Храм в честь иконы « Знамение» Божией Матери Курская – Коренная г.орла

По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Орловского и Болховского Антония

Литургия Преждеосвященных Даров и молебный канон св.вмч.Феодору Тирону.

Подробнее: Литургия Преждеосвященных Даров и молебный канон св.вмч.Феодору Тирону.23 февраля 2018 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, настоятель храма иерей Сергий Шарга совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме иконы Божией Матери "Знамение" Курская-Коренная г.Орла.
По окончании богослужения в память о чуде, бывшем в Константинополе при императоре Юлиане Отступнике, по заамвонной молитве был прочитан молебный канон святому великомученику Феодору Тирону и совершен чин освящения колива, которое по завершении богослужения было предложено верующим.

В пятницу первой седмицы поста вспоминается событие, случившееся в 4-м веке, через 50 лет после мученической кончины Феодора Тирона.

Нечестивый царь Юлиан Отступник повелел тогда продавать на рынках продукты, тайно окропленные идоложертвенной кровью, чтобы христиане, у которых наступило время строгого поста и усердной молитвы, осквернились её вкушением.

Однако Господь не попустил этому замыслу свершиться. Местному архиерею во сне явился Феодор Тирон и повелел объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а заготовили вареную пшеницу с медом — коливо и ели её всю неделю. Архиерей тотчас возвестил о видении многим христианам, и было сделано как сказал святой Феодор. Христово стадо осталось невредимым от коварства отступника. Царь же, видя, что его козни раскрыты и ничего не вышло, сильно устыдившись, снова повелел продавать на рынке обычные товары. Это событие всегда и отмечается на первой седмице Великого Поста.

 

 

Первая в этом Великом Посту литургия Преждеосвященных Даров.

21 февраля 2018г., в день  когда Православная Церковь чтит память великомученика Феодора Стратилата, в храме иконы Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная г.Орла и в храме свт.блж.Матроны Московской была совершена первая в этом  Великом Посту литургия Преждеосвященных Даров.

Подробнее: Первая в этом  Великом Посту литургия Преждеосвященных Даров.Святой Феодор происходил из города Евхаит (в Малой Азии, нынешней Турции) и был воеводой (по-гречески — «стратилатом») в городе Гераклее у Черного моря.

Многие язычники, видя его добродетельную жизнь и кротость, принимали веру Христову.

Император Ликиний, соправитель Константина, узнав об этом, прибыл в Гераклею и принуждал Феодора поклониться идолам. Когда же святой Федор остался непоколебимым, разгневанный правитель приказал подвергнуть исповедника Христова жестоким мучениям.

Феодора распяли на кресте, а ночью ангел явился мученику, снял его с креста и совершенно исцелил. Наутро слуги Ликиния, посланные бросить тело святого Феодора в море, увидев его совершенно здоровым, уверовали во Христа. Уверовало также и много других язычников, видевших чудо Божие.

Узнав об этом, Ликиний приказал обезглавить святого Федора, и он умер в 319 году. Страдания его были описаны очевидцем, его слугой и писцом Уаром.

 

Начался Великий пост.

Подробнее: Начался Великий пост.19 февраля начался Великий пост. Великий пост откроет четыредесятница – первые 40 дней поста.  Перед самой Пасхой, Праздником Праздников мы будем вспоминать и страдания Христа в Страстную седмицу. Страстная седмица – это последняя неделя перед Пасхой. Она длится со 2 по 7 апреля в 2018 году. 7 апреля Великий пост завершится, 8 апреля мы встретим словами “Христос Воскресе!”.

 

Суть Великого поста


Великий пост – это время отрешения от мирских дел и общения с Богом. Мы идем навстречу Христу, готовим себя к Пасхе, очищаем тело и душу от того земного, что может помешать нам приблизиться к Небесному. Пост – это не строгая диета, но время молитвы. Само по себе ограничение в пище не подготовит нас к Великому Празднику. Но, если в Великий пост мы освободимся от прошлых обид, простим врагов, как нас прощает Господь, очистим разум от дурных мыслей – мы приблизимся к тому состоянию, в котором нас хотел бы видеть Бог. Это пребывание в любви и божественной благодати.

Страстная неделя


События Страстной недели (Страстной седмицы) мы будем вспоминать в течение всего Великого поста. Ведь в первые четыре воскресных службы служится вечерня с акафистом Страстям Христовым (Пассия). В Страстную неделю мы вспоминаем страдания и смерть Христа на кресте. Первые три дня Страстной недели – это дни, когда совершаются последние в текущем церковном году Таинства Евхаристии. На отпусте произносят слова “Грядый Господь на вольную Страсть”. Это – напоминание о том, что Господь добровольно принял на себя наши грехи и принял страдания и смерть ради нашего спасения.

Самый строгий пост соблюдается в Великую Пятницу, накануне Великой Субботы. Великую пятницу проводят в строжайшем воздержании. На богослужении Великой Субботы читают канон Великой Субботы пред Плащаницей. Это – время перед Пасхальной заутреней… Великий пост заканчивается, Пасха грядет!

Чтение Великого канона преподобного Андрея Критского.

Подробнее: Чтение Великого канона преподобного Андрея Критского.В храме иконы Божией Матери "Знамение" Курская-Коренная г.Орла и в храме свт.блж.Матроны Московской на Великом повечерии с понедельника по четверг первой седмицы Великого поста, как и в других храмах, читается Великий канон святого Андрея Критского. 

Он разделён на четыре части и прочитывается в первые четыре дня поста. Чтение канона в начале Великого поста помогает христианину молитвенно настроиться на предстоящий постнический подвиг.

Одна из главных духовных задач Великого поста – помочь человеку задуматься о своей жизни, увидеть свои недостатки и с Божией помощью исправить их. Без этого человек не может в полноте вкусить великую радость Пасхи – праздника, венчающего Великий пост.

Постнический подвиг начинается у человека плачем о своём несовершенстве, о своих грехах, а заканчивается торжеством и ликованием о Воскресшем Господе Иисусе Христе.
Об авторе Великого покаянного канона – преподобном Андрее Критском – известно, что происходил он из Дамаска, родился в середине седьмого века в семье благочестивых родителей и в течение первых семи лет жизни был нем.

Но однажды случилось чудо: Господь отверз уста будущего проповедника покаяния.
Причастившись Тела и Крови Христовых, он заговорил.

После чудесного исцеления святой Андрей решил посвятить свою жизнь Богу. В четырнадцать лет он оставил мир и удалился в монастырь. По прошествии многих лет монашеского подвига преподобный был возведён на епископскую кафедру острова Крит, где и закончил свою святую жизнь.

Среди богословского наследия преподобного Андрея Критского – Великий покаянный канон, жемчужина церковной гимнографии.

Покаянный канон Андрея Критского описывает знаменитые ветхозаветные события и образы – рай, грехопадение Адама и Евы, патриарха Ноя и потоп, землю Обетованную – и связывает их с чувством глубокого раскаяния за содеянные грехи.

Давним событиям Священной истории святой придаёт личностный смысл, они показаны как символическое отображение тех душевных состояний, которые бывают у каждого человека.

Повествование ведётся от первого лица. Дела Божии в прошлом – это дела, касающиеся нас и нашего спасения; трагедия греха и измены первых людей Богу – наша всеобщая трагедия. Жизнь человека явлена как часть великой борьбы между Богом и силами тьмы, а местом этой борьбы становится человеческое сердце.

Один за другим раскрываются грехи людей как следствие утраты духовного союза с Богом, трагической разлуки, которая совершилась в грехопадении праотцев: “Я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что отрешён от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов…”

Ослушавшись своего Творца, человек лишился многих божественных даров: “Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей…”

Ощущение своей беззащитности перед силами тьмы, своей зависимости от греха и одновременно упование на Бога очень важно и целительно для человека.

Это необходимое условие для возвращения утраченного рая, это первая ступень, с которой начинается трудное восхождение человека к святости и совершенству – тому спасительному состоянию “духовной нищеты”, о которой говорил Христос в Нагорной проповеди. Переживание человеком событий ветхозаветной истории как событий своей жизни – не поэтическая метафора. Чтобы осознать в полноте своё нынешнее греховное состояние, человек должен увидеть истоки своего бытия.

Именно поэтому в своём Покаянном каноне преподобный Андрей возвращается к началу бытия и грехопадению. Молящийся как бы погружается в первозданный мир, где всё говорит о Боге, всё отражает Его Божественную славу.

Человеку открывается его прежнее блаженное состояние, то, каким он должен был стать и каким стал. Покаяние трудно для мира, в котором мы живём. Современный мир противоположен тому, первозданному. Он утерял знание о Боге и усвоил ложные представления о смысле человеческого бытия. Всеми силами этот мир старается заглушить в людях совесть и покаянное чувство.

Повреждённого грехом человека лукавый мир уверяет в том, что он здоров, в то время как духовно страждущий нуждается в немедленном и действенном лечении. Это лечение – покаяние.

Святые отцы называли покаяние “духовной баней”, ибо в нём человек омывается от тьмы грехов и восстанавливается в своём прежнем сияющем облике.

Пройдя путь Великого поста и очистив себя от греховной скверны, человек чистым сердцем встречает светлое Христово Воскресение и вместе со Христом приобщается вечной блаженной жизни.

Прощеное воскресенье.

18 февраля 2018 года, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, настоятель храма иерей Сергий Шарга совершил вечерню с чином прощения в храме свт.блж.Матроны Московской г.Орла. В этот день священнослужители храма и прихожане взаимно просят друг у друга прощения.

Подробнее: Прощеное воскресенье.Подробнее: Прощеное воскресенье.Подробнее: Прощеное воскресенье.Подробнее: Прощеное воскресенье.Подробнее: Прощеное воскресенье.

 

 

 

 

 

 

Прощеное воскресенье – последнее воскресенье накануне Великого поста. Этот обычай пришел из древних времен, когда подвижники уходили на время Великого поста из городов и монастырей в пустыню, даже не зная, вернуться ли они обратно к Пасхе. Отправляясь в этот трудный и опасный путь, чтобы молиться в уединении, они прощались и старались примириться друг с другом. Каждый из них знал, что, возможно, путь, который они совершают, уходя от мира, может стать для них последним. Поэтому проститься и простить друг другу обиды было важно для них.

В память об этом православные люди так же испрашивают прощения друг у друга. Но просить прощения можно не только у единоверцев. Помириться можно со всеми, кого мы обидели, чтобы зло ушло из нашего сердца. Все мы несем перед Богом вину, на нас лежит тяжесть первородного греха. Испрашивая прощения у ближнего и, прощая его, мы пытаемся примириться с Богом, который по милости Своей прощает нам наши грехи. Мы просим Господа простить нас и надеемся, что Он услышит наши молитвы. Будем же всепрощающими и милостивыми, снисходительными к проступкам ближних, ведь и у нас есть свои грехи, о которых мы просим прощения у Бога в Прощеное воскресенье.

Грядущий Великий пост – время покаяния. Покаяние – это время исправления, очищения души. Затаив обиду на ближнего, невозможно с миром войти во время поста. Поэтому Прощеным воскресеньем следует не только просить прощения у тех, кого мы обидели, но и простить тех, кто обидел нас. Даже, если в этот день никто не просил у нас прощения.