвратить уход людей в католицизм. Могут спросить: не слишком ли много чести всего нескольким людям, которые возможно и будут ходить в этот храм? Ради этих нескольких строить храм? Но вот что говорит Евангелие: «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти её, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:12-14).
Пусть на все будет воля Божия, как Ему угодно.

Конец и Богу нашему слава.

(К. Кострыкин)

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *